Субботним осенним вечером в Санкт-Петербурге состоялся второй фестиваль всемирной музыки «Части света». На просторах Юсуповского сада арт-директор фестиваля Борис Гребенщиков вновь представил публике музыку, которую практически никто не знает. Две сцены – восемь не похожих друг на друга групп из разных городов России и зарубежных стран: от Лондона до Тель-Авива. А в финале – выступление мэтра со своим коллективом Аквариум International.

О фестивале

Идея проекта зародилась у Бориса Гребенщикова после разговора с Ильёй Бортнюком, который много лет организовывает в Петербурге небезызвестный фестиваль STEREOLETO. В мире так много прекрасной музыки, которую не услышишь по радио или на телевидении, её попросту не знают в России. Так и родилась главная идея проекта — объединить людей интересом к разным культурам, музыкальным мотивам и многообразию традиций. Фестиваль «Части света» впервые состоялся в 2017 году, где идейный вдохновитель лично отобрал талантливые коллективы, которые не боятся быть странными, несут в массы свою философию и вдохновляют слушателей на движение вперёд.

Главная идея проекта — объединить людей интересом к разным культурам, музыкальным мотивам и многообразию традиций

Музыкальные мотивы

Пока гости собирались в Юсуповском саду на двух площадках создавали настроение ди-джеи, а основное действие началось, когда Борис Гребенщиков дал старт вторым «Частям света».

Первой на малой сцене со своей программой выступил коллектив из Норильска «Белое Злато». Ребята не ищут больших сцен и поют в своё удовольствие. Увидеть их в общественном транспорте или, как сегодня, в саду не шутка, а реальность.

Русские народные мотивы + золотые голоса + теплая атмосфера = влюблённость

А тем временем на Main Stage уже зажигал финский музыкант-виртуоз Kimmo Pohjonen, который совмещает в музыке фолк, рок, танцевальную и экспериментальную эстетику, заставляя аккордеон звучать по-новому, а зрителей двигаться в такт льющейся музыке.

Позже на сцену вышел гитарист их Йошкар-Олы Гоша Арбан. Борис Гребенщиков увидел в его таланте неподдельную изобретательность и чистоту, а зрители познакомились с ещё одним впечатляющим музыкантом.

На малой сцене сменили Гошу Арбана продолжатели традиции йеменского женского песнопения Gulaza из Тель-Авива. Путешествие из Ймена в Африку стало возможным благодаря вкраплениям мужского вокала, древним мистическим текстам и разнообразию музыкальных инструментов.

Вслед за ними с небольшой технической задержкой на главной сцене появилась главная фолк-группа страны Мельница. Легенды, мифы, акустика, драйвовые рок-мотивы и танцы. Много танцев. Босиком. Все, кто уютно расположились на лужайке у сцены, не смогли оставаться на своих местах.

Любители этнической музыки гипнотизирующе раскачивались под мелодии редких инструментов Maria Pomianowska. Мультиинструменталист, вокалист и композитор сочетает польский фолк с восточными музыкальными мотивами и неоклассикой, барокко и музыкой Ренессанса. Набор такой разнообразный, что яблоку негде было упасть. Все внимательно вслушивались в мотивы.

Ещё одни гости фестиваля – из Великобритании и Нигерии Ibibio Sound Machine. не давали отдыхать ни себе, ни зрителям. Праздник самых странных танцев и бесконечных признаний в любви Санкт-Петербургу. Солистка поёт на наречии ибибио, смешивая всё с современной электроникой и афробитом. А неизменная русская народная «Калинка» в её исполнении стала не только подарком для слушателей, но и отличным новым звучанием. Под композиции коллектива народ настолько объединился, что водил хороводы и даже выкрикивал солистке тёплые благодарности на английском.

В то время как на основной площадке музыканты только входили в кураж, на малой сцене выступала последняя исполнительница Sheema Mukherjee. Девушка родом из Индии с ситаром в руках вытворяет такие вещи, что если не видеть её на сцене, а только слушать издали, можно подумать, что выступает целая рок-группа. А на деле – только один музыкант и инструмент.

Завершили программу Аквариум International — музыкальный проект Бориса Гребенщикова. Уже полюбившиеся композиции легендарной рок-группы и необычные эксперименты с музыкантами из разных стран, а также польская скрипка, ирландская волынка и другие необычные инструменты. В ярком свете софитов под раскаты грома долгожданное выступление Бориса Гребенщикова поставило финальную точку и дало повод всем присутствующим обязательно прийти на фестиваль через год, чтобы вновь познакомиться с необычными музыкальными коллективами, их музыкой и очутиться в атмосфере вселенского позитива, исходящего от каждого человека.

Для души

Помимо музыкальной составляющей фестиваля было место самообразованию, играм и мастер-классам. В лектории рассказывали о вине, шампанском и сабраже, трэвел-журналистике и Японии, о том, как играть музыку «по воздуху» – на терменвоксе – и на колёсной средневековой лире. Для тем нет географических границ.

К слову, о шампанском. В зоне с ним бокал игристого напитка вручали за прохождение головоломки. Запомнить последовательность разноцветных шариков, пройти лабиринт пока песочные часы «отсыпают» время или запомнить комбинацию из палочек заставили ностальгировать о телепередаче «Форт Боярд». Мечта стать участником этой программы осуществилась в этот день у очень многих людей, и дело тут было точно не в шампанском.

В зоне танцевальных мастер-классов танцоры только и успевали, что сменять друг друга: страстное фламенко, ирландские, карельские и еврейские танцы. Разнообразие движений и эмоций успели прочувствовать на себе даже те, кто не решился на урок.

Самые маленькие учились играть на барабанах, веселились в зоне анимационной студии в ярких колпаках. Взрослые рисовали мехенди, всемирный рынок изобиловал необычными изделиями, а из фуд-кортов манили запахи национальных кухонь разных стран.

Ламповый фестиваль «Части света» объединил людей друг с другом. И уже во второй раз доказал, что нет границ для дружбы и самопознания.

Автор: Виктория Дмитриева

Фотограф: Екатерина Яковлева