Москву наполнило волшебство сюрреализма. Сегодня в ЦВЗ “Манеж” открылась выставка “Сальвадор Дали. Магическое искусство”. Более 180-ти работ были предоставлены фондом “Гала — Сальвадор Дали” и Национальным музеем “Центр искусств королевы Софии”. Такая масштабная выставка художника проходит в России впервые.

Пресс-конференция выставки “Сальвадор Дали. Магическое искусство”

Они разместились в уютном полумраке: живопись, рисунки, акварели и гравюры. Картины будто светятся изнутри, но при ближайшем рассмотрении оказывается, что это луч прожектора, направленный ровно на полотно. Кроме того, на семи тысячах квадратных метрах Манежа есть два кинотеатра, лаунж зона и скульптуры современных художников, сделанных по мотивам произведений Дали. К выставке прилагается огромная параллельная программа. Это лекции экспертов, мастер классы для детей, показ фильма “Андалузский пес”, классики французского сюрреализма, и мультфильма “Дестино”, созданного Сальвадором Дали для Диснея. Кажется, здесь уже можно говорить о тенденции площадок быть больше, чем просто помещением с экспонатами. Музеи теперь претендуют на всеохватность, об этом свидетельствует и череда предстоящих культурных открытий в нашей стране в этом году. 

Кровать и два прикроватных столика, яростно атакующие виолончель, 1983

Владимир Воронченко, директор Музея Фаберже и председатель правления фонда «Связь времен», выступивших одними из организаторов выставки, считает, что благодаря такому проекту Москва может позиционировать себя, как настоящий культурный мегаполис. На пресс-конференции озвучивались надежды на то, что “Сальвадор Дали. Магическое искусство” привлечет не только москвичей, но и гостей из других стран. Так произошло, например, с ретроспективой Фриды Кало, проходившей в Манеже год назад. Километровые очереди привели проект к званию самой популярной и посещаемой выставки года в России, а сейчас есть все основания полагать, что в случае с Дали будет также. 

Сальвадор Дали говорил, что, по сравнению со своими современниками, он — великий художник, и хотел стать новым Рафаэлем. Он стремился с фотографической точностью запечатлеть реальность, причем не только географическую, но и внутреннюю, реальность снов. Говоря о его искусстве, куратор выставки Монсе Агер употребляет такие понятия, как параноидально-критический метод репрезентации реальности и ядерно-мистические работы. На художника сильно повлиял разрыв ядерной бомбы: всю жизнь он искал веру, а после этого события, нашел ее в науке. 

Невозможно не упомянуть Галу, человека, оказавшего огромное влияние на Дали и его творчество. Вместе они были увлечены идеями феминизма 1920-ых годов, что необычно для сюрреалистов. В их кругах женщина обыкновенно расценивалась лишь как муза, объект восхищения, но точно не сотворец, каким стала Гала. Некоторые картины были написаны совместно ей и Дали, став своеобразным манифестом феминизма того времени. Гала была его ангелом, который направляет руку живописца. Об этом Дали написал в книге “50 секретов магического мастерства”. Её фрагменты сейчас представлены на выставке, так что у нас появилась возможность узнать, что же, по мнению художника, помогало ему создавать такие волшебные и загадочные работы. 

“Сальвадор Дали. Магическое искусство” проработает до 25-го марта. После ЦВЗ “Манеж” и Музей Фаберже будут продолжать серию выставок наиболее известных и влиятельных художников XX века. Директор Музея Фаберже Владимир Воронченко и руководитель Департамента культуры города Москвы Александр Кибовский следующим проектом назвали ретроспективу Пабло Пикассо

Автор: Злата Лиман
Фотограф: Мария Шепшелевич 
Источник обложки: «Постоянство память», 1931, muzei-mira.com