Мы ждали «Богемскую Рапсодию» больше восьми лет. Cледили за чехардой сначала с актёрами (на роль Фредди Меркьюри выбирали Бена Уишоу и Сашу Барон Коэна, прежде чем остановились на Рами Малеке), затем – с режиссёрами (за две недели до конца съёмок Брайана Сингера сменил Декстер Флетчер, снявший «Эдди Орла»), и вот всё-таки дождались.

1 ноября картина выйдет в широкий прокат, но критики, успевшие приоткрыть завесу и оценить её строгим взглядом, наперебой упражняются в том, кто поставит фильму более низкую оценку и найдет ещё никем не прокомментированный недостаток. Разбираемся, в чём они правы, а в чём – нет.

«Богемская Рапсодия» воздаёт честь Меркьюри-шоумену, но так и не рассказывает, каким он был человеком.
Стив Роуз, The Guardian

Роуз отмечает, что судить по качеству фильма исключительно по превосходной актёрской игре – это не дело. Джонни Олексински из The New York Post говорит то, что вертится у всех на языке: «От “Богемской Рапсодии” мы ждали не переснятых концертов, но закулисного взгляда на личную жизнь суперзвезды, любимой по всему миру». Pitchfork мог бы вколотить гвоздь в гроб байопика фразой: «В какой-то момент, всё, что могло быть сказано о The Queen, было сказано. Никакой сырой фильм не может изменить этого железобетонного факта».

Но «Богемская Рапсодия» — это фильм не об одной истеричной королеве, а о четырёх.

Источник фото: releasemama.com

Биография Фредди Меркьюри не занимает центральное место в сюжете (и с этим придётся смириться!), но сам персонаж от этого хуже не становится. Его образ проработан до мелочей: начиная с накладных зубов, солнечных очков и характерных усиков и заканчивая импозантными костюмами, изобилием домашних кошек и характерной фразочке «Darling!» («Дорогуша!»). Рами Малек, давно заслуживший нечто большее, чем постоянную прописку в мемах на CLIQUE, приложил немало усилий к тому, чтобы вжиться в образ, благодаря чему некоторые уже прочат ему место в списке претендентов на «Оскар».

Конечно, в нём нет очевидной энергии и куража Фредди, но в то же время у кого есть?
Брайан Трутт, USA Today

Эксцентричные костюмы и поведение Меркьюри как персонажа превосходно ложатся на пафос снятого по канонам драмы байопика о группе, перевернувшей представления о рок-музыке. Именно здесь и следовало бы остановиться: рок-музыку перевернул не Меркьюри в одиночку, а именно Queen. Конечно, при этом нам рассказывают и про Мэри Остин, и про Джима Хаттона, и даже про семью Фарруха Булсары – вероятно, именно это создаёт ложное впечатление байопика исключительно о Фредди, каковым «Богемская Рапсодия» никогда не была.

Источник фото: tah-heetch.com

«Если раскрыть все детали, песня станет дешёвкой»

Брайан Мэй и Роджер Тейлор, бывшие (и нынешние) участники Queen, принимали активное участие в создании фильма. Именно из-за их вмешательства проект покинул Саша Барон Коэн: актёру хотелось, чтобы в фильме были подтверждения историй про Меркьюри, музыкантам же хотелось «защитить своё достояние».

Этот парень был диким. Ходят слухи, что на его вечеринках карлики ходили с блюдечками с кокаином на головах!
Саша Барон Коэн (о Фредди Меркьюри)

О Меркьюри можно говорить долго: кому-то будут интересны его коллаборации (например, с Дэвидом Боуи или Эдит Пиаф), кому-то — последние дни, история его сексуального определения или занятия вне Queen. Любая история из его жизни может стать сюжетом отдельной драмы, но без музыки, без пафоса она стала бы очередной картиной об обычном человеке. Мы этого хотели? Нет, мы хотели историю Queen, и её-то мы и получили. 

