«В чём сила, сестра?» — ответы на языке современного искусства

Феминизм шагал по планете уверенной размашистой походкой на протяжении всего ушедшего года. Не обошел он вниманием и театральный мир — мир авторских интерпретаций и образной передачи социальных концепций. THE WALL Magazine узнал, как феминизм отражается в современном искусстве.

[не] хочу ребёнка 2.0

В Центре им. Вс. Мейерхольда представили обновлённую версию спектакля-дискуссии «Хочу ребёнка» по одноимённой пьесе Сергея Третьякова.

Внутри спектакля в разных режимах существуют футурист условного «серебряного века» Сергей Третьяков, шеф-драматург ЦИМа и режиссёр спектакля Саша Денисова и три активистки российского фем-движения. Кажется, вместе им хорошо. Но тесно.

Третьяков, друг и коллега Всеволода Мейерхольда, написал «Хочу ребёнка» в 1926 году. Тогда на его счету уже была пьеса «Слышишь, Москва?!», отгремевшая на подмостках театра Мейерхольда несколькими годами ранее. Третьяков знакомил современников с любимым Брехтом (с которым его роднило, помимо всего прочего, ещё и поразительное внешнее сходство), ратовал за документальный и агиттеатр, выступал как художник, поэт, публицист.

В спектакле присутствие духа Третьякова и его современников сначала намеренно акцентируется (они даже появляются в специально для их бесед оборудованной «комментаторской» над сценой).  Так становится видимой дистанция между реалиями столетней давности и сегодняшним днём; а зритель приходит к размышлению над тем, какие сходства и различия обнаруживаются на этом разломе. Устарели евгенические проповеди о выведении породы новых людей – но масскульт возвращается к мифу об идеальном человеке снова и снова (прежде всего, в научной фантастике).

Не устарели, а даже обострились «женские вопросы», сводимые в общем к одной нерешаемой проблеме порицания женщины: (без)детной, карьеристки, рабочей, активистки, жертвы изнасилования, сильной, слабой и так далее. Название пьесы в нынешней ситуации провокативно намекает на дискуссию об абортах, хотя непонятный и страшные большиснтву слова «чайлд-фри», «прочойс», «пролайф» за всё время спектакля не упоминаются ни разу.

У российского феминизма в этом спектакле очень презентабельное лицо. Получается красивый собирательный портрет, который не стыдно повесить в большой комнате и показывать гостям.

От обсуждения других насущных вопросов российского феминизма никто не застрахован во второй части спектакля — стендапа трёх активисток женского движения и беседы, в рамках которой создател(и/ницы) спектакля отвечают на вопросы дошедших до обсуждения зрителей и главной провокаторки ЦИМа Елены Ковальской (арт-директор театра). С премьерного весеннего показа состав феминисток несколько изменился – Сашу Алексееву сменила Алёна Попова, превратившая свой стендап чуть ли не в предвыборную речь, а дискуссию — в дебаты (получился настоящий агитационный театр, Третьяков бы такое одобрил).

Коллеги Поповой – Даша Серенко, известная широкой общественности прежде всего как создательница акции «#тихийпикет», и Элла Россман, историк, социолог, преподаватель ВШЭ (и все регалии — без единого феминитива…). Все говорят твёрдо, спокойно, в нужных местах эмоционально; никто не кричит, не плачет, и не призывает сбросить мужчин с парохода современности. У российского феминизма в этом спектакле очень презентабельное лицо. Получается красивый собирательный портрет, который не стыдно повесить в большой комнате и показывать гостям.

Дискуссия идёт параллельно и об идеологической, и о художественной стороне спектакля. Хочется призвать всех будущих зрителей — не стесняйтесь задавать вопросы режиссёру, она выходит не просто так. Можно задать вопросы художницам и хореографам, актрисе, актёрам, соседям в зале; можно делиться мнениями, можно и нужно ругаться, спорить, только без драки. Есть простое объяснение тому, почему всё это очень важно.

