С 27 по 28 июля на Хлебозаводе (ныне Флаконе) прошел фестиваль “Форма”. Именно на него после полудня подтягивалась цветастая толпа молодых людей: яркая одежда, волосы, цепи и татуировки — всё в лучших традициях свободной молодёжи. Настроение расслабленное: все просто наслаждались вернувшемуся в столицу теплу, пили пиво и вальяжно ходили от одного пространства к другому. Среди подростков были видны и люди постарше, а временами даже семьи с колясками. Звуки перформанса, начавшегося на крыше, перебивали игру музыкантов, и наоборот. Всё это сливается в один непонятный шум, и ты не знаешь, куда бежать, чтобы не пропустить что-то интересное. Пространство Хлебозавода разделили на несколько сцен и добавили площадку на крыше. При этом сложно разграничить, где что происходит. Сами организаторы говорят, что все мероприятия нельзя категоризировать, и жанра здесь не существует. Фестиваль как один сплошной перформанс — так его преподносят.
Кажется, что искусство здесь должно быть просто повсюду, но в глаза бросаются одни лишь маркеты и фудкорты. Куда идти — непонятно, а вокруг почему-то летает много ос. Когда спрашиваешь у организаторов, на что сегодня лучше посмотреть, они признаются, что первый день фестиваля уступает второму, и все действительно интересное будет завтра. И правда. В лайн-апе такие знакомые имена, как Пепперштейн и Чтак. В первый день остается лишь узнавать новых художников.
На крыше начинается перформанс “День города” группы художников: Татьяны Чижиковой, Анны Семеновы-Ганц и Романа Кутунова. Эти четверо, нарядившись в кокошники, березовый принт и в прочую русскую символику, танцевали под клубный бит. И было довольно странно видеть это и понимать, что в нескольких километрах от тебя, в центре столицы, происходят такие жуткие задержания. Праздник современного искусства на Дмитровской и ужасающая мясорубка, переплывающая с одной центральной станции метро на другую — всё смешалось в тот день.
К вечеру появилось ощущение, что как таковой дух фестиваля не чувствуется. Сцены спрятаны в закоулки и ангары, а подходя к ним, ты не можешь понять, кто выступает. Звуки чьего-либо перформанса гремят с разных сторон, а ты идешь на них. Так, попадаешь, например, на музыкальный перформанс «Ракеты Сони»: группа подростков сидит на краю сцены, качается в такт музыки, написанной композитором Владимиром Ранневым.
Потом новые звуки — на другом конце Хлебозавода начинает играть что-то похожее на хаус. Это перформанс Александра Залупина, «короля многослойного мэссэджа», как он сам себя описывает, и «отца гей-шансона». В розовой балаклаве, под розовым светом прожекторов, он поет, а рядом с ним танцует мужчина в плавках. Всем моментально становится весело, все визжат.
Рассказывая о мероприятиях второго дня, организаторы обязательно говорили «значимый». Одним из таких «значимых» был спектакль Всеволода Лисовского, Театра POST, Трансформатора и Лаборатории Угол «Большое молчание». Трое художников сидели у мольбертов, на которых были вопросы: «где лучше», «зачем лучше» и «почему лучше». Час они сидели и молчали, а люди приходили, стояли несколько минут и уходили, освобождая место для новых зрителей.
Самая большая толпа собралась на перформанс Павла Пепперштейна, что неудивительно. Он назывался «Волк и 8 козлят» и носил приставку «хореографический». 8 девочек в белых платьях танцевали с флагами восьми стран-победительниц, а позже били художника в форме нациста.
Фестиваль закончился спектаклем от музыкантов независимой сцены, и цветастая толпа потянулась к метро. Форма оставила смешанное впечатление: молодые художники, разбросанные по разным сценам, на выступления которых пробираешься по полуденной жаре, вездесущий запах пива, ведь партнёром стала Волковская пивоварня, постоянное чувство, что пропускаешь что-то интересное, метания от одной площадки к другой и ожидание вечера, чтобы наконец увидеть перформансы знаменитостей арт-мира. Видно, что мероприятие требует изменений и доработок. И в то же время радует, что в череде постоянных летних музыкальных фестивалей есть ивент, полностью посвященный современному искусству.
P.S.
Добавили немного стритстайла с фестиваля, чтобы вы прониклись атмосферой:
Автор: Злата Лиман
Фото: Мария Шепшелевич