Источник фото: dailydot.com

Могли бы мы подробнее узнать истории Мэя, Тейлора и Дикона? Могли бы. Могли бы поинтересоваться, как они познакомились со своими жёнами, как решили остепениться? Могли бы. Но тогда бы фильм напоминал пухлый томик с сюжетными линиями, в который напихано всё на свете, и ни одна линия не раскрыта до конца.

Потенциальную «глубину» сценаристы принесли в жертву хронометражу и концертным постановкам: фильм длится всего два часа, мельком охватывая 15-летнюю историю Queen до их монументального выступления на Live Aid в 1985. История не становится хуже. Какая ещё нужна интимность, если через весь фильм прослеживается едва заметное недовольство Меркьюри каждый раз, когда кто-то называет его пакистанцем?

Музыканты отказываются раскрывать все секреты создания «Bohemian Rhapsody», объясняя это тем, что если раскрыть все детали, «песня станет дешёвкой». Да, местами фильм напоминает страничку Википедии, снятую с характерным голливудским пафосом, штампами и притянутыми за уши сюжетными линиями, в правдоподобности которых никто не станет разбираться. Но разве нам хочется копаться в грязном белье человека, так долго скрывавшего свою болезнь, называвшего себя «музыкальной проституткой» и вообще не желавшего хоть какого-либо вмешательства в свою жизнь?

И совершенно неважно, кто разносил кокаин на вечеринках Меркьюри. Меньше (ровно как и больше) восхищаться его творчеством мы от этого не станем.

Саундтрек

Отдельное достоинство фильма – это живые выступления, снятые максимально дотошно, и саундтрек, в который вошло несколько неизданных прежде песен, в том числе, живые записи с легендарного концерта на Live Aid в 1985 году. Там, где съёмочная группа экономит на саундтреке, она вкладывается в постановку: вкупе с отверженной актёрской игрой Рами Малека создаётся впечатление, будто мы смотрим живое выступление, снятое по всем операторским канонам.

Источник фото: soyuz.ru

Конечно, особенно лютые поклонники заметят исторические неточности, связанные с распределением материала, и поймут, где использован голос Фредди, а где – вокальные импровизации Марка Мартела, но глазу (и уху) обывателя разница заметна не будет.

Но живые выступления в свободном доступе лежат на YouTube, и, в конце концов, там поёт реальный Фредди Меркьюри, которого никто не может заменить, и о котором мы так горестно вздыхаем почти 20 лет. Чем же тогда ценна «Рапсодия»?

В фильме показана история создания легендарных песен: не только «Bohemian Rhapsody», но и «Another One Bites The Dust», и «We Will Rock You», и «I Want To Break Free». Фильм отбрасывает обычный для жёлтой прессы подход к музыкальным группам: он фокусируется не только на Фредди и его личной жизни, но на группе в целом, и это, вне зависимости от мнения критиков, его главное достоинство.

«Мэй и Тейлор продолжают жить в славе, которой добились с почившим вокалистом», всё так же безапелляционно пишет Pitchfork, «но они обречены навсегда жить его в тени». Можно долго спорить о том, правомерно ли их продолжение деятельности и гастроли Queen + Adam Lambert. Можно даже признать, что «Богемская Рапсодия» — всего лишь приятный сфабрикованный продукт, не раскрывающий уязвимые и, возможно, не самые приятные стороны характера всеми любимого вокалиста. 

Картина также не предлагает никаких свежих сценарных или операторских решений, в отличие от песни, послужившей выбору названия, – и, возможно, это её слабое место. Именно из-за этого фильм кажется банальным байопиком, не раскрывающим всей глубины и революционности Queen как коллектива. Фильм поверхностно затрагивает различные факты, разбрасывая их по сюжету в целях драматизации, рассказывая плавную историю и подводя к кульминации – концерту, вписавшему имя Queen в историю рок-музыки. Никто и не спорит, что это лучшая часть фильма, которой уделили больше всего внимания (и бюджета), но и слабые места не стоят того, чтобы ставить на фильме крест и игнорировать его существование.

Поэтому если вы любите музыку, если вы любите целостность Queen, и вам неинтересна личная жизнь медийных личностей, в «Богемской рапсодии» есть всё, чтобы привлечь ваше внимание.  

Автор: Анастасия Гастин