29 октября в Еврейском музее и центре толерантности состоялось открытие выставки «Дом для машины. Бахметьевский и другие гаражи», которая посвящена началу эпохи советского гаражестроения (1920-30-е годы).

Изобретение автомобиля потребовало немедленного создания очень важной и нужной конструкции для его “хранения” — гаража. В названии выставки использовано известное выражение Ле Корбюзье, французского философа и архитектора, — «Дом — машина для жилья». На начало XX века как раз пришелся этап активного автомобилестроения и в принципе машинизации повседневной жизни человека, это вызвало сильные изменения как в обыденных привычках людей, так и в их ментальности в целом. Именно эти смысловые компоненты составили идейную структуру открывшейся выставки.

Бахметьевский гараж или Бахметьевский автобусный парк, спроектированный известным советским архитектором Константином Мельниковым, — здание самого Еврейского музея, ставшее выставочным пространством как снаружи, так и внутри. Кураторы выставки, Лия Чечик и Ольга Шурыгина, решили включить в экспозицию все объекты, способные передать дух эпохи инновационных открытий. Выставка сопровождается чертежами, в которых не так просто (зато интересно) разобраться, технической литературой, в которой собраны инженерные исследования гаражных построек, постерами в духе советского авангарда с характерными лозунгами и объяснениями правил дорожного движения, а также фотографиями и зарисовками главных улиц Москвы, сделанных современниками. Помимо этого, на выставке представлены реальные модели автомобилей начала XX века: легковые и грузовые машины, на которых сто лет назад передвигались москвичи. Таким образом, «не только автомобиль становится произведением искусства, но и сама Москва с новым транспортом преображается и становится образным героем для фотографов и режиссеров», — комментирует Лия Чечик

Ворота гаражей также стали важной частью выставки: на них проектируются кадры съёмок советской Москвы, где люди ездят на автомобилях, садятся в трамваи и автобусы, идут пешком по тротуарам и переходят улицы. Кадры сменяются отрывками из писем и произведений Владимира Маяковского и Виктора Шкловского. Вот, например, Маяковский призывает бережно относиться к общественному транспорту (трамваям): 

«…Товарищи, берегите свое же достояние! Постоял в очереди — и место есть, и зря с кулаками не приходится лезть. Трамвай цел, ездишь и ездишь. Товарищи, зря на трамвай не лезьте ж!»

В процессе работы над выставочным пространством кураторы придерживались основной цели — не слишком увлечься автомобильной архитектурой и сделать историю о гаражах более человечной. Поэтому главными героями выставки стали не машины, а люди: поэты, писатели, художники, инженеры и архитекторы. Среди них центральное место отводится Лиле Брик, главной любительнице автомобилей. Ей отдельно посвящен один из трёх тематических разделов выставки. Мы видим её на экспонируемых в самом начале выставки фотографиях вместе с Маяковским и новеньким «Рено». Смотря на их счастливые лица на чёрно-белых снимках, сделанных Александром Родченко, мы будто с ними устремляемся назад в будущее. Следующие разделы посвящены Виктору Шкловскому, активно осваивавшему автодело на фронтах Первой мировой войны и писавшему фельетоны в журнале «За рулем», и инженеру Леву Давидовичу, создававшему проекты московских гаражей в 1930-х гг.

Гараж как отдельное архитектурное строение на протяжении XX века использовался и осмысливался по-разному, от этого определить его будущее назначение очень сложно. Кураторы выставки назвали гараж «погибающей архитектурой». Однако стоит ли в этом быть уверенным, если он уже пережил целое столетие, меняясь и перестраиваясь вместе с ним?

Ответить на этот вопрос возможно, не только посетив выставку, но и специальные лекции, кинопоказы и дискуссии, организованные к её открытию.

Выставка «Дом для машины. Бахметьевский и другие гаражи» продлится до 10 января 2021 года.

Автор: Мария Йылмаз
Фото предоставлены пресс-службой Еврейского музея и центра толерантности