В прокат вышел фильм «Человек из Подольска» – кинодебют молодого театрального режиссера Семёна Серзина. Комедия абсурда снята по одноименной пьесе Дмитрия Данилова, которую с огромным успехом ставят как российские, так и зарубежные театры. Действие фильма происходит в обычном полицейском участке. Но задержанного не пытают, ему не подбрасывают пакетик с порошком, всё намного удивительнее – стражи порядка спрашивают у Коли об истории Подольска и просят его станцевать.

Начинается фильм так, как большая часть драм о потерянном поколении «зумеров» – мы видим на вокзале замкнутого в себе молодого человека в наушниках, ничем не выделяющегося среди толпы прохожих. Позднее узнаем, что Коля намного старше. И к своим тридцати пяти годам главный герой так и не смог построить успешную карьеру – он работает редактором в окружной газете, не получая удовольствия от этого занятия. С женщинами тоже не особо ладится, сначала развод, а теперь расставание с девушкой, о которой Коля может сказать лишь: «Ну, красивая…». Да и живет он всё ещё с мамой в Подольске, хотя втайне мечтает об Амстердаме.

Без каких-либо объяснений полицейские забирают у Коли документы и отвозят его в отделение. Здесь зритель вместе с главным героем и окунается в атмосферу полного абсурда, потому что работники органов ведут себя не так, как мы привыкли – не надевают на задержанного наручники и не сажают за решётку, а начинают беседовать с ним о численности населения Подольска и о том, какого цвета стены у него в подъезде. Поначалу Коля пытается бунтовать, но вскоре понимает, что это бессмысленно: лучше уж спокойно поддакивать, иначе кто знает, чего ждать от российских органов…

Сотрудники органов твердят герою, что он не умеет замечать прекрасное и охотно поддаётся пагубному влиянию обыденности и бессмысленной рутины

Режиссёр моделирует ситуацию, в которой полиция выполняет воспитательные функции, воздействуя на граждан ненасильственными методами. Другой вопрос, можно ли считать их беседы насилием психологическим. При этом, конечно, и сама ситуация, и характеры героев сильно гиперболизированы, возведены в высшую степень абсурда. Не зря Коле кажется, будто он попал в дурдом, а не в отделение полиции. Сотрудники органов твердят герою, что он не умеет замечать прекрасное и охотно поддаётся пагубному влиянию обыденности и бессмысленной рутины. Вот в каком преступлении обвиняют Колю.

Действительно, герой по образованию историк, однако историей совсем не интересуется, университет он закончил исключительно ради диплома, а свою работу редактора ненавидит. Коля не живет, он существует. Такой «маленький человек» нашего времени, только не в шинели, а в серой куртке. Иногда, правда, кажется, будто он не совсем безнадёжен и понимает, что нужно что-то менять. Но сразу возникает вопрос – почему же тогда герой ничего не делает? Да, многие станут доказывать с пеной у рта, что российская провинция просто априори обречена на вялотекущее существование и Коле из Подольска не суждено покорить Амстердам. 

Поначалу зритель невольно сочувствует невиновному арестованному, которого полицейские запугивают, унижают и заставляют подчиняться. Но по ходу развития сюжета равнодушие и уныние Коли начинают пугать – мы догадываемся, что почти в каждом из нас живёт такой же безвольный, несвободный и недовольный «человек из Подольска», неуверенный в себе и не замечающий ничего хорошего вокруг. 

Мы догадываемся, что почти в каждом из нас живёт такой же безвольный, несвободный и недовольный «человек из Подольска»

Допрос в отделении полиции становится уроком для главного героя, своеобразной лекцией на тему «Что такое хорошо и что такое плохо», а за внешне жуткой и пугающей комедией в стиле Кафки скрывается обычная социальная драма. Полицейские выступают в роли неких проповедников высшей истины, которые пытаются донести до Коли мысль, что даже Подольск может быть прекрасным, если по-другому на него посмотреть. Почему именно полицейские? Вероятно, потому что человека охватывает страх только в отделении полиции и только там можно повлиять на его сознание.

По словам режиссёра Семёна Серзина, это фильм «про несовпадение идеалов, о которых всю дорогу рассказывают персонажи-полицейские, с Реальностью – с большой буквы, как у них положено писать по уставу. В этом и заключается абсурд. Все такие высокие намерения разбиваются о ту реальность, в которой мы живём». Возникает определенный парадокс. Казалось бы, вот вам правильная российская полиция, которая не дубинками лупит, а пытается перевоспитать граждан и сделать из них достойных людей. Но и тут вы недовольны! Может, дело в нас самих и каждому стоит начать с себя? 

Фильм абсолютно точно стоит того, чтобы увидеть его и ощутить на себе местами страшный сеанс интенсивной психотерапии, а заодно и посмеяться. Благодаря талантливой игре актеров кино смотрится на одном дыхании. Правда, на роль Коли был принципиально выбран не актер, а музыкант, лидер группы OQJAV Вадик Королёв. Ему посчастливилось играть на одной площадке с Владимиром Майзингером, Викторией Исаковой, Михаилом Касаповым и Ильёй Борисовым.

Применит ли герой полученный опыт на практике? Подействует ли суровой приговор следственных органов на жизнь Коли из Подольска? Россия для грустных?

Смотрите в кинотеатрах.

Автор: Татьяна Конюхова
Фото по тексту: кадр из фильма «Человек из Подольска», 2020, реж. Семён Серзин