Согласно исследованию «Глобальный мониторинг предпринимательства», которое проводили ученые СПбГУ, среднестатистический предприниматель — мужчина, причём мужчин-бизнесменов примерно в полтора раза больше, чем женщин, пишет Тинькофф Журнал. В праздник женственности и весны мы запускаем проект о предпринимательницах, которые несмотря ни на что смогли создать своё дело и успешно им управлять.
Первая наша героиня – Александра Матохина, руководитель и идейный вдохновитель MatoPaper. Компания украшает витрины магазинов, стенды в торговых центрах, занимается созданием деталей офисного интерьера. Мы пообщались с Александрой о том, что такое современная мастерская и как превратить локальное дело в проект европейского уровня.
«Каждый наш проект – это что-то необычное и уникальное, то, чего никто еще не делал и даже не думал, что такое можно сделать из бумаги и картона», – указано на вашем сайте. Расскажите, пожалуйста, как зародилась идея создания проекта?
Честно, у меня никогда не было идеи создать креативный бизнес. Это не более, чем стечение обстоятельств.
7 лет назад я с родителями переехала из Волгограда в Москву. Мне пришлось перевестись на последний курс по специальности «графический дизайн» и писать диплом в столице. Параллельно искала работу. Я не могла сделать это долгое время. Обошла приличное количество собеседований, но, к сожалению, никуда не брали. Ситуация была действительно тяжелая. Я искала творческую профессию, по специальности.
Конкретного опыта, кроме единичных фрилансовых заказов, у меня не было. Даже несмотря на то, что портфолио было неплохим, предложений всё равно не было. От безысходности я пошла делать ксерокопии возле метро. Правда проработала там всего пару дней.
Я увидела объявление о поиске персонала в мастерскую по изготовлению декораций из картона. Стажировка была бесплатная. Каждый день я тратила 5 часов на путь из Химок на Юго-Западную и обратно. Через месяц за минимальную заработную плату мне предложили стать администратором мастерской. Я, конечно же, согласилась, так как возможность пребывать в творческой среде была дороже денег. Так я проработала полгода. После – стали доверять выполнение заказов. Признаюсь, мне не очень нравилось там работать, казалось странным подобное построение бизнеса.
Через полгода я встретила своего будущего мужа и уже с дипломом вернулась к нему в Волгоград. Некоторое время я была фрилансером, работала по профессии. У меня было много заказов. Друзья узнавали о моем опыте работы в «картонной» мастерской и просили сделать что-то для них. Сначала елки в офис, потом маски для съёмки афиши, ножницы в салон красоты… Так, параллельно с графическим дизайном на кухонном столе, я вырезала из картона различные штуки. Работало сарафанное радио. Количество заказов росло. Через несколько месяцев я решила снять небольшое помещение для собственной мастерской.
Повторюсь, идеи создать «бизнес» у меня не было. Это слово к моему делу стали применять другие предприниматели только через 1,5-2 года после открытия студии. Спокойно резала себе и выполняла заказы. Главная цель была – покрыть аренду. Только через год у меня появилась команда. Всё двигалось постепенно.
Я увидела объявление о поиске персонала в мастерскую по изготовлению декораций из картона. Стажировка была бесплатная. Каждый день я тратила 5 часов на путь из Химок на Юго-Западную и обратно. Через месяц за минимальную заработную плату мне предложили стать администратором мастерской.
Первая креативная мастерская появилась в Волгограде в далеком 2013-м году, когда в инстаграм постили только еду, а декор в ТЦ ограничивался гирляндами. С какими трудностями вам пришлось столкнуться на начальном этапе?
Не могу сказать, что вначале у меня были какие-то трудности, так как не было цели как таковой. Я просто делала то, что мне нравится. Единственное, первое время люди приходили с совершенно дурацким заказами. Например, просили сделать коробку для подарка или полки в офис. Сейчас подобных заказов не получаем. Определенный «отсев» произошел, и это здорово.
Мы изначально позиционировали себя как мастерская, создающая декорации из бумаги и картона.
То, чем мы занимаемся, практически не распространено в России и в мире. Много людей делают цветочки из бумаги, но мы прославились не этим. Тому, что делает MatoPaper, невозможно где-либо обучиться. Идеи и способы их воплощения мы придумываем сами.
Как я понимаю, вы основали одну из первых декор-мастерских в Волгограде. Можете ли вы выделить особенности развития бизнеса в относительно небольшом городе? Отличаются ли по «духу» студии на вашей родине и в Петербурге?
Нет, совершенно не отличаются. В Петербурге работает Виктория, которая была моей первой помощницей. В волгоградской мастерской она проработала два года. У нас абсолютное взаимопонимание относительно стилистики мастерской, продвижения проекта и всего остального.
Поддерживали ли вашу идею родные?
Конечно, родные меня всегда поддерживали. Мой отец – музыкант. Он за творчество!
Сталкивались ли вы с гендерными стереотипами о том, что женщине не место в бизнесе?
Нет, у нас в городе нет ничего подобного, поэтому, к счастью, мне не приходилось с этим сталкиваться. В Волгограде есть даже тусовка девушек-предпринимателей до 30. Через две недели у нас пройдёт форум «Женщина в бизнесе». Я и мои приятельницы будем выступать там в качестве спикеров.
