«Я не помню, как сдаваться, и меня это заводит ещё больше!»

Молодые художники зачастую сталкиваются с проблемой несоразмерности их амбиций и возможностей. Можно сказать, нашему герою в этом плане повезло. Приехав в Москву в возрасте 21 года из маленького города Балаково Саратовской области, Дмитрий Потапов и подумать не мог, что уже через пару лет он станет победителем международного конкурса портретистов Art Portrait, будет сотрудничать с лондонской галереей Unit London и войдет в топ-20 лучших digital-художников по версии американского журнала Artit.

Работы Дмитрия Потапова выставлялись в московских арт-пространствах «Izo Art Gallery», «Галерея А3» и «Галерея Proun». Digital-художник с псевдонимом DAMN TRUE исследует искажения фотографий, внедряя в структуру портрета не свойственные ей элементы. Многие скажут, что это не настоящее искусство. Мы поговорили с Дмитрием о трансформациях в искусстве и узнали, как заявить о себе начинающему художнику.

Когда ты начал заниматься искусством?

Рисовал я с детства. В основном это была чёрно-белая графика. Помню, будучи подростком, я часто писал портреты на заказ. При этом никогда специально не учился рисованию – ни кружков, ни художественных школ в моей биографии не было. Просто рисовал для души, как получалось. Тогда и интернет считался чем-то неизведанным, негде было искать источники вдохновения. 

Широкую известность тебе принесла серия абстрактных чёрно-белых портретов, написанных углём в стиле минимализма. Почему ты решил перейти на цифровое искусство?

Да, мне удалось обратить на себя внимание в арт-среде именно благодаря серии «FACE_ID». Конечно, и до этого меня пару раз приглашали к участию в выставках современного искусства, но победа в международном конкурсе портретистов стала новой точкой отсчёта. Я получил массу возможностей для дальнейшего развития и понял, что останавливаться нельзя. Правда, к сожалению, такой триумф немного выбил меня из колеи. Некоторое время я ничего не рисовал и стал задумываться над другими концепциями и форматами.

Мне нужно было минимизировать затраты на производство картин, но сделать так, чтобы этих картин становилось больше. Тогда я решил поработать с digital-технологиями. Самое сложное и самое крутое одновременно – найти свою индивидуальную стилистику, по которой тебя сразу будет узнавать публика. Я старался добиться такого эффекта.

Сейчас ты работаешь только с фотографиями. В чём сложность создания твоих работ? 

Если честно, переключиться на работу исключительно с фотографиями мне было сложно психологически. Я прекрасно понимал, что нашёл своё занятие, что это та оригинальность, которая поможет мне добиться классных результатов, но окружение думало иначе. Близкие люди считали, что я растерял свой талант и новое увлечение ни к чему не приведёт. «Ты больше не рисуешь», – звучало как приговор. Но я рад, что тогда не сдался.

Да, может показаться, что искажение фотопортретов на компьютере с последующим использованием техники артколлажа – это просто. На самом же деле создание таких картин требует большой работы. Скажем так, экспериментируя, я исследую границы между фотографией и материальным миром. Первый этап моей работы – поиск подходящего фотопортрета на просторах интернета. Иногда этот процесс занимает около недели. Потом я покупаю права на понравившееся изображение и работаю с ним в специальных программах. Но это не всё. Доделываю я свои картины уже вручную, с помощью коллажа, красок, мела и прочего.

Как ты сам себе объясняешь, почему эти картины пользуются спросом за рубежом?

Помню, как в первый раз мне пришло письмо от именитой лондонской галереи Unit London. Не мог поверить, что они вправду хотят купить несколько моих работ. Тогда я получил тысячу долларов – на тот момент очень большие для меня деньги – и снова поверил в то, что делаю. Почему картины оценили за рубежом? Для меня это и сейчас загадка… Наверное, чем-то они их зацепили. Это здорово. И, конечно, спасибо инстаграму. Чаще всего со мной связывались именно благодаря возможностям этой платформы.

Кому-то подражаешь? Есть кумиры?

Как ни странно, никогда никому не подражал. Думаю, вы не найдете художников, которые делали бы в точности то же, что и я. Скажу так: я не восхищаюсь отдельными творческими личностями, мне скорее интересно наблюдать за их взглядами на определенные вещи – как материальные, так и духовные. Я прихожу на выставку, и мне интересно увидеть, как художник преподносит публике своё видение проблемы. Иногда очень важно изменить угол зрения, взглянув на что-то привычное с другого ракурса.

Художник всегда решает какую-то задачу. Как бы ты охарактеризовал свою задачу и какой смысл ты вкладываешь в картины?

