25 апреля в Powerhouse состоится презентация альбома Сергея Бурухина “Поздно”. Сергей, басист группы “Наадя”, теперь начинает и сольную карьеру и удивляет необычным для русской музыкальной среды звучанием. Поговорили о песнях, новой волне в русском роке и о творческих планах.

Название альбома похоже на самоиронию. Как будто вам кажется, что можно было его выпустить и раньше. А что вы сами  в него вкладывали?

Я играю в группе “Наадя” уже 6 лет и всё это время пытался делать что-то сольно, но у меня это не очень получалось. Сама Надя (Надежда Грицкевич — прим.ред.) меня, на самом деле, очень вдохновляла своим творчеством и тем, как она пишет песни. Не скажу, что я учился у нее напрямую, но как-то подсознательно что-то ухватывал.

На самом деле, “Поздно” — это не только про то, что уже поздно что-то записывать, но и про то, что я обычно сижу и пишу музыку по ночам. С утра я люблю петь, но ковыряться с аранжировками начинаю где-то заполночь, когда прихожу после репетиций. Вообще для названия хотелось какое-то короткое слово. Ну а в целом, да, ирония тут есть. Мне уже 32, и я только сейчас выпустил дебютный альбом, когда столько лет уже занимаюсь музыкой.

Как вы пришли к написанию песен? Возможно, вас подтолкнуло к этому творчество какого-то исполнителя?

Изначально у меня был абсолютно понятный импульс, который привел меня к тому, чтобы я записал альбом. Осенью я посмотрел фильм “Лето” и решил переслушать дебютный альбом группы Кино, немного Зоопарка, немного БГ. Мне очень понравилось то, что люди условно из говна и палок, из ничего, делали классную музыку, не имея возможности её особо записывать. А я тут сижу, у меня есть всё, а я не делаю это. И я подумал: «Как странно…Наверное, дело во мне».

Еще я много слушал лоу-фай хип-хопа. Просто на ютюбе подборки с музыкой, где какая-нибудь инструментальная хип-хоп штука играет. И мне это нравится. Помогает мне работать.

А я тут сижу, у меня есть всё, а я не делаю это. И я подумал: «Как странно…Наверное, дело во мне»

Наверное, ещё вдохновила книга. Я прочитал перед тем, как писать альбом, книжку про разработку современных видеоигр, и люди там просто пашут, как психи, 100 часов в неделю. И я подумал: странно жаловаться на то, что у меня нет релизов, потому что я, на самом деле, не то чтобы сильно много времени на это трачу.

Ну и Надя. Она просто мой друг и всегда может помочь советом.

Расскажите о работе с “Наадя”. Как вы попали в группу?

Это где-то было в мае 2013 года. Я на тот момент работал программистом и узнал, что создается новый проект “Наадя”. И я предложил им сделать веб-проект или клип интерактивный. Мне было интересно с ними познакомиться. Мы начали общаться. Надя сказала, что им нужен басист. И я такой: “Опа, а я как раз умею, давай пришлю тебе демки”. И потом мы отыграли наш первый концерт на пикнике Афиши. Ну я прямо благодарен, что так получилось, потому что я просто чувак с мороза, который пришел и говорит: “Давайте я буду с вами играть, мне нравится ваша музыка”. Они такие: «Ну ок».

Еще я в группе, помимо баса, занимаюсь всем тем, что касается технической части. У нас есть много плейбэка, то есть того, что мы заранее записываем, потому что не имеем возможности играть на концертах. И я отвечаю за это. В целом, у нас маленькая группа, сейчас на сцене всего 3 человека, и все играют ключевые роли. Это крутой опыт. Сейчас, когда сольно выступаю, у меня нет страха сцены. Я выхожу на сцену и чувствую себя супер комфортно.

Хорошо ли совмещается работа в группе и сольная карьера? Возможно ли, что вскоре вам придется выбрать что-то одно?

В целом, хорошо. По сути, ты часть работы делаешь сам, а ребята потом тебе просто помогают исполнять. В этом плане я в “Нааде” не то чтобы сильно загружен. Я просто пару раз в неделю хожу на репетиции и пару раз в месяц играю концерты. Успеваю свои вещи спокойно делать один. Мне для того, чтобы писать свою музыку, никто не нужен, да и Наде тоже. Сейчас ни у неё, ни у меня нет такого плотного графика, чтобы это как-то нам могло мешать. Посмотрим, что будет через год.

Что нового вам даёт сольная карьера, кроме возможности петь самому, конечно?

И на всех фотографиях быть в центре ещё. (смеется) Мне пока сложно сказать. Только в марте вышел альбом. У нас было только одно выступление — мы играли на разогреве у моего друга Сережи Сироткина. На этой недели будет первый сольный концерт — презентация альбома. Рано делать выводы. Но в целом, мне кажется, что мне есть, что сказать, и теперь у меня это получается выразить. То есть это возможность выразить свои мысли.

Просто накопилось, поэтому, я сейчас быстро делаю новый материал. Меня прет, я кайфую от этого. Надеюсь, до конца года еще один альбом выложу. Мне хочется делать. После презентации активно займусь записью второго альбома. Может, осенью выйдет, может раньше. Посмотрим. После того, как выйдет второй, у меня сложится мнение, что происходит, зачем я это делаю.

В вашем паблике есть репост списка 30 самых популярных альбомов среди подписчиков паблика «Родной звук». Вы там на 16 месте. Как относитесь к музыкантам, с которыми соседствуете? Чья музыка и стиль вам более всего симпатизируют?

Я ко всей музыке отношусь доброжелательно и с интересом. Всегда слежу за тем, что выкладывают в “Родном звуке”. Я больше в последнее время пытался проникнуться новой русской рэп-волной. Меня, с одной стороны, вдохновляют какие-то вещи. Big Baby Tape, например. Мне очень понравился его альбом. Я точно не смог бы сделать что-то такое.