Мне кажется, сейчас гендерные стереотипы в сфере бизнеса не особо работают. Это история 90-х.
Конечно, родные меня всегда поддерживали. Мой отец – музыкант. Он за творчество!
С 2017 у вас появилась точка в Петербурге. К тому же есть студии в Саратове и Ростове. В какой момент вы поняли, что хотите развивать сеть?
Всё, что мы делаем в мастерской, никогда не бывает заранее запланировано. Я не сижу часами с мыслью о том, что бы придумать. Всё зависит от запросов клиентов. Как я уже сказала, в Петербург просто переехала моя коллега. Она и предложила мне открыть там филиал.
Целенаправленно о франшизе мы также не думали.
За последние полтора года я получила огромное количество писем и звонков с вопросами о франшизе. Как только мы её запустили, столкнулись с невероятным потоком запросов. На сегодня сеть охватывает Ростов и Саратов. В ближайшее время откроется ещё несколько мастерских по России. Есть предложения и из других стран: Казахстана, Узбекистана, некоторых европейских государств.
Наша команда не прикладывает усилий для поиска заказов, проведения мастер классов, развития сети. Мы работаем только на входящие предложения.
Сколько человек в вашей команде?
В волгоградской мастерской на постоянной основе, включая меня, работают 5 человек + ребята, которых мы зовем только во время масштабных проектов.
Расскажите о нескольких проектах, которые запомнились вам больше всех остальных.
Недавно для оформления летнего торгового центра нам нужно было создать более 50 птиц, размер которых был от 1,5 до 2 метров. Над этим заказом работало 13 человек.
Из запоминающихся проектов также «Чукотка», который мы делали в конце прошлого года для одноимённого региона. MatoPaper выпала честь украсить выставку «Дни Дальнего Востока» в местном экспоцентре. Мы оформляли крупные стенды Чукотки. Для нашей команды это определенно широкий шаг вперёд. Конечно, после выполнения заказа я всегда нахожу недочёты и желаю что-то исправить.
Что для вас MatoPaper сегодня?
Я уже давно перестала ассоциировать мастерскую с собой, несмотря на то, что в названии моя фамилия. MatoPaper – это, в первую очередь, команда единомышленников, вдохновлённых работой с бумагой и картоном.
Мы вместе заботимся об экологии. Каждый проект отражает бережное отношение к окружающей среде. Пускай декорации MatoPaper проживут не так долго, но материалы, из которых они созданы, быстро разлагаются. Бумага и картон не сравнимы с пластиком, который используют большинство современных декор-студий.
Каким образом вы связаны с проектом «Мастера России»?
«Мастерам России» я недавно давала интервью, а также отправляла плей-лист MatoPaper. На мой взгляд, очень интересный и познавательный портал.
Как вы оцениваете уровень развития малого бизнеса в России?
Я считаю, что сегодня малый бизнес в России развивается удивительными темпами. В каких-то аспектах он даже превзошёл и Европу, и Америку. Это моё личное мнение.
Однако если в Европе предпринимателей поддерживает государство, то мы остаёмся без помощи. К примеру, я как мать двоих детей и по совместительству руководитель мастерской не получаю социальных выплат. Хотелось бы ощущать большую поддержку.
Я считаю, что сегодня малый бизнес в России развивается удивительными темпами. В каких-то аспектах он даже превзошёл и Европу, и Америку.
Наш бизнес считается нано-бизнесом. Малый бизнес – это более крупные обороты. Сюда относятся небольшие кафе, магазины и прочее. Сейчас он стремительно расширяется. У многих есть желание иметь что-то своё. Это здорово.
Особенно это применимо к моему родному городу. Волгоград достаточно серый, я бы сказала тухлый. Огромное количество людей уезжает. Те, кто остаются, пытаются что-то открывать.
Расскажите о планах на будущее. В каких городах мы сможем встретить мастерские MatoPaper в ближайшие несколько лет?
Скажу про ближайшие полгода. На майских праздниках мы откроем филиал в Москве, так как заказов оттуда действительно много. По франшизе сейчас есть несколько запросов: Краснодар, Ташкент, Белгород, Нижний Новгород, Казахстан. Всё в процессе согласования.
Спасибо большое, Александра, за этот вдохновляющий разговор! С нетерпением ждём открытия мастерских!
Автор: Татьяна Алубаева
Фото предоставлены Александрой
5 марта в Artplay Media состоялось открытие выставки “Московский концептуализм. Связь”, которая совмещает архивные материалы знаковых концептуалистов с работами молодых художников, явно указывая на культурную преемственность. Знаковые художники — это члены Школы московского концептуализма, которые и развили это направление в России в 70-ые годы, сделали его знаковым, а новое поколение художников — их преемники. Как наследие московского концептуализма повлияло на искусство наших дней разбирался THE WALL Magazine.
