West Wind – фестиваль, который организован European Film Promotion.  Компания продвигает современное европейское кино, создавая подборки из претендентов и номинантов на «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке» и просто заметные киноленты. В 2017 году West Wind проводится в пятый раз. В 2016 году в рамках фестиваля был показан фильм «Сын Саула», получивший Оскар. В этом году это претенденты из лонг-листа и шорт-листа премии Американской киноакадемии.

После показа проходит встреча в режиме «вопрос-ответ», на которой зрители могут задавать вопросы создателям фестиваля, который в этом году проходит в Москве и Санкт-Петербурге. Авторы THE WALL Magazine ознакомились с программой в кинотеатре «Англетер» в Северной столице. Показы проходили достаточно скромно, без ковровых дорожек и бесконечных вспышек фотокамер, но залы были полны желающих увидеть новое кино Европы.

«Добро пожаловать в Германию»

В угоду фестивалю название фильма переведено неточно, чтобы сделать акцент на национальной принадлежности. Оригинальное название переводится как «Добро пожаловать к Хартманам». Кинолента о типичной мюнхенской семье, которая берет для адаптации беженца Дьялло. Саму семью раздирают конфликты: отец стремится остаться молодым внешне, хотя постарел внутренне, мать страдает бытовым алкоголизмом, сын увлечен работой и не уделяет должного внимания своему ребенку, а дочь просто не может найти себя.

Появление эмигранта помогает Хартманам взглянуть на свою жизнь иначе. Дьялло не понимает, как супруга может хамить мужу, а муж может просто уйти из дома, или как отец может забыть про своего сына в угоду работе, а молодая девушка — прятаться от отношений. Главный герой не боится высказывать свою позицию, наполненную простыми истинами. Казалось, это ни к чему не приведет, но простые суждения Дьялло побеждают «европейское» понимание взаимоотношений, и Хартманы возвращаются к семейной гармонии.

Среди производителей числится студия Warner Bros., поэтому качество картинки остается на высоте. В продюсерской команде – выходцы с телевидения. Например, режиссер и продюсер Симон Верхоэвен был создателем сериала «Комиссар Рэкс». Хоть фильм и смотрится легко, но монтаж выдает телевизионную манеру компоновать кадры и ставить сцену – некоторые дубли получились затянутыми, у фильма нет «киношной бодрости», потому что в сериале всегда есть время развернуть сюжет.

«Освобождение Скопье»

Этот фильм не зря считается одной из самых сильных лент West Wind. Через призму восприятия ребёнка картина рассказывает о том, как Вторая Мировая война повлияла на Македонию. Скопье оккупирован немцами, местная полиция выполняет приказы Рейха, и в то время как мать главного героя работает у немецкого офицера, дядю главного героя до полусмерти избивают полицаи. Маленький Зоран взрослеет и, видя изменившийся город, лучше понимает действительность. Ему помогает пережить всё одна мечта – увидеть отца-партизана.

Картину тяжело смотреть, потому что создатели фильма переложили на плёнку все услышанные от ветеранов истории и донесли до зрителя в подлинном виде. Благодаря Зорану мы узнаем о разных людях, слышим их мысли о том, как всё должно быть устроено, что они потеряли на этой войне.

«Чёрная булавка»

Черногория представила неожиданную чёрную комедию, основанную на байках местных жителей. Режиссёр Иван Маринович рассказал историю провинциального священника, который борется с нравом местных жителей. Каждое столкновение батюшки с паствой заканчивается комичной ситуацией: если Петара (главного героя) пытаются оскорбить на словах – он отвечает еще более остро, если пытаются навредить зданию церкви – берёт ружьё, пытаются сорвать отпевание – бьёт обидчика.

Удивительно, но мы увидели историю проактивного батюшки, не под стать типичным православным. Персонаж становится в одну шеренгу с такими святыми отцами из кинематографа, как Отец Джеймс («Голгофа», 2013, в исполнении Брендана Глисона), Преподобный Адам Смолбоун («Преподобный», 2010-2014, в исполнении Тома Холландера) или Папа Римский Ленни Белардо («Молодой Папа», 2016, в исполнении Джуда Лоу). Это святые отцы, которые «надеятся на Бога, а сами не плошают». Поэтому главный герой «Черной булавки» Петар живо воспринимается зрителем.

«Серьёзная игра»

«Серьёзная игра» — фильм, который позиционируется как историческая драма, — рассказывает о запретной любви главных героев, Арвида и Лидии. Их любовь начинается в тот момент, когда сами по себе они не имеют ни положения в обществе, ни средств к существованию. Но через годы страсть снова вспыхивает, и это рушит их семьи.

Целостность повествования фильма то и дело разваливается, и история превращается в «ромашку» вместе-не-вместе. Как на Q&A после просмотра сказала сама исполнительница главной роли, это «фильм о сексуальном раскрепощении, которое началось в начале XX века». Через призму такой позиции картина складывается, но в этом случае авторы рискуют создать негативное восприятие со стороны зрителя.

Создатели делают серьёзный акцент на саундтреке. Музыка «Серьезной игры» напоминает ранние работы голливудских и европейских композиторов – Макса Рихтера, Картера Бёруэлла, Брайана Тайлера или даже Яна Тьерсена – и погружает в тяжёлые думы и смятение главных героев. Для Арвида и Лидии их любовь – непростой выбор, который саундтрек постоянно подчёркивает.

«В тени»

Фильм, который вошел в шорт-лист программы «Оскара» и в то же время создан в жанре хоррор. Действие происходит во времена Ирано-Иракской войны в 80-х годах и рассказывает историю иранской семьи, в жизнь которой вторгаются джины. Демонология Корана иллюстрирует силу внутрисемейного конфликта: каждая семейная и внутренняя проблема героев имеет свое воплощение в действиях джинов.

Получается, что конфликты между героями и внутри них рассказаны аллегорически. Простое описание сюжета сообщает лишь о бытовой драме с налетом точной психологии, поэтому фильм скорее надо смотреть.

Единство фестивальной подборки

Выбранные для показа фильмы поражают смысловым единством, потому что в них обозначены и раскрыты все проблемы, которые терзают Европу. Это не просто ответ на вопрос о мигрантах, создатели идут дальше и не боятся спрашивать: «Кто мы и куда пришли?». В рамках самобытных культур встает вопрос о цивилизационной самоидентификации.

В литературе и искусстве первых двух-трёх десятилетий начала каждого века начинает своя эпоха Романтизма. Это не подъём интереса к лирике, это погружение внутрь себя, культурная интроверсия с обращением к истории. В XIX веке эта эпоха была ознаменована историческими поэмами Байрона, сказками братьев Гримм, повестями Проспера Мериме, романами Фенимора Купера, «Капитанской дочкой» Пушкина – эти произведения и их авторы стремились утвердить личность через призму истории. В позапрошлом веке все литературы мира стали окончательно национальными благодаря поиску ответов в истории. В XX веке это тот же поиск в более ранних тысячелетиях или более сложных героях – Артур Конан Дойль, Максим Горький или Роберт Л. Стивенсон.

По такому же принципу авторы фильмов выстраивают свои картины. Они делают акцент на историческом колорите и выстраивают оппозиции «я – я», «я – он», «я – они», «я – моя страна», «я – другие культуры». Исторические факты становятся инструментом-мотивацией к поискам и получению внятных ответов без открытых финалов, потому что мы уже знаем, чем поиски кончатся. Так Европа, отвечая в фильмах на вопросы локальных персонажей, отвечает на вопрос о месте своей культуры.

Автор: Пётр Ермаков