Писатели жанра фэнтези опираются на реалии нашего мира, когда придумывают свой – нет-нет, да найдётся совпадение. Средиземье Толкина и кинотрилогия «Властелин колец» Джексона – не исключение. Мы решили изучить, к каким архитектурным стилям нашего мира мог обращаться Джон Толкин, описывая города и крепости своего вымышленного мира, и как воплощали их на экране Питер Джексон и его команда.
Готика – Гондор, Изенгард и Мордор
Если присмотреться к Минас-Моргулу и Минас-Тириту в Гондоре, можно заметить, что две крепости похожи – остроконечные шпили, стремление вверх, арочные своды, колонны, просторные залы. Минас-Моргул был гондорской крепостью, прежде чем её захватил Саурон. Поэтому замок мрачного мордорского города напоминает Минас-Тирит. Шпили в готической архитектуре Средневековья символизировали духовность, стремление человека к Вселенной, высокие нравственные качества. Гондорские шпили могли напоминать о величии основателей и прародителей этого государства и народа.
«Белая Башня Эктелиона, сверкающая, как жемчужно-серебряная игла. Высоко на вершине утренний бриз развевает знамёна» (Боромир – Арагорну, «Властелин колец: Браство кольца», 2001 год, режиссёр Питер Джексон).
Крепость Изенгард принадлежала Гондору и была передана во владение Саруману. Поэтому её главная твердыня Ортханк архитектурной формой перекликается с гондорской. Высота башни составляет 150 метров – как обелиск в Парке Победы в Москве. Название башни переводится «Клык-гора», что намекает на родственность готическому стилю.
Мордор – страна, собирающая в себе всё злое и дьявольское, выглядит в соответствии с канонами готического стиля – такого же пугающего и устрашающего, как обычаи и нравы Средневековья.
В готической архитектуре обязательно присутствовали жутковатые религиозные сюжеты в назидание грешникам. Их нет в Гондоре, но они есть в Мордоре. На перевале Кирит-Унгол стоят Безмолвные Соглядатаи, которые видят даже невидимку, сокрытого волшебным кольцом. Они похожи на готических горгулий и следят за тем, чтобы враги не проходили в Мордор. Также горгульи есть на входе в Минас-Моргул.
Мораннон, или Чёрные Врата – единственный «официальный» вход в чёрную страну – представляют собой массивные длинные ворота с множеством остроконечных шпилей, похожих на разинутую пасть хищника. Не зря Мораннон получил прозвище «Клыки Мордора».
Мордорская архитектура тоже следует готическому принципу устремления вверх – острые шпили Барад-Дура почти полтора километра в высоту. И это извращает изначальную идею добра и благородства, превращая их в порабощение и первосходство.
Романский стиль – Ривенделл и Лориэн
Главный принцип романской архитектуры – лаконичность отделки и гармоничное сочетание с природой. Эльфы, лесные существа, объединили природу с архитектурой своих замков. Также, помимо красоты, необходимо было учитывать степень защищенности крепости в случае обороны.
Ривенделл выстроен на краю ущелья, скрытого плоскогорьями и долинами. Он слит с природой в прямом смысле – замок Элронда и дома эльфов находятся в лесу, а лес в них. Тут же реки, перевалы и лесные тропы. Природный ландшафт служит для Ривенделла защитой.
Эльфы Лориэна поступили практичнее и надежнее: они разместились на мощных ветвях высоких деревьев – мэллорнов. Жить на высоте было правильнее ещё и потому, что таким образом можно было подстраховаться на случай нападения.
Классицизм – Шир
Для такого простого и неприхотливого народа как хоббиты подошёл бы классицизм. Этот архитектурный стиль придерживается симметрии, лаконичности, простоты, уравновешенности и ясности. В форме хоббитских домов нет ничего лишнего и отяжеляющего, как в барокко. Но назвать минимализмом архитектуру хоббитов всё же нельзя – из-за разнообразия цветовой гаммы, выраженности и плавности форм, чувстве меры в декоре. Единственное, что в хоббитских домах нет массивных колонн, без которых не обходится ни одно архитектурное сооружение классицизма.
В парковой архитектуре классицизма большое внимание уделяется газонам и клумбам – всё должно быть аккуратно и ровно подстрижено, красиво и идеально убрано. Так как садоводство – одно из любимых занятий хоббитов, с этой догмой классицизма они бы непременно согласились. Ведь Сэм и сам был садовником у Фродо, а Фродо при знакомстве с Фарамиром говорит, что садовники в Шире в большом почёте.
Барокко – Мория, Эребор
Гномы являлись самыми искусными ювелирами, трудолюбивыми строителями и талантливыми архитекторами в Средиземье. Их услугами и советами при постройке замков и крепостей пользовались люди и эльфы. Сами гномы жили в горах, подземельях и пещерах, где находились несметные залежи драгоценных камней и минералов. Поэтому свои королевства они стремились украшать как можно пышнее и богаче.
Учитывая перечисленное, можно предположить, что замки гномов были выстроены в стиле барокко. Для барокко главными чертами являлись размах, богатый декор, массивность. Элементами сооружений должны были быть высокие и мощные колонны, обилие элементов декора, богатое убранство. При ресурсах гномьих городов, их любви ко всему драгоценному и развитом ювелирном искусстве было бы нерационально не использовать это для украшения своих городов.
К сожалению, в фильмах не показано ни одно из королевств гномов в своей красоте и роскоши: в трилогиях Джексона взяты такие периоды истории, когда царства гномов были разрушены и разграблены орками и гоблинами («Братство кольца») или драконами («Пустошь Смауга»).
Меровингская архитектура – Рохан
Меровингское искусство входит в состав дороманского стиля и возникло в Раннее Средневековье. Для него характерны простота, мощь и сила. Это искусство взяло часть от Поздней Античности и веяние нового исторического периода. Меровингские ремесленники использовали технику opus gallicum – в каменное здание вставляли элементы деревянного декора. Королевский дворец Медусельд в Эдорасе снаружи обложен деревом для обмана врагов – но внутри он построен из камня. Также во дворце можно увидеть и наличие клуатра – обходной галереи, часть которой была стеной, а другая – открытой колоннадой.
Примечательно, что «звериный стиль» декоративно-прикладного искусства меровингов присутствует и в архитектуре, и в декоративно-прикладном искусстве Риддермарка. Роханцы, потомственные наездники, использовали «лошадиный» мотив во всём – в декоре интерьера (деревянные головы лошадей во дворце), оружий (рукоятка меча Теодена в виде лошадиных голов), экипировки (наносник шлема Эомера в форме лошадиной головы).
Масштаб продуманности и воплощения на экране архитектурного своеобразия культур Средиземья с трудом поддаётся осмыслению. Художники-постановщики и создатели спецэффектов продумывали детали и вдохновлялись разнообразием нашей архитектуры. Они создавали новое с элементами прежнего и узнаваемого. Не от того ли нам так полюбились эти экранизации, что благодаря этой кропотливой работе мы нашли в них своё знакомое и любимое?
Автор: Альбина Ахатова