На Тавриде прошла творческая антишкола кино и анимации, на которой одним из спикеров выступил генеральный продюсер собственного производства MEGOGO.NET Георгий Малков. В этом интервью – ответы на актуальные вопросы, интересные для любого творца в сфере кино.
Одна из больших проблем на сегодня – то, что многие премьеры отложены. Откуда брать новые фильмы, которые стабильно обеспечивали бы просмотры?
Не откуда. Если в марте-апреле этого года все радовались энергичному приросту на всех платформах, то после двух месяцев люди «употребили» все новинки. В нынешней ситуации проблема платформ, которые предоставляют купленный контент, в том, что они вынуждены покупать большие библиотеки, чтобы наращивать присутствие фильмов. Но, по сути, зрителю интересны только новинки. Платформы тратят кучу денег, чтобы покупать тысячи часов, а по-настоящему эффективно работают только несколько сотен фильмов. Так что проблема действительно в том, что кончились новинки. Дефицит продукта – текущая проблема.
Можно подумать, что это благоприятная возможность для творцов как-то продвинуть свои продукты на платформы.
Да, выглядит именно так. Но отсутствие нового продукта на платформах, к сожалению, не даёт возможностей молодым творцам. Они должны реализоваться для старта в социальных сетях. Там для них абсолютно рыночная ситуация, им никто не будет навязывать какой-то формат, они смогут сделать то, что хотят. А зрители в социальных сетях отреагируют – дадут понять понравилось ли им или нет. Платформы всё равно уже сейчас близки к подходу, как у телевизионных каналов. Все говорили о том, что придёт век платформ и будет свобода творчества – оказалось это не так. Платформа, как и ТВ-каналы, тоже навязывает свои форматы, представления о том, что, как им кажется, нужно зрителю. И молодым творцам платформа свободу творчества не позволит – это большой бизнес.
Если к вам пришёл человек со своим кино, оно вам очень понравилось, и Megogo согласилось вложить средства, выкупить права и потратиться на промо. Какое это могло быть кино?
Для того, чтобы ваше присутствие в проекте и потенциальная финансовая модель участия была как можно больше, вы должны как можно лучше проработать проект. Просто принести красивую презентацию-заявку – хорошо, но этого ещё недостаточно. Много классных идей у нас самих рождаются, но непонятно, кто это и как напишет. Для того, чтобы случился «коннект» между нами, лучше прийти с уже написанным проектом, пилотом для сериала или синопсисом для полного метра. Вопрос в том, как реализовать идеи. Это самое важное. Если человек покажет, что он состоятелен и способен довести идею до полной реализации как сценарист или как режиссёр, это увеличивает его шанс на то, чтобы у нас случился творческий союз. И он в этом союзе был бы важным элементом и имел бы достойное вознаграждение.
Но есть жанры и направления в кино, которые считаются коммерчески успешными.
Да. Если мы говорим про полный метр, то здесь ничего не поменялось за последние 15-20 лет. По-прежнему хорошо сделанная комедия имеет лучший потенциал и в прокате, и на платформе, и на ТВ. Это то поле, на котором у нас есть преимущество в конкуренции с Голливудом. Также любая форма романтической, мелодраматической истории. Вопрос в том, что сценарии, условно, фильма «Лёд» или «Красотка» могут показаться на бумаге телемуви для канала «Россия». И поэтому к мелодраме изначально скептически многие относятся. Поэтому вопрос всегда в реализации проекта. Если вы как визионер представляете, как это сделать, то есть большая вероятность того, что мы скажем «да». Жанры вроде фантастики и сложных драм – это поле, на котором эксперименты даются тяжело. Для дебютанта это скорее нет. Мы не решимся. По сериалам нет жёсткого направления, так как нет своей большой экспертизы собственно сделанных сериалов. Поэтому здесь определяющим критерием будет качество идеи и расписанного пилота. Если классная концепция и он классно написан, то всё, поехали.
Где в этой системе коммерчески успешных жанров стоит документальное кино?
