Мария Крыжановская и её музыкальный проект ODA MAE в прошлом году получили приз от Jager Music Awards в номинации People’s Choice, а уже этим летом Маша выпустила дебютный релиз, набравший в первый же день 50 000 прослушиваний ВКонтакте. Примечательно, что альбом был записан с ребятами, которые сотрудничали с настоящими мастодонтами иностранной индустрии, например, Риком Рубиным. Рик делал релизы Red Hot Chili Peppers, Jay-Z, Bestie Boys, а также работал с крутыми отечественными проектами, такими как Tesla Boy, Brazzaville, Manizha, Sunsay. Сам альбом ODA MAE под названием ”Key words“ выполнен в формате сторителлинга – 5 песен = 5 стадий эмоционального восприятия любого кризиса: от тёмного дна до сияющего триумфа, это селф-мэйд история одной девушки, история рефлексии и движения.

Сегодня Маша делится с нами уже другой историей — историей записи альбома, чтобы доказать, что каждый, кто действительно хочет записаться, может это сделать. 

Самый простой ответ на вопрос “Как записать альбом?” состоит из трёх пунктов:

  1. Принятие решения записать альбом
  2. Процесс записи
  3. Альбом записан

Шутки шутками, а процесс этот и вправду довольно личный, так что описать его универсально почти невозможно. Но я поделюсь своим опытом и наблюдениями. 

1. Наброски

Спасибо Стиву Джобсу и распространению смартфонов – диктофон в телефоне для меня чуть ли не самый полезный инструмент. У обычных людей память заканчивается от избытка фото и видео, у меня от того, что слишком много диктофонных записей. Разумеется, нормальную демку надо делать аккуратно и сидя за компьютером. Но иногда поймать пролетающую идею за хвост нужно прямо «на ходу». Мой совет: называйте даже самый коротенький скетч максимально подробно, с отсылками к настроению и атмосфере того момента, в который вы его записали. Не факт, что спустя неделю вы вспомните, почему именно этот набор звуков вам показался тогда классным.

2. Фильтруйте

Скорее всего 90% всех этих записей улетят в корзину. Потому отслушивать все свои наброски важно хотя бы раз в пару месяцев, чтобы не пропустить что-то по-настоящему ценное. У меня было штук 40 набросков к треку Tough Love – когда дело дошло до записи я воспользовалась всего тремя из них. Но это всё равно было полезно.

3. Идея

Для меня очень ваша концептуальность. Поэтому мой совет: продумайте главную мысль вашего будущего релиза. Неважно, что это: лонгплэй или мини-альбом (как у меня), но лично мне важно, чтобы это было именно цельное произведение, а не просто набор не связанных между собой песен. Например, пять песен на EP Key words – про пять ступеней внутреннего возрождения. 

4. Сильные и независимые

Сейчас записать полноценный альбом можно не выходя из дома – Билли Айлиш, например, мастер в этом вопросе. В помощь самые разные программы: ProTools, Ableton, Logic и другие. Освоить их базово можно самостоятельно – благо видео уроков на Youtube предостаточно. Конечно, важна поставленная задача: если цель – записать красивый «большой» рояльный звук, то из дома всё-таки придется вылезти. Я, например, за роялем поехала в Питер – в Дом Радио. Эти партии есть почти во всех треках, но лучше всего – в песне Shine.

5. Про вдохновение

Я не сторонница ожидания вдохновения. Мне больше нравится подход самодисциплины и регулярности. Если приниматься за занятие музыкой каждый день хотя бы по часу, будет гораздо больше толку, чем от праздного шатания. Тут всё очень просто: если ничего не делать, ничего и не выйдет. Даже самые плохие ваши треки все равно хороши – как шаг для вашего развития и понимания того, куда вы хотите идти. Я «взялась за ум» не сразу, поэтому мини-альбом Key Words находился в работе почти два года. Потом опомнилась, всё закрутилось, и релиз был готов за три месяца.

6. Свои люди

Делать все самой – круто. Но чувство, когда ты знакомишься с близкими по духу людьми и придумываешь что-то вместе с ними, ни с чем не сравнимо. Ищите «своих» людей. Общайтесь, рассказывайте всем своим музыкальным и около музыкальным знакомым, что вы собираетесь записать альбом. Добавляйтесь в соцсетях, смело пишите людям, даже с которыми вы не знакомы. Рано или поздно «переадресация» и сарафанное радио сработают, а нужные люди найдутся. И тогда случится настоящая магия. Один в поле  – воин. Но наличие дополнительных людей серьёзно ускоряет все рабочие процессы – часть задач делегируется. Мне повезло найти очень крутых ребят: Рому Уразова, Матвея Аверина. Вместе получилось сделать то, что я задумывала.

7. Самообразование

Ваши кумиры стали таковые не просто так. Никто не призывает копировать, но учиться у великих полезно и важно: снимайте партии, пытайтесь понять, как устроена мелодия, выцепляйте акценты и приемы, с помощью которых создается та или иная атмосфера и переходы от части к части песни. У вас никогда не получится сделать дословно также – этого и не нужно. Зато переработанный материал может потом стать основой для чего-то аутентичного. Правда, соблюдайте аккуратность: велика вероятность, что натренировав ухо на анализ музыки, можно перестать ей просто наслаждаться. Этого нам не нужно.

8. Переключить внимание

Когда чистовые варианты демо-версий записаны, отложите их на некоторое время, дайте себе отдохнуть и немного обнулиться. Переключите внимание на другое занятие  и получите новый заряд энергии. Самый очевидный вариант – спорт. Но я, например, ещё обожаю ходить в книжные магазины: когда видишь все эти стеллажи с непрочитанным и неосвоенным, усталость как рукой снимает, сразу хочется бежать, читать, смотреть и не тратить время тоску и метания.

9. Не ограничивайте себя

Демо-версии «заверены», осталось только записать всё это начисто. Где вы будете это делать: на студии или дома – решать вам. Но не ускоряйте те процессы, которые требуют времени. Как правило, во время записи рождаются новые идеи – пишите всё, что приходит в голову. Никогда не знаешь, что сработает на финальной версии трека. 

10. Финал

Треки записаны, сведены, отслушаны сотни раз на разных устройствах, все правки учтены, самое время насладиться результатом. Ура, релиз готов, и вам он нравится. Но не спешите тут же выкладывать его повсюду. Продлите жизнь песням, в которые вы вложили так много сил: продумайте план публикаций, посвященных этому релизу. В этом смысле изначально выбранная концепция (если она все-таки была) придётся очень кстати. Экспериментируйте. Попробуйте донести вашу идею до слушателей теперь уже не только аудио-, но и другими приёмами. 

Удачи!