Мы продолжаем говорить «спектакль», но «Хочу ребёнка» в настоящем виде — это акционистский перформанс, в котором есть заранее подготовленная часть — каркас инсценировки и планы выступлений активисток; есть импровизационная часть — наполнение схем и планов; и есть абсолютно свободное пространство, которое зрители вправе заполнить собой — хлопать, смеяться, возмущаться (стандартный набор) и вступать в дискуссии, конфронтировать или соглашаться. Актуальный вопрос о границах этого действия и «реальности» — ещё один вопрос, который настоятельно рекомендуется задать (в первую очередь, самим себе внутри спектакля).

Главный феминитив — «Монологи вагины»

Ив Энцлер/Лидия Русакова, в рамках мультимедийного художественного перформанса «Она это мы»

Здесь границы довольно чётко обозначены — отделанный под мрамор зал Музея геологического факультета МГУ, от вступительной речи режиссёра до финальных оваций. «Монологам вагины» 24 года и их, скорее всего, играли и не в таких местах; но фурор можно произвести даже в зале на сотню зрителей в 2018 году.

Непонятно, кто из собравшихся клюнул на слово «перформативность». Действие, во всяком случае, оказалось очень классическим — четыре актрисы эмоционально начитывают переведенный текст. Получается читка, разбавленная лёгким интерактивом с психотерапевтическим эффектом и местами громкой музыкой. Решение обосновано структурой оригинального текста, название которого достаточно ясно передаёт суть. «Монологи вагины» — это женские истории, так или иначе связанные с гениталиями (опыт роженицы, первый секс, сны, фантазии, женское обрезание в странах Третьего мира).

«Монологи вагины» — это женские истории, так или иначе связанные с гениталиями (опыт роженицы, первый секс, сны, фантазии, женское обрезание в странах Третьего мира)

Пьеса, которая, по сути, скорее стендап комедия, чем что-либо ещё, диктует режим существования актрис — они играют фарс, и любые вкрапления серьёзности (за исключением финального монолога о родах) выглядят скорее неубедительными и на зрителей, ожидающих разрядки, производят эффект, прямо противоположный ожидаемому.

К актрисам — честным, эмоциональным, смелым — нет никаких претензий. Есть один вопрос к режиссёру, но он глобальный — в чём заключается режиссёрская работа после того, как актрисы нашли свои стулья и получили свои куски текста? Не нужно сложной умственной эквилибристики; хочется просто понимать, что режиссёр не просто вытащила из закромов 1996 года любопытный смешной текст про американских женщин. С этим текстом можно и нужно работать в зависимости от публики, места, времени; минимальной интеллектуальное усилие — заменить Синатру на Кобзона/Киркорова/Михайлова; для проблематизации изнасилований взять не Боснию, а МАИ или Страхову, или (даже неоднозначную!) Шурыгину.

Абсолютный ноль работы над текстом — это несмешно и нечестно по отношению к зрителям, которые и так знают, что в Америке есть секс, лесбиянки, вагины, мальчики, которые решили стать девочками. Там всё это было, там всё это есть. Что есть у нас? Вот хороший вопрос, который можно было бы задать режиссёру на обсуждении. Если бы оно, как заявлено, состоялось.

Молодая кровь

«28 дней»

(история одного (и каждого) менструального цикла, продекламированная женским хором)

Ольга Шиляева/Юрий Муравицкий, Светлана Михалищева; в рамках фестиваля современной драматургии «Любимовка»

Все желающие говорить о женской физиологии вслух рискуют попасть под перекрёстный огонь. Нападки первого рода очевидны и неизбежны — это восклицания, по которым можно выбивать бинго: «грязное бельё», «вульгарщина», «опять прокладки», «сидите молча», «а вот наши бабушки», «чё, ПМС?» и так далее.

Нападки второго рода изощрённее и пока не растиражированы в российском дискурсе. Речь о вежливых напоминаниях активистов-трансгендеров: менструация — это особая привилегия, о которой лучше молчать, чтобы не указывать особой категории женщин на их «неполноценность». Первая группа тезисов кажется нам очевидно абсурдной. Вторую мы предпочтём оставить без комментариев.

Так или иначе, «28 дней» были отобраны в основную программу «Любимовки» (здесь можно прочитать текст и посмотреть видео. Кроме того, еще в октябре «Любимовка» анонсировала выход полноценного спектакля по пьесе Шиляевой.

