Одной из самых обсуждаемых новостей начала августа стало принятие «закона о кинофестивалях», который вызвал множество негативных отзывов. Представители государственных органов отмечают, что основная задача закона – снижение уровня бюрократизации при проведении международных кинофестивалей. Но большинство представителей отрасли сходятся во мнении, что он является проявлением цензуры и стремлением Министерства культуры усилить контроль над сферой независимого кино.

Министр культуры Владимир Мединский. Источник фото: kommersant.ru

THE WALL Magazine решил разобраться, как в России осуществляется законодательное регулирование кинематографа.

Базовый документ, с которого началось регулирование киноиндустрии в России, — закон «О государственной поддержке кинематографии», принятый еще в 1996 году и прошедший через энное количество поправок. Он содержит определения основным терминам, фиксирует, собственно, формы господдержки кинематографа, регулирует порядок госфинансирования. Кстати, проекты, обладающие «художественной и культурной значимостью», могут получать финансирование в размере от 70 до 100%.

Что происходило дальше?

2004: создание экспертных комиссий по игровому, анимационному и неигровому кино

Шок-контент: государственным финансированием киноиндустрии в России занимается не только известный всем Фонд Кино, но и Департамент кинематографии Минкульта, а точнее, экспертные комиссии Департамента.

Основная задача комиссий — оценка сценариев для того, чтобы решить, предоставлять ли им государственное финансирование.  Главные критерии отбора сценариев  — «значимость для духовной жизни страны», утверждение гражданских и нравственных идеалов, и в целом фильмы, которые будут востребованы российским обществом. Получилось ли следовать букве закона на практике, судите сами.

2009: новая редакция Положения о Фонде кино

Сам Фонд был создан еще в 1995 году, но в 2009 году его полномочия были значительно расширены. К примеру, он получил право на распоряжение средствами из федерального бюджета в целях развития национальной киноиндустрии. Помимо этого, Фонд принимает участие в разработке законопроектов о развитии российской кинематографии, организует проведение исследований и независимой общественной экспертизы проектов, проводит недели российского кино за рубежом.

Кадр из фильма «Я худею»

Схемы государственного финансирования кино подвергаются жесткой критике – и, видимо, небезосновательно. Так, по данным kinodata.pro, в период с 1992 по 2005 годы в России было выпущено почти 1400 кинокартин, прибыль принесла всего 81. В 2018 году из фильмов, снятых при господдержке, успешными оказались «Движение вверх» Антона Мегердичева, «Лед» Олега Трофима, «Собибор» Константина Хабенского и «Я худею» Алексея Нужного.

2009: ведение единой системы сведений о кинотеатрах

В 2009 году был выпущен закон, обязавший кинотеатры отчитываться о продаже билетов. Для этого была создана единая информационная система, в которой каждый кинотеатр сообщал, сколько билетов на каждый сеанс было продано (включая информацию о ряде и месте).

Целью законопроекта было сделать российский рынок кинопроката более прозрачным, ведь до 2009 года, по оценкам экспертов, сокрытие доходов от показов находилось на уровне 30-50%. По мнению авторов законопроекта, это становилось причиной пониженного интереса инвесторов к российской киноиндустрии. Помимо этого, авторы утверждали, что введение системы даст шанс точно проанализировать, насколько успешными оказываются российские фильмы, что, в свою очередь, поможет «эффективно расходовать бюджетные средства, выделенные на господдержку кино».

Закон критиковался за то, что финансовые издержки по внедрению системы легли на владельцев кинотеатров несмотря на то, что они не являлись ни инициаторами законопроекта, ни основными заинтересованными сторонами.

2012: введение возрастных категорий

В рамках закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию» фильмам стали присуждать категории 0+, 6+, 12+, 16+, 18+.  Для категории 16+ допускалось «частое количество сцен насилия и жестокости» и «сцены употребления наркотиков», но без оправдания таких действий, а также без натурализма. Зрителям младше 16 демонстрировать насилие и жестокость запретили.

Кадр из фильма «Сумерки. Сага. Рассвет. Часть 1»

Логично, что введение закона привело к снижению сборов. Особенно серьезной проблемой это стало для фильмов, чьей основной аудиторией являлись подростки (14-летних девочек перестали пускать на «Сумерки», также пострадали многие голливудские боевики). Интересно, что возрастные ограничения, полученные фильмами в России, нередко оказывались жестче, чем установленные студиями-производителями: к примеру, фильм «Красавица и чудовище», изначально имевший возрастной ценз 13+, в российском прокате был помещен в категорию 16+.

Кадр из фильма «Красавица и чудовище»

2013: антипиратский закон

Закон позволил правообладателям блокировать ресурсы, на которых размещался нелегальный контент на срок до 15 дней, не дожидаясь рассмотрения иска судом. По мнению авторов закона, это позволило правообладателям значительно повысить доход с каждого фильма. Тем не менее, принятие закона вызвало резкую критику со стороны представителей таких компаний, как Mail.Ru Group, Яндекс, Google Россия, Ozon.ru. По их мнению, редакция закона являлась неудачной, так как допускала ошибочные блокировки IP-адресов, не имевших отношения к сайтам-нарушителям. Помимо этого, принятие закона создавало пространство для недобросовестной конкуренции. По поводу отмены закона даже была создана петиция на официальном портале РОИ, она набрала 100 тысяч подписей, но была отклонена.