Концептуализм появился во второй половине 60-х годов, когда художники задались вопросом, что означает искусство в принципе. Ответом не могла стать только живопись. Используются фотография, видео, схемы, коллажи, а главное — текст. Андрей Монастырский, один из родоначальников московского концептуализма, определяет это направление так: “На первом плане шел текст, а уже потом возникали какие-то визуальные моменты”. Но надо понимать, что именно московский концептуализм развивался в изоляции от всего мира, а следовательно делал это особым путем. Московская концептуальная школа уделяет тексту еще больше внимания, дает ему главную роль. Он появляется в схемах, в подписях к изображению, а зачастую выступает и как самоценное произведение искусства.
Сейчас концептуализм вновь входит в моду. Буквально осенью, например, МАММ открыл ретроспективу Виктора Пивоварова, одного из основателей этого направления. Осенью же в “Гараже” состоялась премьера документального фильма “Бедные люди. Кабаковы”, рассказывающем о художнике Илье Кабакове, а выставка его с супругой совместных работ прошла в ТГТ на Крымском валу. Выставка в Artplay Media же посвящена влиянию московских концептуалистов на художников нашего времени, что и выделяет её из числа прочих, акцентирующих внимание лишь на знаковых фигурах в этом направлении.
Сначала зрителя знакомят с видеоматериалами и газетными статьями о концептуалистах. Далее выставлены предметы, задействованные в перформансах. Это, например, веревка, длиною 7 километров, использованная в акции группы “Коллективные действия”. Примечательно, что все предметы находятся в прозрачных ящиках, сквозь которые видно работы современных художников, находящиеся уже в следующем зале.
Молодое поколение наследует от концептуалистов любовь к текстам, часто достаточно абсурдным, схемам и коллажам. Работа Александры Киселевой представляет плакат с рассказом о маме, которая придумала себе дочку. Своим стилем она напоминает словно брошенные в пустоту строчки с картин Пивоварова. “Ударил он меня молотком по голове и заплакал” — написано на одной из них.
К тексту прибегает и Варвара Гранкова, только вот одним холстом она не ограничивается и вовлекает в работу зрителя: предлагается написать на бумажке, что вам надо сделать в ближайшие дни, и приклеить на стену.
Отголоски концептуализма слышны даже в видеоинсталляциях. В работе Насти Жегал камера, как поезд, едет по туннелю метро. Стена, на которую проецируется видео, увешана безликими масками, напоминающие толпу людей, постоянно входящую и выходящую из вагона. Маски глупо смотрят на тебя, а камера монотонно едет по туннелю, и в этот момент тебя переполняет чувство одиночества среди людей-случайных пассажиров, желание выбраться из рутины, что так свойственно концептуалистам.
Закрытый вернисаж предоставляет бесценную возможность посмотреть не только на работы, но и на самих художников. Пока молодое поколение, мило улыбаясь, указывает друзьям на свои картины, время от времени зависая в айфоне, матерые художники, словно нарядившись на концептуальный хэллоуин, гордо шагают по галерее. Они будто сами часть какой-то инсталляции: один из них одет в галериста, торгующего картинами из-под полы плаща, второй — семинарист, советующий на все выставки приходить в необычных головных уборах: он рассказывает о своих работах, а после достает из авоськи серебряную корону с козырьком и уходит.
Кажется, Artplay из пространства, в котором можно было увидеть только слайд-шоу картин Ван Гога или Босха под красивую музыку, превращается в галерею, понятно и оригинально рассказывающую о современных направлениях в искусстве, привлекая к этому молодые таланты. Конечно, мультимедийные выставки оттуда не исчезли, и, признаться честно, чувствуешь себя странно попадая из зала, посвященного концептуальному искусству, в зал с также недавно открывшейся мультимедийной выставкой Климта, но за пространством становится интересно следить. Тем более “Московский концептуализм. Связь” — это лишь первая выставка из целого цикла “Выбор куратора”.
Автор: Злата Лиман
Фото: Александра Карташова
17 марта в Musical Wave School пройдёт мастер-класс для молодых независимых музыкантов и групп: «Продвижение музыкального проекта. Работа с медиа и шоукейс-фестивалями».
Cпикер – Надя Самодурова, основательница отечественного издания о музыке «Сторона», соорганизатор Moscow Music Week и фестиваля Боль 17/18, барабанщица группы Lucidvox. В 2017 году группа была признана «лучшей рок группой года» по версии премии «Золотая Горгулья».
Программа мастер-класса:
— распределение обязанностей: социальные сети, организация концертов, мерч, стриминг
— внешняя сторона работы группы: первые публикации, с чем они связаны и какие события им способствуют
— внутреннее устройство СМИ на примере «Стороны»: как отбираются анонсы и релизы для публикаций
— российские фестивали: как устроены и куда подавать заявки
— зарубежные шоукейс-фестивали и Moscow Music Week: почему нужно участвовать в них.
Количество участников ограничено.
Время: 17 марта (воскресенье), 19.30–21.30
Вход: свободный, обязательна регистрация
Адрес: Musical Wave School, Садовническая набережная, 25
6 марта в Электротеатре Станиславского пройдёт встреча с Ауророй Кано в рамках курса лекций и встреч продюсера Алёны Янкелевич «Театральное дело. Российский и международный опыт». Аурора расскажет об успехах и задачах, сложностях и поисках современного мексиканского театра. Участники встречи вместе с ней совершат путешествие по театральной жизни Мексики. Встреча пройдёт с синхронным переводом.