Заключение

Спор о женщинах сегодня – такое же минное поле, как и сто, и тридцать лет назад. Для российского театра это тема относительно новая и почти неизученная. И сейчас – прекрасное время для того, чтобы создатели спектаклей и зрители вместе искали язык, на котором они смогут вести диалог, беседовать и отстаивать свои позиции.

Автор:  Ульяна Маханова

Фотографии предоставлены организаторами

C 22 декабря по 1 апреля в «Аптекарском огороде» пройдет десятый фестиваль орхидей, хищных растений и суккулентов — «Тропическая зима». Посетители увидят редкие тропические орхидеи с удивительными запахами шоколада, печенья, сыра, пыли, тирамису или фруктов. На протяжении всего фестиваля будут появляться и зацветать новые растения. Экспозиция обновляется несколько раз в неделю.

Время:10. 00-20. 00.
Вход: 200-300 руб.
Адрес: м. Проспект Мира, проспект Мира, дом 26, строение 1.

До 8 января вход на все выставки Московского музея современного искусства бесплатный. Пока есть свободное время советуем посетить вам экспозиции, которые вскоре закончатся.

Апология заблуждений

Совместно с галереей «Файн Арт» ММОМА представляет выставку, приуроченную к 27-летию галереи. Выставочный проект является отражением работы «Файн Арт» со времени её основания в 1992 году и включает в себя живописные работы, графику, скульптуры, фотографии, инсталляции значительной части сотрудничавших с галереей художников. Каждый из залов будет посвящён определенному течению в искусстве ХХ и ХХI веков и покажет работы, исполненные в различных жанрах и техниках. В экспозиции можно увидеть работы художников-нонконформистов, таких как Игорь Вулох и Михаил Рогинский, скульптуры и рельефы Игоря Шелковского, работы классика московского концептуализма Эдуарда Гороховского, коллажные фотопортреты Сергея Головача, монументальные работы Валерия Кошлякова и многое другое.

Время: до 13 января
Адрес: Петровка, 25

Михаил Шемякин. Метафизическая мастерская

Масштабная ретроспектива художника Михаила Шемякина, приуроченная к 75-летию мастера. Проект охватывает ключевые периоды творчества Шемякина и знакомит со всеми направлениями его деятельности. Это первая в Москве за долгие годы персональная выставка, представляющая все грани художника. По замыслу Алексея Трегубова, часть музейных анфилад занимают так называемые лаборатории-мастерские Шемякина. Представленные в них архивные материалы, эскизы и рисунки, знакомят зрителя с процессом создания произведений, помогают проследить их взаимосвязь с временным контекстом.

Время: до 27 января
Адрес: Гоголевский, 10

Запрещено запрещать

На эту выставку мы рекомендуем идти с запасом времени, который поможет вам полностью погрузиться в идеологию майских протестов 1968-го. Проект позволяет ещё раз обратиться к тем событиям и переосмыслить их через призму свидетельств участников событий: помимо афиш из частных коллекций, журналов и газет того времени, экспозиция предлагает посмотреть видеоинтервью с участниками забастовок, документальные и художественные фильмы. Экспозицию предваряет таймлайн событий 1968 г. во Франции: от выхода книги «Общество спектакля» Ги Дебора и увольнения основателя Синематеки Анри Ланглуа до многотысячной демонстрации в поддержку де Голля на Елисейских полях и полной победы голлистов.

Время: до 10 февраля
Адрес: Образовательный центр ММОМА, Ермолаевский переулок, 17

Организаторы в ДК решили сменить локацию с дивана и его спутника — «Голубого огонька» на ДК ДАНС, чтобы встреть малиновый Новый год. Готовы к такой встрече Нового года?

Время: 22. 00 до 10.00
Вход: свободный.
Адрес: м. Тургеневская, Милютинский переулок, д. 15, стр. 1. 

 

Клуб «Пропаганда» решила вместе с друзьями отметить запуск своего винилового лейбла, еще один год существования клуба и сотню проведенных вечеринок. От лучших диджеев клуба специальный подарок для гостей — сет на всю ночь.

Время: 1. 00 до 10.00
Вход: свободный.
Адрес: м. Китай-город, Златоустинский Большой переулок, 7. 

 

 

Новый алкоголь, бар и хорошая компания — многообещающее начала 2019. А если еще добавить танцы до утра и традиционную новогоднюю лотерею в 3 часа ночи, то становится сразу понятно, что праздник стоит отмечать в «Голове». Никаких броней и депозитов. FC/DC.

