«Шёл 2027 год. Бразилия стала другой. Главным праздником теперь был не карнавал, а праздник божественной любви. Искупление плоти – чистейшее из чувств. Обед вечной любви. Ожидание возвращения Мессии».

22 августа на экраны вышла «Божественная любовь» — антиклерикальная сатира-манифест с откровенными эротическими сценами, фильм-антиутопия бразильского режиссёра Габриэля Маскаро. Разбираемся, о чём на самом деле эта провокационная лента.

Сюжет

Многие пишут, что фильм имеет под собой политическую подоплеку и связан с приходом к власти Болсонару в Бразилии. Возможно, это действительно так, а возможно, политика не имеет к фильму никакого отношения. Для понимания и восприятия картины подоплека не столь важна. 

Сюжет не отличается оригинальностью — в Бразилии 2027 года Жуана, сотрудница госаппарата, живет с мужем-флористом в напряженном браке, мучительно пытаясь забеременеть. Но многочисленные метафоры, аллегории, перипетии и внутренние связи между различными элементами сюжета делают картину более интригующей, оставляют простор для интерпретации. 

“Божественная любовь” близка к артхаусу. Без внимания и сконцентрированности зрителю сложно будет заметить, как режиссер Габриэль Маскаро подчеркивает глубокое лицемерие консерватизма, который не в состоянии увидеть человека за культом и бюрократизмом, как сплетается сложный образ вокруг женщины, которая полностью подчиняет свою душу и плоть Богу.

Зачем смотреть? 

Чтобы в очередной раз убедиться, как общественные институты могут подстраиваться под изменения в обществе. Чтобы получить эстетическое наслаждение от работы оператора со светом и тенью. Чтобы увидеть, как рушатся идеалы и еще раз задаться вопросом: может ли вера соседствовать с сомнением в одном сердце?

Чего вы не увидите?

Популярных актеров, выдающейся актерской игры, нервной обстановки, полной сильных эмоций.

Модель повествования

Не ждите динамичного повествования. Фильм состоит из медленных сцен, нежных тонов и тихих рассуждений, где лишь музыка порой имеет слишком ритмичный характер и входит в противоречие со всем действом. Нарочито убаюкивающий характер картины показывает, что современные ценности, в особенности неприкосновенность частной жизни, а также ценность самой жизни могут быть разрушены безо всякой динамики. Тихо, медленно, постепенно. Под аккомпанемент всеобщего молчания рождается и процветает большой брат.

По фильму нас ведет голос ребенка, и особенно любопытно наблюдать, как он рассуждает отнюдь не на детские темы. Благодаря этому комментарии звучат глубже, чем ожидает зритель. Например, слова, произносимые детским голосом: «Божественная любовь имела устав: семя жизни могло быть посажено только в родную землю. Семя для ростка, цветок для венка, жизнь для любви» имеют по-настоящему гипнотическое воздействие, как, например, песни Леонарда Коэна. Они уносят тебя с собой.

В свою очередь, голос ребенка в качестве проводника сильно контрастирует с религией будущего, где практикуется автомолитва (люди молятся в машине под сопровождение церковных песен из колонок). И появление голоса ребенка, рассуждающего о религии, после таких сцен имеет особый смысл — религия вновь становится чистой. 

Режиссер поместил персонажей фильма в декорации оживленного мегаполиса. Синие и розовые цвета, традиционно ассоциируемые с младенцами, доминируют в палитре этой истории о желанном материнстве. Оттенки чаще всего проявляются в виде отфильтрованного света в туманных интерьерах, погружая в атмосферу сна. 

Съемка проходит в основном в интерьерах, поэтому не стоит ожидать живописной натуры, но кадры выставлены достаточно гармонично, и зачастую можно выхватить необычные ракурсы.

Осторожно, спойлеры!

Вам может показаться, что фильм отдаленно напоминает “Рассказ служанки” — культ религии, ценность плода. Но на этих лейтмотивах сходства и заканчиваются. 

В “Божественной любви” поднимаются куда более важные вопросы. Готовы ли люди к потенциальному возвращению Божьего сына? Поверит ли современная церковь в непорочное зачатие? Стоит ли ждать спокойствия от мужа? Не разрушит ли вера жизнь новой Матери? 

Фильм дает достаточно однозначный ответ на все эти вопросы. «Воля двух тысяч лет ожидания. Все ждали возвращения Мессии, но никто не был готов к этому. У меня нет свидетельства о рождении, нет имени, нет документов. Рождённый без имени будет расти без страха». 

Самым завораживающим моментом всего является обретение голосом сущности. На протяжении всего фильма со зрителями говорит дитя непорочного зачатия. Или нет, так как явного подтверждения этого нет. 

Как и Жуане (Дира Паис), зрителю является следующий тезис: «Вера абсолютна, ей не нужны доказательства». А может быть, доказательства нужны? И если нужны, является ли это верой? 

Автор: Гиорги Соселия