Аурора Кано — мексиканская актриса, режиссер (ставила в том числе оперы и оперетты), драматург, продюсер, певица рок-группы и театральный педагог. Основательница и бессменный художественный руководитель с 2004 года:
Следующий фестиваль DramaFest будет посвящён развитию современного театра в России и Мексике. Именно поэтому я и еду в Москву: чтобы найти варианты взаимодействия между мексиканскими и российскими режиссерами и драматургами, увидеть как можно больше театральных постановок и встретиться с людьми, заинтересованными в развитии подобных контактов между Россией и Мексикой
Как режиссёр Аурора Кано известна адаптациями классических пьес, переосмысленных в условиях сложного, порой противоречивого, социального контекста Мексики, а также постановками работ современных драматургов и собственных пьес.
Аурора Кано считает, что русская театральная школа оказала на нее огромное влияние: «Для меня русский театр – это в первую очередь Станиславский. Еще когда я была студенткой, он поразил меня как великий режиссер и педагог. И сейчас система Станиславского — отправная точка в моей работе с актерами, даже если я переосмысливаю ее, исходя из новой эстетики, и нахожу новые интерпретации, актуальные для XXI века. Но всё равно Станиславский меня подпитывает. Как и Мейерхольд, и Чехов. Признаюсь, что в трудные моменты всегда вспоминаю фразу из чеховской «Чайки«: «Когда я думаю о своем призвании, то не боюсь жизни». Невозможно переоценить, как много сделали для театрального мира и такие русские писатели, как Горький, Гоголь, Пушкин и многие другие. Не только своими произведениями, написанными специально для театра, но и благодаря многочисленным постановкам по их романам, рассказам и сказкам. Поэтому для меня очень важно услышать новые голоса российских драматургов».
Мероприятие организовано Институтом Сервантеса в Москве в сотрудничестве с Teatro de Babel, DramaFest en Movimiento и Секретариатом по культуре Правительства Мексики.
Время: 6 марта (среда), 19.00
Вход: 300 руб., купить билеты по ссылке
Адрес: Электротеатр Станиславского, Тверская ул., 23
8 марта состоится шестая, флагманская вечеринка Ekipazh в Poison House. После небольшого перерыва ребятам есть чем удивить: в клубе расширили танцпол террасы и построили новый chill-out c чайной, а световики из Laser Devision уже привезли новые приборы. А в честь праздника команда дарит всем девушкам free-вход.
В этот раз будет задействовано два танцпола:
Terrace наполнится мягким грувом и ориентальными мелодиями c house и downtempo звучанием от Antera (частая гостья Gazgolder, Mendeleev, Community и т.д). Ди-джей и продюсер Amonita, её музыкальное направление – это сочетание из красок таких стилей, как electronica и downtempo, а работы выходят на лейблах Highway Records, All day I dream и т.д. Далее Dima Dem из BÜRO и Oleg Orlov с глубоким этно сетом, наполненным мощной энергетикой инструментальных партий.
Kitchen, где ставить пластинки будут: действующий чемпион России по версии DMC World Championship — N-Tone, A.Soul из творческого объединения Soul Kitchen; Max Detal’ — музыкант и создатель первого отечественного контроллера Midi Dobrynya. Max не признаёт кнопки play и играет исключительно вживую. Также прокачают танцпол HelloFommie, которую вы можете знать по выступлениям на Faces&Laces, Adidas The Base и многим шумным хип-хоп вечеринкам; и OG-S из Scrach Dj School.
Время: 8 марта, 23.00–8.00
Вход: 500 руб., девушкам – свободный, FC/DC
Адрес: Poison House, 5-я Магистральная, дом 6, Москва
Искусство вечно, не так ли? А хотели ли вы когда-нибудь увековечить любимую картину на одежде и носить с собой? Не только в душе, но и на теле?
Эмилия Манвельян несколько лет назад нашла решение для тех, кто не хочет существовать вдали от произведений искусства, — она основала интернет-магазин ART FLASH. Мы поговорили с Эмилией о ее любимых художниках, развитии бизнеса с нуля и источниках вдохновения.
Читала в одном из интервью, что идея бизнеса пришла к вам после посещения музея Ван Гога в Амстердаме. Что именно вдохновило вас — атмосфера творчества, картины?
Изначально идея действительно пришла в Амстердаме. Я увидела, что сувенирная продукция может быть стильной, интересной, может быть интерпретирована совершенно по-разному.
Родилась идея: не просто делать футболки / свитшоты с принтом в прямоугольнике / квадрате, а сделать что-то, что люди смогут сочетать с одеждой и носить в повседневной жизни
Почему Ван Гог? Когда я училась в школе, преподаватель по МХК увидела мой интерес к живописи и посоветовала книгу «Жажда жизни» Ирвинга Стоуна. Я прочитала ее взахлеб и настолько прониклась творчеством Ван Гога, что начала ходить на курсы по истории искусства, читать всё больше и больше, самостоятельно ходить на выставки.