Время: 22.00 до 8.00
Вход: свободный.
Адрес: м. Трубная, Трубная, 15. 

 

Организаторы обещают «плотный саунд» до утра и игры с QR. На вечеринку не забудьте свой блестящий костюм — это сейчас в тренде!

Время: 21.00 до 8.00.
Вход: свободный.
Адрес: м. Чеховская, Петровка, 20/1. 

 

В преддверии Нового года люди активно посещают магазины в поисках нужных товаров, по традиции особенно возрастает потребление фруктов и овощей. Большинство покупателей привыкли взвешивать каждый вид фрукта в отдельном пакете, даже не задумываясь, к чему это приводит. Фактическое использование одного пакета в среднем составляет всего 12 минут. Однако процесс разложение на микропластик занимает порядка 100 лет, но сам микропластик не распадается никогда. В прошлом году объём вывезенного в период новогодних праздников мусора увеличился на 20% от среднестатистического годового показателя (по данным правительства Москвы).

Большинству фруктов не требуется персональный пакет: мандаринам, ананасу, помело, бананам, гранату, грейпфруту, дыне и другим фруктам с кожурой

В чём заключается и как работает акция «Фружба»? Проще объяснить на примере: взвешиваем мандарины, положив на весы без целлофана, затем бананы и ананас. Складываем фрукты в один пакет, наклеиваем на него ценники и отправляемся на кассу.

С 14 декабря Zero Waste Shop в сети магазинов LavkaLavka и ОрганикМаркет показывает, как подружить фрукты: несколько разных фруктов и овощей в одном пакете – это не такая уж и драма, а те же лимон и хурма очень похожи и прекрасно уживаются в одном пакете. Рисунки с классическими сюжетами о противоборстве и дружбе станут мотивацией к выработке новой привычки: не брать лишние пакеты ради надуманной сортировки покупок. Складывайте фрукты в один пакет и поддерживайте акцию фотографиями в социальных сетях, используя хэштеги #Фружба #МойПакетДружбы #ПодружиФрукты.

Всего один пакет для разных фруктов спасёт город от 20 тонн лишнего мусора в Новый год.

Как часто я слышу от друзей и знакомых, что они пробовали заниматься йогой, но им не понравилось. “Йога – это не моё”, – говорят они, подразумевая, что их первое (и скорее всего последнее) занятие было им неприятно. Почему? Потому что они “пробовали” заниматься йогой. Потому что это модно, потому что соседка из подъезда занимается, потому что инстаграм пестрит красивыми фотками из йога-клубов. Они не знали, что первое правило йоги – йогой нельзя заниматься с наскока. Я и сама была такой же. Прошло более 3 лет прежде, чем я нашла свое направление в йоге. Могу с уверенностью сказать, что о того, как приступить к занятиям по йоге, необходимо сознательно подойти к выбору класса. С первого раза мы редко попадаем туда, куда нужно. Например, в суррогатную йога-секцию в фитнес-клубе или в полную мистицизма эзотерическую практику с танцами и бубнами.

Йога – это философское учение о здоровье души и тела, это гораздо больше, чем просто физические упражнения. Попробовать заняться йогой не тоже самое, что попробовать заняться пилатесом или зумбой. Йога – это серьёзное и мощное переживание. Йога может дать вам стройное тело, спокойный и ясный ум, крепкие нервы и железную выдержку. А главное, йога может подарить вам здоровье и счастье. Стоит сделать 4 важных шага, прежде, чем дать йоге изменить вашу жизнь к лучшему.  

1 шаг. Найти верную мотивацию

Йога – это не спорт высоких достижений и не метод похудения. Если вы пришли к йоге с целью стать лучшим учеником года или похудеть на пару тройку килограммов, знайте – это ложный путь. Он не приведет вас ни к йоге, ни к вашим целям. Йога – это любовь, а не агрессия или требование. Верная мотивация к познанию йоги – это любовь к себе и окружающему миру. Полюбив себя таким, какой вы есть в настоящий момент, вы сможете достичь в практике больших успехов.

