В последнее время фотография привлекает к себе повышенное внимание. Становится всё сложнее совершить творческий жест, который не вызовет агрессивной реакции общественности. То выставку нудистов в объективе Стерджеса обливают мочой, то на фотопроект «Родина» от Данилы Ткаченко набрасываются правозащитники и активисты. Творчество Ткаченко занимает редкую нишу фотожурналистики. Он насыщает социальный посыл эстетической силой. Как и почему – в этой статье.
«Побег»
Дебютный трехлетний проект «Escape» удостоен премии World Press Foto. «Побег» рассказывает о людях, добровольно ставших отшельниками. Фотограф с безупречной визуальной стилистикой исследует тех, кто обменял социальные взаимодействия современного общества на свободную жизнь в природе.
«Меня волнует вопрос внутренней свободы в современном обществе: насколько она достижима, если ты всегда окружен социальными взаимоотношениями?»
Отшельники в объективе Данилы нашли свою свободу в природе. Там, где ты можешь почувствовать самого себя, возможно впервые встать лицом к лицу с самим собой. Не с собой как «студентом», или как «покупателем», или как «жителем Москвы», а с настоящим собой. Поэтому на фотографиях мы видим не просто людей, а людей, помещенных в природу, органично существующих в ней. Кажется, что персонажи проекта — это звери, которых фотограф случайно поймал в лесу.
Уже здесь видна отличительная особенность всего творчества Данилы — взаимосвязь художественной фотографии и фотожурналистики. Обычно художник выбирает один из путей: выстраивать художественным образом пространство картины или, по выражению отца фотожурналистики Анри Картье-Брессона, «ловить решающий момент». Ткаченко ухитряется совмещать два полюса. Его работы строго центрированы, фокус художественного взгляда направлен ровно на один объект, минимализм смысла и форм. Но при этом каждая его работа несет в себе остросоциальный посыл и требует не искусственной павильонной среды, а поиска и исследования. Любой проект Данилы — маленькое журналистское расследование, выраженное посредством фотографий. Каждая фотография есть предложение в тексте общего метанарратива проекта, подчиненного одной теме. На такой двойственный стиль его работ повлияла смесь образований — он закончил московскую школу фотожурналистики, а затем обучался в московской школе фотографии им. Родченко.
«Закрытые территории»
«Проект «Закрытые территории» — про утопичное стремление человека к техническому прогрессу», в котором фотограф продолжает исследование взаимосвязи человека и общества. При всей статичности работ Ткаченко главным их героем являются отношения. Начиная от формального отношения фигуры/фона, объекта/поля и до смысловых пар человек/общество, будущее/прошлое, идеал/утопия.
В «Закрытых территориях» остаточные кусочки технологического будущего представлены на фоне почти постапокалиптического пейзажа. Объект похож на ископаемое. Как гигантская кость тираннозавра намекает нам на его прошлое величие, так стальной скелет подводной лодки утверждает свое могущество, только, в отличие от динозавра, никогда так и не наступившее.
Монументальные заброшенные объекты – символ ненаступившего завтра.
«Потерянный горизонт»
Проект «Потерянный горизонт» визуализирует утопию построения идеального мира. Если в предыдущем проекте Ткаченко исследовал будущее как отсутствующее место, то в новом фигурой отсутствия становится утопия. В проекте сфотографированы предельные, то есть утопические мечты общества о строительстве совершенного мира. В «Закрытых территориях» мы видим руины планов на будущее, а здесь — идеальный образ будущего. И то, и другое одинаково безуспешно. Стилистика осталась практически неизменной: предмет изучения расположен в центре, окруженный пространством, в котором он пытается себя реализовать. В первом случае это природа, во втором заброшенная местность, здесь же это пустота, идеальный и пустой мир.
«Я фотографирую эти объекты, возведенные советской властью, на среднеформатную камеру 6х6, по ночам, с помощью мощного прожектора. Таким способом я заключаю их в супрематическую фигуру черного квадрата, который отсылает к «Черному квадрату» Казимира Малевича, раннему русскому авангарду и истокам советской утопии.»
Жест авангарда заключался в демонстрации границы искусства, жест утопии — демонстрация границ реальности.
«Опытное поле»
«Опытное Поле» дал Ткаченко вторую номинацию на премию Кандинского. Журналистское исследование заключалось в исследовании взаимодействия эстетического и капиталистического в нашей жизни. Современное массовое производство штампует образы красоты, размывая границы искусства и повседневной жизни. Происходит эстетизация социальных практик.
Обезличенные повторяющиеся фигуры не отдают себе отчет в создаваемом их телами узоре. Так и в повседневных практиках мы и не догадываемся о том, как создаем общий эстетический орнамент капиталистического общества, где единичность низведена до знака и обезличена. Общая стилизация уничтожает единичное. Художественно автор передает эту идею умножением знаковых фигур. До этого в фокусе фотоаппарата был единичный, уникальный объект, здесь же — массовое пустое множество. Эстетичность ранее достигалась концентрацией на объекте, в «Опытном поле» мы концентрируемся на его форме.
С этого проекта началось смещение в сторону художественной фотографии. Ткаченко не фиксирует образы действительности, грамотно выстраивая пространство фотографии, а конструирует искусственную среду, вписанную в реальный ландшафт.
«Родина»
Последний и самый известный проект «Родина» сигнализирует о сокращении сельского населения. Автор использовал только заброшенные и непригодные для жилья дома.
В «Родине» Ткаченко впервые вмешивается в фиксируемый им образ — сам создаёт символ, который запечатлевает его фотообъектив. Его рука уже не просто выстраивает композицию кадра, а создаёт объекты-символы в кадре. Художественная фотография в этом проекте одержала окончательную победу над фотожурналистикой. Сильный образ превзошел изучение и документацию.
О большой силе авторского высказывания нам говорит и почти безучастное пространство фотографии. В ранних проектах поле вокруг объекта существует в эстетическом и символическом напряжении с ним. Здесь оно остается безучастным, объект слишком тотален и уничтожает любое проявление полемичности.
История с «Родиной» имеет неприятный контекст. Со всех сторон её забрасывают обвинениями. Ткаченко даже подумывает выехать из страны. Все это имеет мало общего с обсуждением его творчества, наполненного внутренним диалогом, художественной ценностью и которое попросту красиво. А это в мире современного искусства встречается довольно редко.
Автор: Никита Добряков