Всё это наложило, конечно, отпечаток, а потом я увидела сувенирную продукцию, и в голове закрутилось… Родилась идея: не просто делать футболки / свитшоты с принтом в прямоугольнике / квадрате, а сделать что-то, что люди смогут сочетать с одеждой и носить в повседневной жизни.
Как вы начали реализовывать идею? Кто-нибудь помогал?
Начали с бывшей однокурсницей. Стартового капитала было долларов 100 — деньги на партию из 10 свитшотов. “Это минимальное количество для заказа”, — сказал производитель. Ну вот мы и заказали. Естественно, фотограф, модели и все остальное — на бартерных условиях: наши друзья и знакомые, которые хотели помочь нам. Не было денег на студию, не было опыта, но съемка в отшитой одежде получилась достаточно неплохая, стильная.
Стартового капитала было долларов 100 — деньги на партию из 10 свитшотов
Конечно, оглядываясь назад, я понимаю, что все это было сделано на коленке, 5,5 лет прошло уже. Помню, мы сидели в кафе на Столешниковом переулке (забегали туда греться и пить чай), переодевались там, подкрашивали моделей, расчесывали им волосы и отправляли их снова в снег-мороз.
Получив первые фотографии, мы начали выставлять их в Инстаграм, писать про картины, рассказывать об искусстве. Инстаграм, конечно, раньше работал совершенно по другим принципам. Можно было поставить хэштеги, выставить в ленту, и как-то люди сами по себе это видели, никакого ранжирования по охвату.
Мы сразу продали 10 свитшотов, которые у нас были. Заказы продолжали приходить: на другие размеры, модели…А мы не знали, что делать
Нам сразу стали приходить заказы, потому что на рынке подобного раньше не было. Плюс — интересный контент. Тогда еще онлайн-магазины выставляли фотографии и писали что-то вроде: «Свитшот. Доступен в размерах S, M, L. 3000 рублей», грубо говоря. А мы старались больше рассказывать про картины, применяли сторителлинг.
То есть бренд быстро стал успешным?
Мы сразу продали 10 свитшотов, которые у нас были. Заказы продолжали приходить: на другие размеры, модели…А мы не знали, что делать. Сроки были настолько длительные…Поставщик мог нам сказать: «Три недели будем делать следующую партию, у нас большая загруженность».
Помню, парень, который занимался производством, привозил эти свитшоты ночью и где-то около торгового центра передавал. Мы не знали, как пользоваться службой доставки, делать накладные и вести отчетность. Нам было по 20 лет, и мы находились немного в броуновском движении.
…приходилось работать сутками и как-то успевать на два фронта. Через какое-то время пришлось выбирать, и я выбрала ART FLASH — своё собственное дело
Коллега, с которой мы все это начали, в скором времени вышла замуж и переехала в другую страну. И я фактически осталась одна — совмещала эту деятельность с работой в музее современного искусства. Понятное дело, что там — стабильность, мне было страшно уходить, поэтому приходилось работать сутками и как-то успевать на два фронта. Через какое-то время пришлось выбирать, и я выбрала ART FLASH — своё собственное дело.
Расскажите немного о самом производственном процессе.
Начинали мы с заказа одежды у производителя, но оказалось, что работали через посредника, из-за этого себестоимость была очень высокой и негативно влияла на маржинальность нашего продукта. Посредник и производитель не могли обеспечить надлежащее качество продукции.
Исследовав рынок, я поняла, что нужно двигаться дальше – и качество плохое, и цена высокая. Мы нашли нашего сегодняшнего партнера, с которым комфортно работаем вместе около 3,5 лет. Сами закупаем ткани, разрабатываем лекала, отшиваем, кроим изделие, тестируем образцы.
Немного о производстве: принт наносится на всю лицевую сторону свитшота, она состоит из 50% полиэстера и 50% хлопка. Такая примесь синтетики нужна для того, чтобы краска проникла в структуру ткани с помощью сублимационной печати и осталась там навсегда. Этот метод печати отличается от цифрового, когда краска наносится уже на готовое изделие сверху.
Остальные части свитшота выполнены из
футера высокого качества, из 90% хлопка и 10% эластана для того, чтобы он был приятен к телу, тянулся и хорошо сидел.
Мы долго шли к такому комбинированному пошиву, но он оправдал себя — клиентам нравится. С одной стороны, изделие почти полностью состоит из высококачественного хлопка, а с другой стороны, лицевая сторона сохранит первоначальные свойства принта навечно. Хотя можно запечатать все, что хотите, даже просто горловину.
Как выбираете картины для принтов? Долго ли изготавливается изделие?
Если клиент заказывает разработку собственного принта у нашего художника, то процесс может занять несколько недель. Тут важно сделать качественную картинку, которая понравится заказчику. Если это что-то базовое, то есть взять готовую картинку и нанести на изделие – несколько рабочих дней. Но зависит от загруженности производства и сложности принта.
Некоторым клиентам мы с нуля разрабатываем принт. Например, одной клиентке, которая живет в Швейцарии, в маленьком городке, мы с художником отрисовали их город в акварельном стиле и сделали партию свитшотов и платков. Вышло невероятно красиво!
Как решаете вопрос авторских прав при использовании картин?