Йога – это не только асаны (позы), которые выполняют на коврике. Йога представляет собой философскую и практическую систему, связанную с развитием человека, его комплексным физическим и психическим оздоровлением. Как известно, самое большой психологический комфорт и самый мощный прилив сил мы ощущаем, когда помогаем другим. Верная мотивация к познанию йоги – это желание сделать жизнь окружающих людей лучше. Для близких, вы можете стать примером. Они увидят как йога преображает вашу жизнь. Вы сможете стать для них учителем. Вы можете посвящать им практику, отдавать им позитивную энергию, которую накопили за занятие или делиться знанием, полученным от учителя.

2 шаг. Найти свое направление

Как говорил один из моих учителей, не важно каким путем ты идешь к просветлению. Основной целью любой йоги, согласно Йога Сутрам Патанджали, является читта вритти ниродха (устранение колебаний ума) или достижение “естественного состояния ума”. За все время существования йогического учения (более 5000 лет), было создано огромное количество направлений и школ йоги. Некоторые из них более древние и канонические, некоторые более современные и адаптированные. Выбрать есть, из чего. Если это возможно, то стоит попробовать каждый из классических стилей йоги, чтобы прийти к своему. Но бывает и так, что интуитивно уже можешь понять по описанию какой больше соответствует внутренней сущности – призываю прочитать о каждом подробно. Мои друзья-учителя йоги любезно помогли мне описать свои направления так, как они их чувствуют и видят – прочитав каждую, уже можно  уловить настроение практики.

Хатха-йога

Основное направление йоги, на котором базируются все остальные направления. В буквальном смысле «хатха» переводится, как союз солнца и луны, силы и гибкости. В школу Хатха-йоги входит огромное множество авторских направлений: йога Айенгара, Shadow-yoga и тд.

Хатха Йога это классика, основа йоги! Мягкая практика адаптируемая для любого уровня. 8 ступеней философии йоги подробно дают понять смысл йоги. Нравственное воспитание, питание, образование, самодисциплина, физические практики, практики дыхания и медитации все это и много больше вы откроете для себя в занятиях йогой. Ежедневная осознанная практика без чрезмерных усилий неминуема даёт большой результат уже в течении нескольких недель.
Даниель Королев, учитель хатха-йоги.

Даниель Королев

Аштанга-йога

АВЙ – это как и сам человек, вечный, непрекращающийся процесс личной эволюции.  А эволюция – дело добровольное,  и как сказал Христос: «не жертвы хочу, но любви». Чтобы жить, нужно быть сильным. Сила необходима в любом аспекте. Терпеть близких, погоду, болезни, возрастные изменения, бессонные ночи, сомнения, уныние, не «поехать» от счастья, верно идентифицировать себя и своё место в мире – нужна сила.

А сила всегда идёт из ЕДИНОГО для всех людей источника, причём совершенно не важно религиозный вы товарищ или «каноничный» атеист.

Практика – это один из способов избавиться от иллюзий. Выйти наконец из «царства» ума. Передать это на словах почти не возможно, так как каждый из нас в основном живёт внутри этого царства. Стиль строгий. Требовательный. Глубокий. Захватывающий. Конкретно отделяющий «зерна от плевел».

АВЙ – это то, что «вытаскивает» человека за уши из его собственной «шляпы».

Александр Рыжков, учитель аштанга-йоги, Yogaspace

Александр Рыжков

Виньяса-флоу йога

Творчество, разнообразие, баланс статики и динамики, усилий и расслабления, полный контакт с телом через дыхание – такой я вижу Виньяса-йогу. Конечно, у каждого практикующего со временем образуется свой стиль и видение Виньясы.

Это так красиво! Когда можно выразить себя, дав себе свободу в любых движениях. Если вы готовы построить практику через доверие к телу, диалог с ним, если вы хотите научиться принимать самостоятельные решения (пусть даже в выборе асан на коврике), тогда я предлагаю попробовать именно Виньяса йогу.