Моя задача – показать освобождение человека от внешних социальных норм и стандартов. Причем она касается как технической стороны моего творчества, так и смысловой нагрузки картин. Я стараюсь абстрагироваться от рамок академического искусства, экспериментируя с новыми формами и техниками, а параллельно изучаю непростую философию человеческого поведения. Кстати, как раз поэтому на моих изображениях скрыты глаза. Я бы и уши скрыл, но пока не получается сделать это красиво. То, что мы слышим и видим, это отражение всего внешнего. А человеку следует обратить взор внутрь себя. В этом и есть отправная точка пути к совершенству. 

Как публика оценивает твои работы? Обычно это ожидаемая реакция?

В целом, я уже заметил, что мои работы нравятся. Поэтому обычно наблюдаю максимально положительную реакцию. Конечно, восприятие моих картин всегда индивидуально, и в сознании зрителей порой рождаются ассоциации, которые я даже не подразумевал. Но такова суть искусства – оно всегда будет объектом интерпретации.

Почему ты против обучения искусству в школах и институтах?

Такое обучение уничтожает твой уникальный, индивидуальный стиль. Когда на протяжении нескольких лет учат рисовать по определённым устоявшимся правилам, ты не сможешь выработать свою стилистику и отличиться от остальных. К сожалению, после учебы в институтах у творческих людей обычно пропадает желание продолжать заниматься искусством.

В искусстве всегда имела место идея протеста. Почему ты перестал рисовать политические карикатуры? Разве подлинное искусство не должно существовать вопреки системе?

Моя самая первая политическая карикатура была связана с очередными лесными пожарами где-то в Сибири. Обычная картинка, которую я выложил в инстаграм для своей аудитории. А позже друзья начали присылать мне ссылки на десятки материалов, в которых использовали или упоминали мою карикатуру на действующий режим. Тогда же мне стали приходить сообщения недоброжелательного характера от незнакомых людей. Меня это не испугало, нет. На такой волне хайпа было очень даже выгодно продолжать рисовать карикатуры политического характера. Потом я опубликовал ещё несколько работ, но вскоре прекратил. 

Вдруг понял, что мир намного сложнее карикатур и нельзя отзываться обо всём происходящем так категорично, когда мы не знаем всей правды. Я люблю свою страну и, конечно, знаю о проблемах. Но искусство, на мой взгляд, должно окрылять человека, возвышать его над пошлостью и вдохновлять на прекрасное. Кроме того, я вижу, что сегодня многие якобы протестные художники создают свои картины исключительно ради финансовой выгоды, не преследуя никаких благих целей по усовершенствованию мира.

Раньше художник мог годами работать над одним полотном, при этом не имея права на ошибку. Сегодня техника и графические редакторы существенно облегчают процесс. Является ли диджитал-арт настоящим искусством?

Думаю, что является. Просто приходится адаптироваться под новые условия. Никто уже не готов годами ждать заказанный портрет. Быстрый результат нужен здесь и сейчас. Возможно, искусство стало более доступным и каждому под силу освоить графический редактор, но иногда я смотрю на некоторые работы и не понимаю, как такое вообще возможно создать даже с помощью компьютера. 

Как ты относишься к коллаборациям с другими художниками и с брендами?

Это круто! Я за объединение стилей и совместные проекты. Правда, иногда начинаешь работать с другим художником и понимаешь, что вряд ли сложится. Вы оба уникальные и классные, но объединить два разных стиля почему-то никак не получается. Что касается брендов, активно поддерживаю тренд на подобные партнерства. Например, в 2019 году мы сделали интересную коллаборацию с МТС. 

В последнее время я стал сотрудничать с рэп-исполнителями. Причем делаю это абсолютно бесплатно. Коллаборации с некоторыми рэперами – это моя благодарность им за их творчество, которое сопровождало меня по жизни и помогало в трудные моменты. Всегда хотелось не просто сказать спасибо, а что-то сделать. Такая возможность представилась, и я очень этому рад. Из последних работ могу назвать обложки для сингла «Спой мне» исполнителя Pra(killa’gramm) и сингла «Розовое вино 3» популярного рэпера и моего земляка TMNV. Наверное, одна из моих целей на будущее – рисовать самые дорогие обложки для русских рэперов. 

Как заявить о себе начинающему художнику?

Главное – выбрать правильную платформу и последовательно, но активно продвигать свои работы в сети. Участвовать в онлайн-аукционах, связываться с экспертами отрасли и не бояться. Иногда внезапный успех – это стечение обстоятельств. Когда я приехал в Москву, какое-то время работал официантом. И однажды, будучи уже экс-работником ресторана, откликнулся на предложение одного телеканала сняться в репортаже и ответить на несколько вопросов. Между делом мне удалось рассказать на всю страну о своей мечте – презентовать собственные картины на выставках. После выхода репортажа со мной связалась галерея «Izo Art Gallery» и предложила сотрудничество. Никогда не сдавайтесь.

«Я подарю тебе лето, я покажу тебе Питер»

Автор: Татьяна Конюхова