Мы используем картины, которые находятся в нулевом домене, – являются публичным достоянием. С современными художниками подписан договор, с институциями культуры, права, конечно, нам не переходят. Мы просто являемся их партнерами — подрядчиками. Если вдруг замечаем, что какие-то работы нарушают авторские права, сразу же убираем их из ассортимента. Этот вопрос принципиально важен для меня .
Картины каких художников лучше всего раскупаются?
Одна из самых популярных коллекций – «Шедевры искусства» с картинами классиков, особенно Ван Гога. К сожалению, у нас нет в ассортименте самых знаменитых его работ, например, «Подсолнухов» или «Цветущих веток миндаля», потому что на них опять же наложен запрет использования — авторское право защищается.
Но несколько его работ у нас есть – «Ирисы», «Звездная ночь», которая недавно вошла в публичный домен, и «Кипарисы». Их очень любят, и они очень выигрышно смотрятся с правильным сочетанием цветов.
Из популярного очень нравится пуантилизм, работы Моне, но в то же время есть картины, которые не знамениты повсеместно, а покупаются отлично. Например, картина «Баши-базук» (Жан-Леон Жером) — настолько потрясающая детализация…Ее очень часто заказывают на принтах.
Помимо этого, у нас есть коллекции с современными российскими художниками , например, с Тамарой Дихтяр. Это современные абстрактные работы, яркие и привлекают внимание. Есть коллекция Art and Fashion, которую сделала фэшн-иллюстратор Эльвира Шарапова. Мы придумали комиксные принты, где девушки изучают искусство. На них — переработанные полотна Дали, Дюбюффе, Кандинского, Уорхолла, Мондриана, Ван Гога…Она как была актуальна пять лет назад, так и остается до сих пор.
Назовите две коллаборации мечты.
Мне безумно хотелось бы сделать коллаборацию с Дэмьеном Хёрстом — противоречивый художник из Young British Artists. Читала про него, много раз была на его персональных выставках, изучала в Лондоне в Университете Sotheby’s в рамках курса по современному искусству.
Выставка Такаси Мураками в «Гараже». Источник фото: https://garagemca.org/ru
Из современных, наверное, еще мне Такаси Мураками очень интересен. В прошлом году была его огромная персональная выставка в Гараже. На выставке, конечно же, был мерч, у меня сразу пошли идеи, как можно было бы это доработать, сделать суперстильные пальто, бомберы, на подкладках все это напечатать, и кимоно, и всё-всё-всё.
А современные российские художники? Слышала, вы проводили в 2017 году арт-марафон…
Большой бесплатный образовательный марафон для художников в 2017 году, да. Художники должны были в социальных сетях показать свое творчество, чтобы красоты стало больше. После того, как они регистрировались, мы раз в неделю отправляли им полезную информацию о развитии и продвижении искусства. А в конце марафона провели розыгрыш, где подарили участникам их творения на одежде.
Художники понимают, что, возможно, для кого-то заказать картину – это или дорого, или не нужно, или она не вписывается в интерьер, поэтому заказать свою картину на одежде — отличный вариант!
Мы на этом, конечно, ничего не заработали, но приобрели известность в арт-среде по всей России — было более 100 участников, со всеми общались и взаимодействовали. Этот марафон дал толчок развитию нашего второго направления (помимо розничной торговли) – заказ продукции для художников с их картинами. У нас есть каталог для художников, где обозначены все наши модели, на которые можно перенести их работы.
Художники понимают, что, возможно, для кого-то заказать картину – это или дорого, или не нужно, или она не вписывается в интерьер, поэтому заказать свою картину на одежде — отличный вариант! Для начала мы предлагаем макеты, их можно выставить в сеть, посмотреть на реакцию и только потом сделать у нас окончательный заказ.
Много ли заявок на сотрудничество от молодых художников к вам поступает? Есть ли критерии отбора, или берете всех?
Очень много, несколько в день (от двух до шести примерно), зависит от рекламных активностей, мероприятий. К сожалению, мы физически не можем сделать коллаборации со всеми художниками – нужно сделать съемку, лукбук, отправить по СМИ, отшить образцы… Цикл по запуску коллекции достаточно долгий.
Конечно, отбор есть: должно быть визуально приятно, стильно смотреться на одежде. Есть безумно красивые картины, которые ну никак не перекладываются на вещи: и цветопередача не та, и мотив теряется. Но рассматриваем мы всех. Отвечаем, анализируем.
Есть безумно красивые картины, которые ну никак не перекладываются на вещи: и цветопередача не та, и мотив теряется
К сожалению, на 2019 год в планах только одна или две коллаборации, потому что я считаю, что лучше брать качеством, а не количеством. Планы на будущее – оптимизировать этот процесс, чтобы запуск новых коллекций с авторами шел быстрее. И также сделать онлайн галерею, продажу картин. Медленно, но верно движемся к этому.
У вас нет своего шоурума. Вы принципиально не открываете точку? Планируете ли?
Шоурум будет обязательно! Если открывать его, то дорабатывать до конца, делать прямо в центре Москвы – на Тверской, Пушкинской, Охотном ряду, чтобы все было очень красиво, стильно. Я перфекционист, поэтому сначала придумаю, доделаю, а потом уже и открою.