Мария Назарова, учитель виньяса-флоу, Yogaspace, Retunsky Yoga Studio

Мария Назарова

Кундалини-йога

Моя первая йога. С неё часто начинают практиковать, хотя, если честно, серьёзная Кундалини – это скорее последняя ступень для искушенных йогов. Причина её популярности среди новичков состоит в том, что Кундалини-йога работает быстрее остальных школ. Для того, чтобы почувствовать эффект от занятия, достаточно первого занятия (при старательном выполнении можно “улететь”) . Правда, иногда занятия длятся по три часа. Мастер Кундалини-йоги, Йоги Бхаджан, оставил после себя целое учение о жизни человека, поэтому придя на класс по Кундалини-йоге, будьте готовы к тому, что вас будут грузить теорией по полной программе.

3 шаг. Найти своего учителя

Впервые описанная в йога-сутрах и упанишадах, сакральных текстах, возраст которых исчисляется тысячами лет, йога передаётся от поколения к поколению, путём ученической преемственности. Сложно переоценить значение учителя йоги или гуру (“гу” – тьма, “ру” – свет, буквально “от тьмы к свету”). Это особая миссия, которая приходит с достаточным углублением знаний в йоге, – обучать других. Те из нас, кто глубоко познали йогу и кому она помогла изменить свою жизнь, испытывают непреодолимое желание делится своими знаниями с остальными людьми. Именно поэтому настоящим учителем йоги не может стать кто угодно. Это должен быть человек просветленного ума, который живет йогой.

С другой стороны, ведь упанишады и гуру – это больше не единственный источник информации о йоге. Ещё есть youtube, красочные книги и тематические сайты. Можно ли освоить йогу самостоятельно? Скорее нет, чем да. Во-первых, у вас может быстро иссякнуть запал. Первые трудности, с которыми вы столкнетесь в практике, могут быстро демотивировать – ведь никто не сможет подбодрить или дать совет. Во-вторых, ни одно писание, ни одно видео не может дать полноты понимания построения асан, техники правильного дыхания. Если вы обладаете достаточной силой воли и упорством, чтобы практиковать самостоятельно, вы легко можете нанести себе травму или привыкнуть выполнять асаны неверно. Неверное истолкование практики не принесет её основного эффекта – терапевтического. И тогда вы точно разочаруетесь и бросите занятия.

Йога подразумевает полное доверие учителю. Но если учитель не дает вам истинного знания или дает знание ложное, это может отбить желание заниматься практикой на всю жизнь. Призываю со всей ответственностью подойти к выбору своего гуру, ведь от этого будет зависеть не только ваш интерес к йогической практике, но здоровье и душевное состояние.

4 шаг. Инкрустировать йогу в свою жизнь

Йога станет сверкающим алмазом, озаряющим вашу повседневность, если её изящно встроить в вашу привычную жизнь. Йога отнюдь не культ и не религиозная секта. Практикующий стремится получить новое качество жизни, продолжая выполнять важные для себя социальные роли. Самое сложное для современного человека, это найти время. Йога не существует без физических упражнений и медитации. Канонические школы йоги (например, аштанга) призывают к регулярным практикам – не менее 5 раз в неделю, но есть и другие школы, которые предлагают заниматься только тогда, когда вам этого действительно хочется. Как оптимально добавить практику в свое расписание? Есть йоги, которые занимаются асанами на рассвете солнца, есть те, которые практикуют на закате. Время для медитации всегда можно вписать в свой график, например, медитировать на работе в обеденный перерыв. А йогическое дыхание (пранаямы) можно практиковать независимо от того, что вы делаете, даже во время прогулки. Главное понимать, что уборка квартиры, поход по магазинам, забота о ребёнке или ежедневная работа в офисе при более глубоком понимании становятся йогой. Йога – это более осознанное переживание опыта своей жизни и опыта своих действий. Даже самых рутинных. Каждая из ступеней йоги, которую вы привнесете в свою жизнь, поможет вам более успешно справляться с ежедневными задачами. Вот увидите.

Заключение

Я надеюсь, что йога поможет вам обрести гармонию  в Новом Году. Чем больше людей познают путь йоги, тем счастливее становится мир. Интересуйтесь, ищите и любите. А я люблю вас. Ом.

