1973 год. В центре Рима злоумышленники похищают юного Джона Гетти., от его матери Гейл (Мишель Уильямс) требуют выкуп в размере 17 миллионов долларов. За помощью она обращается к свекру, богатейшему человеку на планете Жану Полю Гетти (Кристофер Пламмер). На вопрос журналистов, сколько тот готов отдать за освобождение внука, миллиардер отвечает: «Нисколько».
Ридли Скотт («Чужой», «Гладиатор») взялся за сценарий, основанный на книге Джона Пирсона о феномене Жана Поля Гетти. Изначально роль циничного нефтяного магната предназначалась Кевину Спейси, но из-за скандала, который вызвали обвинения в сексуальных домогательствах, режиссер принял решение о замене актера. Все сцены с участием актера были пересняты в рекордные сроки. Намек на то, как выглядел бы Спейси в образе старого богача остался только в трейлере, но можно с уверенностью сказать, что номинация Пламмера на Золотой Глобус не выглядит лишь данью толерантности.
Обидно, если скандал оттеснит многослойность фильма на второй план. Ленте удивительным образом удается удержать баланс между байопиком, семейной драмой и детективным триллером. Вдобавок ко всему картина вышла необычайно стильной: здесь и операторская работа (за камерой Дариуш Вольски, снявший первые 4 части «Пиратов Карибского моря»), и костюмы, и автомобили, и локации. Перед зрителем буквально предстают Рим, Лондон и Нью-Йорк 1970-х – наслаждение для глаз!
В сухом остатке это, конечно, столь любимый массами рассказ по формуле «богатые тоже плачут». Только в отличие от дешевых мыльных опер здесь упор делается на драму, на то, как деньги если и не отравляют, то подвергают деформации жизнь своего владельца. Семейный конфликт, борьба между расчетом и материнской любовью получает развитие на фоне банальной в своей жестокости истории о похищении.
Вызывает восхищение, как за такой короткий срок Пламмеру удалось вжиться в роль властного, жесткого богача. Первый в истории миллиардер в его исполнении являет собой нечто большее, чем Эбенезер Скрудж с ледяным сердцем. Он знает цену деньгам, но видит и их мощь, сгубившую многие жизни. И хотя неприлично богатый старик считает себя чуть ли не богом, в конечном счете он обречен на одиночество царя Мидаса. Противостоит ему волевая мать мальчика – она здесь главная героиня, которой приходится бороться с непреклонным в своей принципиальности свекром, нахлынувшей волной репортеров, похитителями и непрофессионализмом итальянской полиции. Многие отмечают схожесть образа, сыгранного Уильямс, с легендарной Одри Хэпберн. На втором плане не менее блистательные Марк Уолберг в роли бывшего сотрудника ЦРУ, которому поручено помочь в поисках юноши, и Ромен Дюрис, сыгравший бандита, который постепенно пропитывается к похищенному симпатией.
Хотя в картине нет зрелищных погонь и перестрелок, она удивительным образом держит у экрана, заставляя сопереживать несчастному наследнику богатейшей династии – всё благодаря тому, что создатели придерживались реалистичности. И пусть в жизни события выглядели несколько прозаичнее, всё же перед нами прекрасная по своему исполнению история о том, что несмотря на свою очевидную всеобъемлющую значимость, деньги решают далеко не всё.
Автор: Анатолий Волохов