И главное – микс: арт-галерея и наш магазин. Это моя мечта, к которой я, конечно же, стремлюсь. Пока очень удобно работать в формате интернет-магазина, у нас есть офис, мы принимаем заказы, производим, нет склада. С некоторыми точками – в основном, с учреждениями культуры – у нас есть договоренность: мы эксклюзивно продаем некоторые у них на сайте и в магазине. Еще делаем поставки в мультибрендовые шоурумы в Москве и Питере наших топовых коллекций.
Вы работаете уже 5 лет, поменялось ли отношение к искусству у покупателей? Если да, то каким образом?
Однозначно поменялось. Искусство стало модным. Стало модно ходить на выставки. Разбираться в современном и классическом искусстве. Рассуждать об этом. К сожалению, есть люди, которые делают это, только чтобы не отставать, но некоторые действительно начинают увлекаться, погружаться, и это не может не радовать.
Ты носишь эту вещь, выходишь в ней на улицы города и можешь рассказать: «Ребята, смотрите! У меня не просто толстовка, не просто футболка, это работа такого-то автора. Он сделал ее под влиянием того-то в таком-то году, у него произошли определенные события в жизни»
Многие модные дома (Chanel, Prada, Dolce&Gabbana) используют картины современных художников и классиков либо в коллекциях, либо при оформлении подиумов. У Louis Vuitton была совместная коллаборация с Джеффом Кунсом (в ходе неё Кунс перенес полотна, представленные в рамках его выставки Gazing Ball Paintings, на изделия бренда. — прим.ред.)
Это тренд XXI века. Зачем брать обычные принты: цветочки и прочее, хотя, конечно, они всегда останутся актуальными, если работы художников дают свежесть, новый толчок, придают смысл одежде? Ты носишь эту вещь, выходишь в ней на улицы города и можешь рассказать: «Ребята, смотрите! У меня не просто толстовка, не просто футболка, это работа такого-то автора. Он сделал ее под влиянием того-то в таком-то году, у него произошли определенные события в жизни».
Как вы относитесь к повышенному интересу со стороны публики к выставкам достаточно известных российских и зарубежных художников — Куинджи, Серов?
Очень положительно. Повторюсь: у всех разная мотивация. Кто-то гонится за трендами (как и во всём, не только в искусстве), кто-то гонится за популярностью, а кто-то просто хочет прикоснуться к прекрасному. И если они узнали о прекрасном на волне “хайпа”, и им действительно это понравилось, это же хорошо! Да, способы и пути разные, но результат-то один – искусство становится всё более популярным и востребованным.
И это очень меня радует как человека, который любит Куинджи и Серова, вырос в Третьяковской галерее. Меня радуют в целом положительные тренды в обществе. Могу связать это с социальными сетями: очень модно стало быть спортивным, правильно питаться, ходить на интересные мероприятия, путешествовать, делать красивые фотографии. Это тоже искусство. И это гораздо лучше, чем курить, ругаться матом и бесцельно тратить свое время. Молодежь в России стремится к образованию, развитию, и это потрясающе.
Да, способы и пути разные, но результат-то один – искусство становится всё более популярным и востребованным
БЛИЦ
Картина, на которую вы можете смотреть вечно: Клод Моне «Водяные лилии», которая находится в Музее Оранжери (Le Musée de l’Orangerie) в Париже.
Клод Моне «Водяные лилии». Источник фото: https://frenchparis.ru
Когда я попадаю туда, я как будто в другом мире. Идти нужно не в сезон, рано-рано утром в будний день, в общем, сделать всё, чтобы там было как можно меньше людей. Сесть на диван и просто погрузиться в огромные полотна. Я как будто буквально оказываюсь внутри пруда Живерни, где писал Моне, сознание отключается… А потом начинает активно работать, приходит множество идей, мыслей, невероятный эффект!
Картина, которую вы бы никогда не поместили в качестве принта на свое изделие: провокационный вопрос… Наверное, некоторые картины Фрэнсиса Бэкона.
Несмотря на то, что я очень уважаю и ценю его как художника, который внес невероятный вклад в искусство, его картины бьют рекорды на торгах Sotheby’s и Christie’s, у него есть очень тяжелые для восприятия картины. Например, картина «Фигура с мясом».
Френсис Бэкон «Фигура с мясом». Источник фото: https://bigpicture.ru
Это визуально отталкивающие мотивы, которые сложно воспринимать как себя дома в интерьере, так и на одежде. Мы пытаемся нести радость через одежду, а эти картины вызывают скорее негативные эмоции. Но, с точки зрения искусствоведения, они, конечно, очень значимы.
Самая узнаваемая картина всех времен: «Мона Лиза» Леонардо да Винчи.
Сколько с ней было скандалов, интриг, расследований…Ее улыбка, ее личность, мистика вокруг нее. И, конечно, когда ты приходишь в Лувр в любое время в любой сезон, около нее будет миллион групп туристов, и ты не сможешь нормально ее рассмотреть.