Автор: Екатерина Тананаева

«Есть у меня еще один замысел, который я надеюсь осуществить, – это нечто вроде вывесок. Например, для торговца рыбой – натюрморт с рыбами; то же самое для торговцев цветами, для зеленщиков, для ресторанов…»

Винсент Ван Гог «Письма к брату Тео»

Снятые со столов харчевен нижнего Тбилиси клеёнки, картон и жестяные банки сделали из Нико Пиросмани – Нико Пиросмани. Стены богемного ресторана «Четыре кота», дизайн меню которого создал Пабло Пикассо, стали выставочным пространством биеннале XX века. Параллельно на другом конце континента творческое объединение «Утвердители нового искусства» («УНОВИС») с Казимиром Малевичем во главе на острие русского авангарда работало над оформлением рабочих клубов, столовых и кафе. Не случайно провинциальный Витебск с гигантскими супрематическими панно на фасадах жилых и заводских зданий несколько лет по праву сохранял за собой имя одного из мировых центров городского искусства.

Марина Глухова, куратор проекта, об арт-эксперименте

«История своим примером показывает, что и мы, как поколение великих представителей, способны оживить искусство и вывести его за привычные рамки. Когда Манифеста взрывала Палермо и ставила вопросы ребром, мы тоже пытались разобраться с историей нашего города и с его настоящим. Побуждение искать, находить и разоблачать скрытые классовые, гендерные и расовые противоречия – естественная потребность живого и пластичного мира искусства! Москва заслуживает провокационных шагов и неожиданных смыслов. Городу нужны яркие преобразования и открытый диалог между искусством и обществом. Нас вдохновляют примеры европейских и американских арт-кварталов: Шордича  в Лондоне, где индустриальный район сегодня превратился в мекку художников и богемы и где Бэнкси нарисовал свое скандальное граффити «Рабский труд», ради возвращения которого местные жители вышли на митинг. Или Винвуда в Майами, где сконцентрировалась вся художественная жизнь континента. И Москва как наша столица, как передовой мегаполис заслуживает свой арт-квартал, место, где каждый мог бы увидеть новые виды самовыражения!

В основе нашей идеи – сигнал к действию: искусство нуждается в перемещении его объектов в городское пространство и последующей трансформации.

Вовлекая жителей во взаимодействие с художниками, мы хотим показать, насколько прогрессивная аудитория готова и открыта к экспериментам и знаниям о молодом искусстве. Это решение мы посвящаем молодым художникам, уже успешным по всему миру и представленным в ведущих культурных институциях. Мы утверждаем – искусство должно жить в естественной среде, и рады представить проект «Подарим  городу искусство»!»

В основе нашей идеи – сигнал к действию: искусство нуждается в перемещении его объектов в городское пространство и последующей трансформации.

Для реализации арт-эксперимента команда Ильи Тютенкова пригласила международный продюсерский центр LaboratoryABC, создающий проекты в коллаборации с мировыми культурными институциями и городскими пространствами с упором на современное искусство и технологии. В числе работ центра:

В проекте «Подарим городу искусство» принимают участие молодые русские художники, имеющие мировой опыт работы. Они украсили фасады и внутренние помещения ведущих гастрономических площадок столицы — ресторанов Ильи Тютенкова «Северяне», Pinch, Ugolek, Leveldva, Sempre и Uilliam’s.

Проект объединил девять художников

Глеб Скубачевский – ресторан «Северяне».

Двукратный лауреат почетной премии UNESCO за участие в художественных симпозиумах Patras Art Fair и Athina Art Fair. Его работы находятся в частных коллекциях в Швейцарии, Великобритании, Италии, России, Черногории, Греции, Словакии и Гонконге. Участник ярмарки современного искусства Cosmoscow в Гостином дворе и ярмарки Art Kaohsiung в Тайване в 2018 году.

Виктор Поляков – ресторан Uilliam’s.

Работает в области светового минимализма, кинетической скульптуры, а также концептуальной и абстрактной фотографии. Участник Московской Биеннале молодого искусства, выставки «Теория волн» в Третьяковской галерее. В 2017 году кинетическая скульптура Exodus экспонировалась во внутреннем дворе ГТГ на Крымском Валу. Художник спроектировал центральный объект под названием Cubed/Uncubed для выставки Lexus Hybrid Art 2017.

Протей Темен – ресторан Pinch.

Мультидисциплинарный художник. На протяжении десяти лет участвовал в более сотни сольных и групповых выставочных проектов в Берлине, Барселоне, Лондоне, Сан-Пауло и Москве. Последние три года ведет мультидисциплинарный проект «Внутренняя школа открытых исследований», посвященный пересечению нестабильных и тонких связей между искусством, наукой и образованием.

