GAMMA festival — это событие, которое попадает в списки лучших музыкальных фестивалей Европы. GAMMA изменяет российскую фестивальную культуру, ломает классическую формулу «сцена — фудкорт — маркет» и предлагает нам что-то совершенно новое.

В этом году организаторы вышли далеко за рамки музыкального направления. На образовательной программе были затронуты темы высоких технологий, инноваций, городского сообщества и современного искусства. Казалось бы, при чём тут тогда музыкальный фестиваль? Но стоит помнить, что контекст, в котором мы живём, напрямую влияет на искусство.

Главный смысловой фокус GAMMA — по-прежнему электронная и авангардная музыка, но нам позволили посмотреть на неё под другим углом. Музыкальные перфомансы легендарных хэдлайнеров Surgeon, Dax J, Оскара Мулеро и других звёзд электронной музыки после осмысления и погружения в контекст современной культуры звучали совсем иначе.

Михаэль Шпрангер

Одной из первых тем образовательной программы стал искусственный интеллект, в том числе возможности, которые он даёт музыкальной индустрии. Михаэль Шпрангер, исследователь из Sony Computer Science Laboratories Inc. рассказал о том, как искусственный интеллект создаёт новые картины или музыкальные произведения. В сущности, «творчество» машины ничем не отличается от творчества человека — искусственный интеллект собирает множество образов, которые ему предоставляются, и на их основе выдаёт уникальные сочетания. Согласно когнитивным исследованиям Эрика Канделя, за которые он получил Нобелевскую премию, человеческий мозг создаёт новые идеи точно так же. Можно ли, зная о такой схожести творческого процесса, не считать созданное искусственным интеллектом настоящим искусством? Исследователи пока не нашли ответ на этот вопрос. А на GAMMA искусственному интеллекту выделили отдельную сцену: самым ярким впечатлением для всех слушателей стало переосмысление машиной музыки Баха. Не исключено, что в будущем искусственный интеллект сможет составить конкуренцию настоящим диджеям.

Можно ли, зная о такой схожести творческого процесса, не считать созданное искусственным интеллектом настоящим искусством?

Ещё одна важная часть, влияющая на музыкальную культуру — рост популярности визуальных перформансов и VR-технологии. На открытии фестиваля был представлен аудиовизуальный перформанс, созданный композитором Казуя Нагая и медиа-художником Али Демирель. Под вводящий в транс эмбиент на куполе самого большого планетария Европы происходил бесконечный круговорот природных элементов. Зрители стали свидетелями органичного сплава философии дзен-буддизма, японской культуры и современных технологий. Во второй день программы с аудиовизуальным перфомансом SpaceTime Helix выступила Микела Пелузио, позволив зрителям увидеть и прочувствовать каждую вибрацию звука. Этот чувственный и визуальный опыт открывает дверь музыкантам, которые переосмысляют место музыки в современном искусстве и заключают её в экспериментальные формы.

Елена Малахатка

В будущем возможности расширятся и повсеместное внедрение VR-технологий позволит погружаться в опыт восприятия музыки ещё глубже. Елена Малахатка, представитель Королевского института технологий Швеции, рассказала на форуме, что сейчас главная задача, которая стоит перед VR-специалистами — добиться идеального, максимально реалистичного, объёмного звука. Возможно, такие междисциплинарные форумы будут способствовать скорому решению этой задачи.

Значимой частью фестиваля стал арт современных художников — огромные коридоры, залы и лестницы завода Степана Разина были наполнены инсталляциями. Комната с еловым лесом внутри, скульптуры из материалов, найденных на заводе, видео-арт — всё это помогло создать неповторимую атмосферу, свой собственный таинственный мир на 7 этажах заброшенного здания.

Яркая индивидуальность GAMMA в том, что организаторы смогли создать настоящий рейв, с его особенной атмосферой всеобщего единения и свободы. Они позволили гостям испытать уникальный опыт на стыке восприятия искусства, технологий и философии.

Автор: Виолетта Пустовалова

Фото: Дарья Избаш