В рамках Конгресса «Психическое здоровье человека XXI века» параллельно пройдет второй кинофестиваль, посвященный людям с психическими особенностями.
Безумие и безумцы, по определению Мишеля Фуко, несут в себе «и угрозу, и насмешку, и головокружительную бессмыслицу мира, и смехотворное ничтожество человека». От них всегда и во все времена пытались избавиться, отделиться, отвернуться, закрыть глаза. И в то же время безумие завораживает, притягивает взгляд, действует подобно гипнозу – особенно безумие артистическое, противопоставляющее гениального безумца обывателю.
Но ни страха, ни чрезмерного восхищения нет в программе фестиваля «Доку-MENTAL». Авторы документальных и игровых фильмов этой программы протягивают руку безумию и безумцам, чтобы свести их с трагического пьедестала и поставить вровень с нами, теми, кто крепко стоит на земле. Заглянуть с близкого расстояния глаза в глаза. Здесь нет ложного сентиментализма в духе «они такие же, как и мы» – они не такие или не во всем такие же, и во многих случаях именно в их отличиях человеческие чувства и человеческая сущность проявляется намного сильнее, чем это бывает у «нормальных» людей.
Как путешествие в другую страну часто подтверждает национальные стереотипы, но и еще чаще не оставляет от них ни камня на камне, так и путешествие по программе, составленной из очень деликатных и очень личных фильмов, заставляет всерьез пересмотреть железобетонные представления современного человека о том, где проходят границы «отклонения» и «нормы».
Все фильмы демонстрируются на оригинальном языке с русскими субтитрами.
ПРОГРАММА:
12 ДНЕЙ / 12 JOURS
Франция 2017, 87 мин.
Режиссёр: Раймон Депардон
Каждый год десятки тысяч человек во Франции принудительно направляются на психиатрическое лечение. По закону, в течении 12 дней они должны предстать перед судьей, который выносит решение – оставить пациента в клинике или отпустить домой.
Выдающийся фотограф и режиссер Раймон Депардон, лауреат Пулитцеровской премии и премии «Сезар», впервые в истории получил возможность задокументировать эти заседания – судебный процесс над человеческой душой, которой на наших глазах предстоит отправиться в рай или в ад. Для пациентов, среди которых есть преступники и жертвы чудовищных преступлений, этот разговор становится серьезным испытанием; но не меньшим испытанием он будет и для судей, вынужденных максимально деликатно выбирать выражения, и для зрителей, которым придется пересмотреть многие свои стереотипы о душевнобольных.
Награды и фестивали:
Каннский кинофестиваль — участник программы
Номинация на премию «Сезар» — лучший документальный фильм
Международный кинофестиваль в Сан-Себастьяне — участник программы
Международный кинофестиваль в Чикаго — участник программы
Международный фестиваль документального кино CPH:DOX в Копенгагене — участник программы
БЕКСИНЬСКИЕ. ВИДЕОФОНИЧЕСКИЙ АЛЬБОМ / BEKSINSKY. ALBUM WIDEOFONICZNY
Польша 2017, 80 мин.
Режиссёр: Марцин Борхардт
Жил-был молодой художник – сначала бедствовал, потом преуспел, повзрослел, женился, и у него родился сын. Мальчик тоже хотел рисовать, но двух художников в семье оказалось многовато, поэтому он стал диджеем на радио и музыкальным журналистом, тоже повзрослел, а потом покончил собой, оставив отца наедине с чувством вины (позднее, уже за пределами фильма, отец будет убит в своей квартире малолетними преступниками).
Если старший, Здзислав Бексиньский, научился переплавлять черную меланхолию в живопись, то младший, Томек, оказался беззащитен перед депрессией. От обоих остались долгие часы видео- и аудиоархивов, которые режиссер Марцин Борхардт превратил в семейную сагу, составленную из картинок и звуков. Как в «Будденброках» Томаса Манна, семья, которая могла быть так счастлива через годы, движется к своему закату, проживая безвременье последних лет социалистической Польши.
Награды и фестивали:
Номинация на кинопремию Польши — лучший документальный фильм
Международный кинофестиваль в Сопоте – приз зрительских симпатий в конкурсе документальных фильмов
ДИНА / DINA
США 2017, 103 мин.
Режиссёр: Антонио Сантини, Дэн Сиклз
В ролях: Дина Буно, Скотт Левин, Фрэнк Костанцо, Джинни Левин, Дженни Осборн
Романтическая комедия, героиня которой обожает Ким Кардашьян и розовый цвет, а герой – прекрасно танцует. Как и любая другая пара, Дина и Скотт переживают свои взлеты и падения, пытаются сбежать от рутины в романтический отель, жалуются приятелям и пытаются разгадать секрет долговременных отношений. Им обоим за сорок, и оба они – в аутистическом спектре и с трудом приспосабливаются к нашему миру, но авторы фильма наблюдают за своими героями без патернализма и излишней сентиментальности. Это люди в поисках счастья, такие же, как и мы – только их чувства и намерения гораздо более обнажены.