Александра Пастернак – ресторан Sempre.

Работает в английском образовательном центре London Gates Education Group в качестве преподавателя Art and Design. Постоянный участник молодежных выставок «Твой шанс» в Москве и международных арт-пространствах.

Антон Тотибадзе – ресторан Ugolek.

Участник благотворительного аукциона Christie’s. Закончил Высшую Академическую Школу Графического Дизайна, мастерская Бориса Трофимова. Коллекции художника хранятся в Государственном Русском Музее, Музее Органической Культуры и частных собраниях в США, Англии, Франции Германии, России, Латвии, Эстонии и Грузии.

Сергей Соболев – ресторан Ugolek.

Выпускник Московского Академического Художественного лицея и Московского Академического Художественного института имени Сурикова. Основатель и руководитель Центра современной скульптуры и дизайна МЕТАОБЪЕКТ. Участник и лауреат множества конкурсов в области скульптуры, дизайна и архитектуры. Участник более 50 тематических и персональных выставочных проектов.

Дмитрий Журавлев – бар Leveldva.

Закончил Академию фотографии. Сотрудничает с журналами Elle, Elle Decoration, Marie Claire, Harper’s Bazaar, L’Officiel, Vogue, Tatler, Citizen K, Rolling Stone, Wallpaper, AD, Departures, Esquire, GQ, Interview, Mercury, Numero, Robb Report, Сноб.

Данила Поляков – бар Leveldva.

Прежде всего известен как единственный российский мужчина-супермодель и один из самых известных манекенщиков из России среди выходивших на подиумы в Париже и Милане. Вместе с фотографом Алексеем Киселевым выпустил книгу-фотоальбом «Неприкаянные нулевые», которая продавалась в парижском бутике Colette. С 2016 активно развивается как художник, представляя сольные проекты в Музее АРТ4.

Михаил Сачков – бар Leveldva. Тизер проекта «Подарим городу искусство».

Специализируется на абстрактной графике и известен своим сотрудничеством с рядом модных российских марок: Nina Donis, Arsenicum и Forget Me Not. Сотрудничает с международными брендами Tag Heuer, Jaguar, Vertu, Allure, Audi, MasterCard, Siemens, Ikea и Cirque du Soleil. Среди недавних проектов художника — видео для перформанса «L’Illusion du Marriage» из основной программы Венецианской Биеннале 2017 и инсталляция на выставке Reflexion в Orekhov Gallery.

О партнёрах проекта

Партнёрами проекта стали молодая и активно развивающаяся галерея Askeri Gallery и московский музей современного искусства АРТ4. Askeri Gallery – одна из лучших творческих точек на карте Москвы, выставляющаяся  от Нью-Йорка до Тайваня.

Музей АРТ4 – частный музей актуального искусства, существующий одиннадцать лет. В нем вы не найдете постоянной экспозиции, но можете попасть на выставки молодых российских художников и классиков современного искусства.

Творческими партнёрами проекта стали команда Artistic Window Gallery и иллюстраторское бюро «Вьюга». Artistic Window Gallery уже не первый год превращают ничем не примечательные витрины в полноценные арт-объекты и городские достопримечательности. Резиденты созданного выпускниками Британской Высшей Школы Дизайна бюро «Вьюга» работают с современной иллюстрацией, удачно интегрируя ее в интерьеры.

В рамках проекта «Подарим городу искусство» в гастрономических точках Москвы представлены подлинники произведений искусства. Все работы доступны не только для созерцания, но могут стать приятным подарком ценителям. Лимитированная коллекция специально созданных открыток – комплимент от участников проекта каждому покупателю и гостю. В ресторанах также представлен каталог с подробным рассказом о художниках. Проект продлится до 29 марта 2019 года.

Работы участников проекта «Подарим городу искусство» также представлены и продаются в Askeri Gallery и музее АРТ4.

Больше информации о проекте ищите в социальных сетях по хэштегам: #Искусствовгороде #Laboratoryabc #AskeryGallery #АРТ4  #AWG #Вьюга #Северяне #Pinch #Ugolek #Leveldva #Sempre #Uilliams.