23 апреля прошел первый международный саммит коллекционеров современного искусства Cube.Collectors Summit в Cube.Moscow. Мероприятие показало, что стоит за выставками современного искусства, арт-ярмарками и аукционами. И оказалось, что за ними вовсе не мастерские с мольбертами и красками, а сложные бизнес-схемы, череда патронов и коллекционеров. Делимся знаниями о новой стороне современного искусства.

Напомним, что Cube.Moscow — это площадка, которая не просто организовывает выставки, но и собирает множество галерей в одном месте. Это не только показы современного российского искусства, но и его продажа. Здесь всё нацелено на бизнес, на создание благоприятной среды для взаимодействия всех представителей арт-индустрии: художников, кураторов, коллекционеров.

Атмосфера на Cube.Collectors Summit ничем не отличается от той, что царит на обычных саммитах, где собираются обсуждать серьёзные бизнес-вопросы. Повсюду слова “инструменты управления”, “рынок”, “блокчейн”, “финансовая аналитика”. О том, что разговор всё же пойдет о современном искусстве, напоминают лишь картины на стенах. И то многие из них загорожены банерами и пресс-волами. Среди людей в костюмах удалось найти лишь одного художника. В отличие от остальных он одет в яркую красную рубашку и клетчатые штаны. Это Валерий Черкашин. Он смотрит на все с улыбкой и постоянно отходит за чашкой кофе. Всё-таки на один день Cube.Moscow однозначно стал пространством бизнеса, где надо говорить не о творчестве, а о деньгах.

Елена Белоногова, Ули Сигг и Надежда Зиновская

Елена Белоногова, Ули Сигг и Надежда Зиновская

На саммите мы узнали о том, чего нашей арт-среде не хватает и что в ней необходимо улучшить:

  • В России плохо развита арт-критика. Даже локальная, не то что ориентированная на мир. А ведь именно она должна популяризировать наше искусство на Западе.
  • Нужны институты, которые будут структурировать рынок. Это должна быть грамотно построенная сеть из ярмарок, арт-пространств, галерей и саммитов.
  • Интернациональные паблик-токи должны чаще освещаться в медиа, иначе будут постоянно проходить мимо нас.
  • Не хватает частного капитала, который мог бы поддерживать художников.
  • На Art Basel (главной интернациональной арт-ярмарке — прим. автора) не так много русских художников. Либо выставляются те, кто уже давно живут на Западе, либо те, кто представляют русское искусство от западных галерей второго ряда.  

На Cube.Collectors Summit поговорили и о роли коллекционера, о том, что от него нужно в современном арт-рынке:

  • Коллекционеры — путеводные звезды для индустрии современного искусства. Здесь, как ни в каком другом деле, важно доверять себе и, как бы романтично это ни звучало, слушать своё сердце.
  • Коллекционерам крайне важно работать вместе. Поэтому необходимо создать специальную платформу, в рамках которой будет проще взаимодействовать, обмениваться коллекциями.
  • Русские коллекционеры любят оставаться анонимными. В то же время зарубежные эксперты утверждают, что это не идет коллекционированию на пользу. Они рекомендуют всегда быть готовым рассказать о своих коллекциях, публиковать о них статьи да и в принципе стать ближе и интереснее для людей.

И, конечно же, узнали несколько интересных фактов об арт-мире:

  • Арт-мир больше не централизуется в определенных городах. Нью-Йорк, Лондон и Париж как главные точки современного искусства уже в прошлом. Теперь всё зависит только от вас: какой сферой в современном искусстве вы интересуетесь, туда и едете.
  • Сейчас на арт-рынке продавцы те, кто успели приобрести искусство в 2008-м, во время кризиса.
  • Самое ценное медиа о русском искусстве для Запада — это наши арт-ярмарки, такие, как Cosmoscow, например, и наши галереи, например, Винзавод. Полезно следить за их программами. Они и определяют актуальную повестку.

После саммита состоялось открытие выставки “Новое русское. Искусство на рубеже 80-х — 90-х годов XX века”. В неё вошли работы Юрия Альберта, Вадима Захарова, Константина Звездочетова, Виталия Комара и Александра Меламида и других художников из частных собраний. Нечасто встретишь выставки, посвящённые только этому периоду. Возможно, это потому, что именно в 80-ые — 90-ые большая часть русского искусства была вывезена за рубеж. Сейчас эти работы найти не так просто. Приходится собирать их по всему миру по крупицам. И тут Cube.Moscow воодушевляет. Несмотря на то, что в русской арт-индустрии сейчас достаточно много проблем, всё равно находятся коллекционеры, благодаря которым создаются такие выставки. Эти люди жертвуют музеям свои частные коллекции и готовы идти на риск, чтобы популяризовать отечественное искусство. Возможно, в будущем таких людей станет больше. Ведь это и есть цель Cube.Moscow — вовлечь людей в необычную и интересную жизнь современного искусства.

 

Автор: Злата Лиман