В Николаевском зале Государственного Эрмитажа на ближайшие четыре месяца поселилась выставка «Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры Лейденской коллекции» одного из самых известных мировых частных собраний голландской живописи XVII века.
Рембрандт Харменс ван Рейн выходец из старинного университетского городка Лейдена: центра текстильной промышленности, каналов и богатейшей коллекции библиотечных собраний. Его жизнь началась с признания и славы, а закончилась резким падением и нищетой. Но несмотря на это, работы Рембрандта хранятся в музеях России, Великобритании, Нидерландов и Германии, а толпы туристов стоят в очереди, чтобы взглянуть на творения этого гениального художника.
Частные собрания работ — большая удача и редкость для 21 века. Лейденская коллекция как раз и принадлежит к таким бесценным жемчужинам. Её создали в 2003 году супруги Томас Каплан и Дафна Реканати-Каплан. Любовь и восхищение золотым веком голландской живописи начались у Томаса Каплана ещё в молодости. Тогда он и не помышлял о том, что когда-то соберёт свою собственную частную коллекцию, но ему несказанно повезло. Художественный рынок был крайне щедр на произведения нидерландских мастеров. Страстно влюблённые в искусство они с женой сумели собрать с нуля разнообразную по тематике коллекцию картин Рембрандта, Яна Вермеера Делфтского, Геррита Доу, малых голландцев. За 15 лет своей деятельности собрание включает в себя около 250 живописных и графических работ.
![](http://thewallmagazine.ru/wp-content/uploads/2018/09/рембрандт.jpg)
Томас Каплан. Источник фото: worldpics.pro
Выставка в Эрмитаже – уникальная возможность не только познакомиться поближе с творчеством голландских живописцев, но и увидеть, как воспринимает это искусство чета Каплан. Отличительной чертой является то, что в её состав включены восемь произведений, находящихся в коллекции Эрмитажа. Получился некий диалог между эрмитажными картинами тонкой живописи и произведениями Лейденской коллекции.
В Николаевском зале царит атмосфера умиротворения и спокойствия. Приглушённое освещение создаёт светотеневые эффекты позднего Рембрандта, убирает на второй план посетителей, которые вчитываются в аннотации подле картин, пытаются вглядеться в детали удивительных по исполнению работ и тайком сделать фотографии шедевров. В центре зала самые знаменитые картины Рембрандта, а работы его учеников и последователей расходятся в разные стороны как лучи, что само по себе является интересным решением кураторов выставки.
Раннее творчество лейденского периода Рембрандта из серии аллегорий чувств навивает раздумья: «Извлечение камня глупости (Аллегория осязания)», «Три музыканта (Аллегория слуха)» и «Пациент, упавший в обморок (Аллегория обоняния)» (самая ранняя из работ, подписанная художником). Картина «Пациент в очках (Аллегория зрения)» не представлена. Была и пятая картина (Аллегория вкуса), но о её местонахождении, увы, ничего неизвестно.
Без исключения все персонажи, запечатлённые на картинах, преисполнены страхом, удивлением, отвращением, но в тоже время не лишены интереса к происходящему. Свет и тени рук Рембрандта делают с работами что-то никак не поддающееся объяснению.
![](https://pp.userapi.com/c846216/v846216490/e94da/kUHKdxHgDUY.jpg)
«Извлечение камня глупости», «Три музыканта», «Пациент, упавший в обморок» (1624-1625)
Зрелый период его творчества, связан с длительной и плодотворной работой в Амстердаме: «Портрет мужчины в красном дублете», «Девушка в расшитой золотом накидке», «Автопортрет с затенёнными глазами», знаменитая «Минерва в кабинете», в образе которой предстала супруга художника Саския — одна из важнейших работ этого периода. Это произведение является кульминацией серии схожих исторических картин, написанных Рембрандтом в середине 1630-х годов и изображающих героических женщин древности.
![](https://pp.userapi.com/c846216/v846216490/e94c8/QS3wYqBM5W0.jpg)
«Минерва в кабинете» (1635)
Представлены на выставке и так называемые «Малые голландцы» – отдельное художественное направление живописи 17 века. Мастерство пейзажной и бытовой жанровой картины малого размера объединилось. Небольшие, написанные на дереве и меди живописные работы отличаются своим колоритом и виртуозной техникой. Предназначение таких картин было не для парадных залов королевских особ, дворцов и храмов, а для оформления не очень богатого камерного интерьера обычного жилища. Такие работы были доступны по цене горожанам, ремесленникам и даже крестьянам.