2014: закон о запрете мата в фильмах

Инициатива была выдвинута еще в 2012 году группой депутатов во главе со Станиславом Говорухиным. Был введен запрет на выход в прокат фильмов с ненормативной лексикой, при первичном нарушении организаторов показа штрафуют на 50-100 тысяч рублей, при повторном – на сумму до 200 тысяч. Также при неоднократном нарушении деятельность прокатчиков может быть заблокирована на срок до 3 месяцев. Несмотря на принятие закона, ряд фильмов все же оказался допущен до проката – так, «Левиафан» Звягинцева демонстрировался в кинотеатрах, но получил возрастное ограничение 18+.

Андрей Звягинцев

2014: новая редакция правил выдачи прокатного удостоверения

В том же году были приняты дополнительные требования к получению фильмом прокатного удостоверения. Помимо запрета нецензурной брани, был также введен запрет на демонстрацию материалов, пропагандирующих терроризм и экстремизм, содержащих информацию о способах изготовления наркотических средств, а также «пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости».

2017: закон об онлайн-кинотеатрах

Изменился закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации» – владельцам онлайн-кинотеатров запретили распространять информацию, которая «содержит публичные призывы к осуществлению террористической деятельности» или «публично оправдывает терроризм».

Помимо этого, закон запретил иностранным гражданам владеть более чем 20% сервиса, если его ежедневная аудитория на протяжении месяца составляет свыше 100 тыс. пользователей по всей России или более 20 тыс. — в одном регионе. Действие закона коснулось небольшого количества кинотеатров, среди наиболее известных — Megogo и Ivi, чьи владельцы раскритиковали закон.

Мы рады, что были учтены мнения игроков рынка и внесены необходимые поправки. Таким образом, в текущей версии ограничения, предусмотренные законом, в большей степени направлены на зарубежные сервисы, которые работают на российском рынке онлайн-видео.
Гендиректор онлайн-кинотеатра Okko Иван Городецкий

«Этот закон будет очередным большим ударом по инвестиционному климату… Ограничивать доли иностранного влияния исключительно вредно для всех участников рынка. Инвесторы в сложных условиях, в период разгула пиратства, поверили в закон и среду в России, а теперь их заставляют сбросить свои акции», – так прокомментировал закон генеральный директор Ivi.ru Олег Туманов.

2018: закон о кинофестивалях

В завершении вернемся к тому самому закону о кинофестивалях. Если вдруг весь общественный резонанс прошел мимо вас, вот краткая выжимка.

Итак, 3 августа Президент подписал закон, позволяющий показывать на проходящих в России международных фестивалях фильмы без прокатного удостоверения. Но показывать фильм можно будет всего два раза и не дольше, чем в течении десяти дней.

Помимо этого, фильмы, демонстрируемые на фестивалях, должны быть сняты не больше года назад и обязаны пройти конкурсный отбор. Представители госорганов уверяют, что данный закон облегчит бюрократические стороны организации и проведения фестивалей, представители кинематографа же считают, что он уничтожит многие фестивали и ретроспективы. Meduza собрала основные аргументы обеих сторон.

По словам представителей киноиндустрии, предпринимались попытки наладить диалог с Министерством культуры. «Мои коллеги даже ходили в Думу на совещание. Их послушали, но в итоге спустя полгода, сразу после ЧМ, всё это запустили. Какой толк? Нас, главных людей, тех, кто всё это делает, никто ни о чем не спрашивает», — так прокомментировал ситуацию основатель компании «Иноекино» Алексей Бажин.

Нужно понимать, что прокатных удостоверений ни в одной цивилизованной стране мира не существует. Прокатное удостоверение – это форма цензуры.
Президент фестиваля «Артдокфест» Виталий Манский

Наиболее жесткой критике подвергается пункт о необходимости получения прокатных удостоверений.

«Получение прокатного удостоверения — это долгая и дорогостоящая бюрократическая процедура, занимающая месяца полтора-два. Почему она такая — потому что возглавляемое Мединским министерство так хреново это организовало. В соседних Белоруссии и Казахстане это происходит супербыстро, бесплатно и онлайн. Там это элементарная уведомительная процедура», – поясняет основатель проекта «Артхаус» Сэм Клебанов.

Закон делает невозможным проведение следующих фестивалей: Иноекино, Синематека Искусство Кино, КароАрт, Кинопрограммы при Третьяковской галерее в Москве, AmFest, Britfest, ArtPokaz. Beat Film Festival, возможно, сохранится, но в значительно урезанном формате. Помимо этого, не станет независимых ретроспектив мирового кино, недель национального кино, и большинства мелких фестивалей и показов, приуроченных к особенным событиям.

Остается надеяться, что созданный с якобы благими намерениями закон о кинофестивалях не превратится в новый инструмент цензуры, а для полюбившихся ретроспектив и независимых фестивалей, как и обещают авторы закона, будут найдены решения.

Автор: Екатерина Шевякова