На самом деле вопрос правильный. У нас представления о документалке традиционно, как нечто скучное. Но при этом на том же Netflix сериал «Последний танец» про Майкла Джордана и его выступления в «Чикаго Буллз» по мне на уровне драматургии и исполнения держит лучше, чем многие постановочные фильмы. Документальные фильмы должен быть, как постановочное кино. Если есть интересный материал, в котором много найдено и наработано, нужно предварительно расписать сценарный драматургию изложения. Многое в документалистике – просто набор фактов без драматургии. Но если правильно разложить и подать эти факты, то это превратится в эмоциональный продукт. Если подходить к этому так, то это нас вполне может заинтересовать.
Есть на Тавриде участники с идеями проектов, которые вас уже заинтересовали?
Сегодня, например, ребята питчили проект с пятью сериями про разные болезни. На каждую серию они берут селебрити, который страдает определённой болезнью, и в какой-то лёгкой форме рассказывают, что это не приговор. Визуально они собираются это делать в какой-то клипово модной манере. Болезнь превращается из сухой страшной истории больничного листа в эмоциональное состояние –со своими поражениями и победами. И если ребята сделают визуальный тест исполнения этой истории так, как рассказывают, мы точно поучаствуем в этом проекте.
Какие фильмы лучше смотрятся на цифровых платформах, какие – в кинотеатрах?
Вопрос здесь стоит немного по-другому. Есть фильмы, которые изначально имеют больший потенциал оказаться успешным в кинопрокате, а есть фильмы, которые мы бы хотели, чтобы оказались в кино, но этого не случится. Объяснить это просто. Кинотеатральный поход – это некое социальное действие. Либо ты ухаживаешь за девушкой и идёшь на романтическую историю, либо ты идёшь с семьёй, чтобы провести в выходной семейный досуг. И если ты в социальный контекст со своим кино попадаешь, то значит кино случится в прокате. А если нет… Ты можешь сделать кино, как тебе кажется, для всей семьи. Но, если ты думаешь, что если кино понравится папе, потому что ты с папой одного возраста и говоришь на понятную проблематику, то не факт, что оно понравится и его детям. Им понравится чистый аттракцион, который делает Marvel, например. Российским примером по-настоящему семейного кино, которое понравилось и взрослым, и детям, оказался «Последний богатырь». Поэтому вопрос в наших желаниях как продюсеров – это одно. Вопрос того, насколько мы попадаем в этот социальный контекст походов в кино – это другое.
Что бы вы посоветовали нашим участникам форума?
На Тавриду участники приезжают с двумя подходами: кто-то думает – чем больше он покажет много разных идей, тем больше это привлечёт внимание. А кто-то приезжает с одной идеей и её методично продвигает. И та, и другая модель может не дать результатов. У тебя должно быть что-то среднее. Лучше, если будет несколько концепций. Прежде, чем кидаться в плавание и двигаться с идеей, её лучше протестировать. Чаще всего мы руководствуемся ближним кругом. И это неправильно – он, как правило, излишне лоялен. А вот социальные сети дают возможность проверить свою идею, даже если ты проверишь её на небольшом количество чужих людей, опубликовав какой-то свой тизер проекта и получив обратную связь. Это помощь и подспорье для того, чтобы большему кругу потенциальных продюсеров и инвесторов это с большей вероятностью показалось интересным. Главный совет – тестировать и проверять свои концепты, убеждаясь, что они вызывают интерес. Не бегите с сырой идеей к продюсерам. Но и сильно не погружайтесь в проработку, чтобы не было тяжело расставаться с какими-то вещами, когда тебе скажут, что надо что-то отредактировать. Поэтому прежде, чем куда-то углубляться, следует проверить, убедиться в привлекательности проектов и потом их проработать.
Желаю участникам антишколы, чтобы всё то, что они услышали и приобрели, считали, как маленький шажок, который предшествует многим шажкам. Таврида – это не пропуск, а ещё один маленький шаг. Просто у тебя оказалось больше возможностей получить ещё какие-то знания.
Автор: Гаухар Кенесова
Фото обложки: Jakob Owens