Вот, например, детали на картинах одного из первых учеников Рембрандта Геррита Доу. Как же тщательно они выписаны. Создаётся ощущение, что это не нарисованные картины, а просто качественно распечатанные на принтере рисунки. Его работы поглощают зрителя в шумный мир рынков, лабазов, бакалей и галантерей Голландии.
Вот разложенные на подоконниках кочаны капусты, связки моркови и свисающую с потолка связку лука. Они сошли с картины «Торговка сельдью». У этой работы довольно интересная история. Изначально она находилась в Эрмитаже, так как она была приобретена Екатериной II, но позже подарила её графу Орлову. А один из его потомков продал шедевр в начале XX века за границу. Но в Эрмитаже осталась похожая по сюжету картина на «Торговку сельдью». С тем же названием и авторством.
![](https://pp.userapi.com/c846216/v846216490/e94be/n59aTc_3NtE.jpg)
«Торговка сельдью» (Лейденская коллекция, 1670-1675), «Торговка сельдями» (Эрмитаж, 1670-1675)
На выставке это не единственные схожие картины. Эрмитажная работа «Разбитое яйцо» Франса ван Мириса Старшего, изображающая молодую крестьянку составляет пару «Отдыхающему путнику» его же авторства только из Лейденской коллекции.
![](https://pp.userapi.com/c846216/v846216490/e94ee/bToaTZt7jYg.jpg)
«Разбитое яйцо» (Вторая половина XVII в.), «Отдыхающий путник» ( около 1657)
Идя от картины к картине резко всё меняется. Из таинственного освещения вспыхивает «Автопортрет с атрибутами занятий магией» Питера ван Лара. Он пугает своей агрессивной аурой. Автопортрет сопровождают оккультно-магические предметы и книги, погашенная свеча, череп. Леденящая физиономия стала такой при виде когтей дьявола, стремящихся к тому, чтобы наказать художника за его дерзкие действия. На нотном листе, лежащем на переднем плане, начертано зловещее послание «Дьявол не шутит». То есть автор знал, на что шёл, делая свои «шалости».
![](https://pp.userapi.com/c846216/v846216490/e9510/v-d-BAnIULI.jpg)
«Автопортрет с атрибутами занятий магией» (около 1635-1637)
Есть на выставке место не только бытописанию и страсти, но и прекрасному виду искусств – музыке. Музыкальные мотивы проглядываются в картине «Девушка за вёрджинелом» Яна Вермеера Делфтского. Его работы встречаются крайне редко. Известно всего тридцать шесть произведений. Тем ценнее увидеть одну из его картин в России, которых нет ни в одном собрании отечественных музеев.
![](https://pp.userapi.com/c846216/v846216490/e94b4/m1mafJ7GWfM.jpg)
«Девушка за вёрджинелом» (около 1670-1672)
Помимо прочего в экспозицию вошли «Портрет Самюэла Ампцинга» и «Портрет Конрада Витора» харлемского живописца Франса Халса. Он известен как мастер оригинальных портретов, на которых в выразительной и свободной манере запечатлены представители различных слоёв общества, в том числе купцы, священнослужители и военные.
![](https://pp.userapi.com/c846216/v846216490/e94e4/5iUU8f8_46k.jpg)
«Портрет Самюэла Ампцинга» (1630), «Портрет Конрада Витора» (1644)
![](https://pp.userapi.com/c846216/v846216490/e9507/aVxZQJ6omIc.jpg)
«Голова медведя» (1489)
И, пожалуй, самое необычное в этой выставке – присутствие работы, которая не относится к Лейденской коллекции. Бесценный бриллиант, работа величайшего художника эпохи Возрождения Леонардо да Винчи. Небольшой набросок «Голова медведя», нарисованный им во время пребывания в Милане при дворе герцога Людовико Сфорца. Благодаря этому рисунку появилась картина «Дама с горностаем».
![](https://pp.userapi.com/c846216/v846216490/e9518/1B0dcExPF68.jpg)
«Дама с горностаем» (1489-1490)
Дело в том, что медведь и послужил неким прообразом горностая, которого не было под рукой у художника. Всё получилось настолько правдоподобно, что никто не сомневался в натуралистичности работы.
Лейденская коллекция по праву заслуживает восхищения зрителей. Уникальность и любовь её основателей позволяют лицезреть поистине гениальные произведения искусства XVII века. Познакомиться с работами, которые нельзя увидеть в России и узнать занятнейшие истории, связанные с ними. Так творчество прошлого объединяется с современным восприятием и даёт свежее дыхание гениальным работам голландской живописи.
Автор: Виктория Дмитриева
Фото: Виктория Дмитриева