Я довольно спокойный. Весь мой посыл построен на том, что я просто живу, хожу на работу, езжу в метро, люблю макзавтраки и ездить на такси, когда мне лень идти, люблю поздно встать, сидеть дома в выходные, играть в видеоигры и выпить вина.

Все рэперы, видимо, — сплошная харизма, а это не про меня. Я довольно спокойный. Весь мой посыл построен на том, что я просто живу, хожу на работу, езжу в метро, люблю макзавтраки и ездить на такси, когда мне лень идти, люблю поздно встать, сидеть дома в выходные, играть в видеоигры и выпить вина. То есть занимаюсь не тем, чем любят хвастаться рэп-исполнители. Я просто пытаюсь быть откровенным с самим собой, и это, кажется, работает.

Не кажется ли вам, что для русской музыкальной среды вы звучите довольно необычно? Когда хочется сравнить ваш стиль с кем-то, лично мне на ум приходит только Mac Demarco, а с какими-нибудь русскими музыкантами вас сопоставить не могу.

Классно. Я рад, что это так. Но у меня не было цели сделать что-то уникальное. Просто мне нравится. Я слежу за некоторыми YouTube-блогами, которые выкладывают подобную “ленивую” музыку. А Mac Demarco, можно сказать, был у истока подобного жанра.

А как вообще этот жанр называется? Это какое-то инди?

В общем, да, но я хотел бы для себя это называть “русский рок”. Мне не очень нравится, что о русском роке часто говорят только в контексте каких-то старых групп. Мне бы хотелось влиться в волну нового русского рока. Хочется немного переизобрести это понятие.

Видимо, так и будет продолжаться: искренность, интимность и простые тексты без особого выпендрежа

Мне нравится всякий лоу-файный хип хоп, то есть такой медленный, с условно плохим, невылизанным звучанием. Мне нравится рок конца 80-х, который был просто в основном про текст. Минимум мелодий. В основном пение. И я подумал, что в целом понимаю, как устроены эти две штуки, и я попробую их совместить. Видимо, так и будет продолжаться: искренность, интимность и простые тексты без особого выпендрежа.

В вашем паблике много постов, в которых вы объясняете, как обрабатывались треки, какие инструменты в них использовались. То есть вы все делаете сами? Или все же есть команда?

Весь альбом я сделал один. Внешние люди были привлечены только для создания обложки. Я ее заказал, хотя сам по образованию дизайнер и мог бы ее сделать, но я на тот момент уже устал, и мне захотелось делегировать. Ну и дистрибуцией лейбл занимается. Все остальное, что я могу делать сам, я стараюсь делать сам, потому что по опыту Нади я понимаю — когда внешние люди задействованы, то все очень может затянуться по времени. Если бы я мог сам снимать себе клипы, то я бы уже снял парочку. Но сейчас я рассчитываю на внешних людей, которые со мной это сделают, так как у меня нет возможности.

Ну а если я что-то могу сам, то я сажусь и делаю. Вот оказалось, что мне под силу альбом за месяц написать. Потому что я знаю, чего хочу и как это сделать. И в своем паблике я про это пишу. Даже занимаюсь небольшим скайп-репетиторством. Помогаю людям записывать альбомы. Человек просто включает свой проект, показывает, что сделал, а я что-то советую ему.

У меня есть шутка про то, что “сердце подскажет”. Когда я просто не знаю сам, как объяснить, я говорю: “Ну сердце подскажет, попробуй подвигать тут пару нот”. Оказалось, никому не нужны супер универсальные советы, только что-то вроде “если хочешь мое мнение услышать, то я бы сделал так”.

Зачем вообще детально описывать создание каждого трека? Не боитесь, что раскроете свои «секреты»?

Прикол в том, что нет никаких секретов. Я у Нади, например, давно спрашивал: “Надь, про что песни писать?”, а она отвечала: “Пиши, про что знаешь”. И это как бы банально, и вообще не секрет, но это все равно нужно понять.

Расскажите о творческих планах на будущее. Что планируете делать? В каких городах еще хотите выступить? Собираетесь ли выпускать клип?

Сейчас готовятся два клипа. Один будет более кинематографический, а второй — документальный с тем, что мы снимаем на концертах. Это будет условно визитная карточка. Плюс альбом. У меня много классных друзей-музыкантов. Возможно, я бы попробовал с ними что-то записать.

Еще я подумываю о том, чтобы сделать подкаст опять же со своими друзьями-музыкантами. Подкасты — популярная тема сейчас, и с инди-музыкантами не то чтобы много всего выходит. Интересно поговорить с ними про жизнь.

Из концертов — хотелось бы сгонять в Питер. Больше всего интересует играть перед большой аудиторией, может, на разогреве у каких-нибудь других исполнителей. Летом еще было бы классно вписаться куда-нибудь — фестивалей будет много.

Сольная карьера — это для вас еще один способ самовыражения, желание что-то показать миру или нечто другое?

Я хочу в этом году, записав два альбома, провести для себя черту и понять, вообще зачем я этим занимаюсь. Я много чего попробовал играя в Нааде: и большие площадки, и разные клубы, и разные города, и туры, и фестивали. Мы и на Первом канале на Урганте играли.

И я не знаю, что бы могло меня сейчас удивить. Я подумал, что мне в какой-то мере стало скучно. То есть мне все нравится, но я подумал, что, если я попробую себя в такой роли, это как-то меня взбодрит, и откроется новое дыхание. Наверное, для меня это повод по-другому взглянуть на творчество, на исполнение.


Автор: Злата Лиман

Фотограф: Алексей Лифанов