Награды и фестивали:
Кинофестиваль «Сандэнс» — гран-при документального конкурса
Фестиваль независимого кино в Бостоне — приз за лучший монтаж документального кино
Премия международной ассоциации документального кино — лучший документальный фильм
Международный кинофестиваль в Сарасоте —лучший полнометражный документальный фильм
Премия Cinema Eye — почётная премия «Незабываемые»
Международный кинофестиваль в Сан-Вэлли — премия Vision
Международный фестиваль документального кино в Шеффилде — участник программы
ИГРЫ РАЗУМА / A BEAUTIFUL MIND
США 2001, 135 мин.
Режиссёр: Рон Ховард
В ролях: Рассел Кроу, Дженнифер Коннелли, Эд Харрис, Кристофер Пламмер, Пол Беттани, Джош Лукас
Абсолютная классика ранних нулевых, лауреат четырех «Оскаров» – головокружительная экранизация параноидальной шизофрении одного реально существовавшего гения, лауреата Нобелевской премии, специалиста по теории игр, математика Джона Нэша.
Исполнитель главной роли Рассел Кроу на наших глазах трансформируется из застенчивого юноши в убеленного сединами ученого с мировым именем, в промежутке переживая навязчивые и опасные галлюцинации, на содержание которых заметно повлияла и паранойя общественная – холодная война, противостояние советской и американской разведок. Как и сам Нэш, зритель не всегда способен отличить реальность от порождений больного воображения, но любящая женщина и научная деятельность помогают если не укротить безумие, то хотя бы приручить его.
Награды и фестивали:
Премия «Оскар» — лучший фильм, лучший режиссёр, лучшая женская роль второго плана, лучший адаптированный сценарий
Премия «Золотой глобус» — лучший фильм/драма, лучшая мужская роль в драме, лучшая женская роль второго плана, лучший сценарий
Премия BAFTA —лучшая мужская роль, лучшая женская роль второго плана
Премия «Спутник» — лучшая женская роль второго плана, лучшая песня
Премия гильдии киноактёров Америки — лучшая мужская роль
Премия гильдии режиссёров Америки — лучший режиссёр
Премия гильдии сценаристов США — лучший адаптированный сценарий
Премия Американского киноинститута — актриса года
Премия «Кристофер» — лучший фильм
МАНИЯ / MANIC
США, Канада 2017, 84 мин.
Режиссёр: Калина Бертин
Чарльз Мэнсон, вместе со своей паствой убивший актрису Шэрон Тейт и еще несколько человек, – самый радикальный, но не единственный гуру, отбрасывающий мрачную тень на движение хиппи.
…солнечный остров в Карибском море, начало 1990-х. Любящий папа снимает на ручную камеру четверых своих детей – дети дурачатся, сопят, едят бананы. Спустя тридцать лет одна из девочек вырастет и спросит себя: кем на самом деле был их отец, известный разным людям под разными именами, и почему сегодня вся семья сходит с ума – сестра постоянно в панике, а брат кидается в близких ножами? Начавшись как банальный экскурс молодой женщины в идиллию собственного детства, фильм Калины Бертин быстро превращается в документальный триллер, в котором на каждый заданный вопрос поступает все более шокирующий ответ. Семейные тайны, запертые в шкафу, незаметно отравляют жизнь следующих поколений, но как далеко можно зайти с камерой в поисках информации и как найти в себе силы примириться со своим и чужим прошлым?
Награды и фестивали:
Международный кинофестиваль в Бруклине — премия «Дух»
ПРОБУЖДЕНИЕ / AWAKENINGS
США 1990, 121 мин.
Режиссёр: Пенни Маршалл
В ролях: Роберт Де Ниро, Робин Уильямс, Джули Кавнер, Рут Нельсон, Джон Хёрд, Пенелопа Энн Миллер, Элис Драммонд
Одна из редких для кинематографа экранизаций Оливера Сакса – легендарного англо-американского невролога и нейропсихолога, автора книг «Человек, который принял свою жену за шляпу», «Антрополог на Марсе» и многих других. Опубликованный в 1972-м году роман «Пробуждения» основан на реальных событиях: в начале своей карьеры, работая в госпитале Бронкса, Сакс столкнулся с группой обездвиженных пациентов со схожими симптомами, которые оказались последствиями давней эпидемии летаргического энцефалита. Применив новое лекарство, молодой доктор добился почти чудесного «воскрешения» – как легендарный Рип Ван Винкль, больные просыпались и приходили в сознание после многолетнего забытья.
Фильм Пенни Маршалл выводит на первый план историю одного из пациентов, роль которого сыграл находящийся в расцвете своего драматического таланта Роберт Де Ниро. Альтер-эго Оливера Сакса, застенчивого врача, сыграл Робин Уильямс, который в конце жизни сам страдал от тяжелого неврологического заболевания. Как и книга, фильм, в свое время получивший несколько номинаций на «Оскар», – не только история удивительного медицинского эксперимента, но повод всерьез задуматься о том, насколько верны наши представления о дееспособности, сознании и о том, что такое человек вообще.
Награды и фестивали:
Номинация на премию «Оскар» — лучший фильм, лучшая мужская роль, лучший адаптированный сценарий
Номинация на премию «Золотой Глобус» —лучшая мужская роль в драме
Премия национального совета кинокритиков США — лучшая мужская роль
Номинация на премию «Грэмми» — лучшая инструментальная композиция, написанная для фильма
Билеты доступны по ссылке.