Самые перспективные молодые российские художники на сегодняшний день:
Автор: Анна Чеботарева
Фотографии предоставлены ART FLASH
Благотворительная организация «Tutors for Pupils» помогает воспитанникам московских Центров содействия семейному воспитанию (ЦССВ) подтянуть знания и подготовиться к сдаче школьных экзаменов. Она была создана в 2015 году студентками Высшей школы экономики Анной Бауэр и Татьяной Андрияновой, целью которых было мотивировать ребят к учёбе, достижению положительных результатов учеников в школе (отсутствие «двоек» и сдача экзаменов хотя бы на пороговом уровне). Обсудили с Анной и Таней их проект.
Как пришла идея создать организацию?
Мы увидели в интернете объявление о том, что детскому дому нужны репетиторы, и решили вдвоём с однокурсницей съездить как волонтёры-репетиторы. Когда вышли от детей, поняли, что нас двоих мало и нужно организовывать проект.
С какими трудностями сталкиваются благотворительные организации?
Нехватка ресурсов. Иногда человеческих, иногда материальных. Но в нашем случае первое гораздо важнее, самым сложным являются привлечение и долгосрочная мотивация волонтёров.
Какими самыми важными качествами должны обладать студенты-волонтеры?
Самое главное – это терпение. Мы работаем с детьми, у которых зачастую нет даже базовых знаний, поэтому нужно быть очень терпеливым, не ждать, что ребенок поймет сложную тему с первого раза, быть готовым повторять до тех пор, пока он не поймет. Конечно, не у всех детей все плохо с учебой. Есть заинтересованные ребята, которым очень нравятся определённые предметы. Таким детям мы помогаем достигать бóльших успехов.
Единой программы у нас нет, потому что все дети разные. Именно поэтому мы работаем только индивидуально.
И ещё важен, конечно, творческий подход к обучению и любовь к предмету, потому что очень важно с самого начала заинтересовать ребёнка в предмете и мотивировать к учёбе.
Что вам принесла деятельность организации? Чему вы научились в Tutors for Pupils?
Аня: Я получила бесценный опыт работы с детьми и определилась с тем, чем хочу заниматься, хотя все меня отговаривали от работы учителем. Сейчас пишу магистерскую диссертацию по педагогике (связанную, кстати, с деятельностью нашей организации) и работаю преподавателем языков. Ну и конечно, очень полезный опыт руководства организацией.
Таня: Руководство организацией – это в первую очередь ответственность, а во вторую – многозадачность. А ещё наша деятельность про людей, очень разных и уникальных. Это и подопечные, воспитатели и, конечно же, наши организаторы и репетиторы, у каждого из которых чему-то учишься – пониманию, терпению, новым знаниям и взглядам на жизнь.
Должен ли человек уже обладать опытом подготовки учеников к экзаменам для того, чтобы вступить в вашу организацию?
Это необязательно. Когда мы сами приехали в первый детский дом (это был ЦССВ «Солнечный круг»), мы вообще никогда ранее не преподавали. Мы понимаем, что всем нужно с чего-то начинать и не требуем от волонтёров опыта преподавания (хотя это, безусловно, является плюсом), а участие в нашей организации очень круто прокачивает навыки объяснения материала ученику.
Как волонтёры составляют программу для обучения? Какими ресурсами они пользуются?
Единой программы у нас нет, потому что все дети разные. Именно поэтому мы работаем только индивидуально. Но мы проводим обучающие тренинги, отправляем репетиторам памятки с рекомендациями, а также сами всегда готовы проконсультировать лично. Сейчас мы разрабатываем универсальные методички, которые помогут репетиторам определить направление индивидуальной образовательной траектории и подобрать наиболее эффективные методы обучения конкретного ребенка.
Если человек не знает формата ЕГЭ, но хорошо разбирается в самом предмете, стоит ли ему подавать заявку? Можно ли заниматься с детьми, например, иностранными языками, не готовя их к экзаменам?
Конечно, можно. Мы ведь не только готовим к экзаменам. У нас есть ребята, которые учатся и в начальной школе, поэтому пока не готовятся к экзамену. А есть ребята, которым нужно просто подтянуть знания по тем предметам, которые они не собираются сдавать.
Каким образом происходит обучение? Где, по какой схеме?
Занятия проводятся в ЦССВ «Радуга». Репетиторы обговаривают с воспитателями и детьми график занятий: должно быть удобно и волонтёру, и его ученику. Обычно занятия проводятся 1-2 раза в неделю во второй половине дня, а длительность занятия зависит от возраста и индивидуальных особенностей ребёнка (усидчивость, внимание и т.п.).
Один из учеников очень хотел научиться играть на гитаре, и репетитор пообещал научить мальчика, если тот освоит несколько тем по математике
С какими детскими домами вы сотрудничаете? Каким образом устанавливаете взаимодействие с руководством?
Сейчас мы сотрудничаем с ЦССВ «Радуга», куда несколько лет назад перевели наших подопечных из бывшего ЦССВ «Солнечный круг» (сейчас это реабилитационный центр). В ближайшее время мы хотим начать взаимодействие с ещё одним ЦССВ. Обычно мы сами звоним и предлагаем свою помощь, но те организации, с которыми мы работаем, советуют нас другим. Так мы и пришли в «Радугу».
Поддерживают ли репетиторы контакт с детьми ещё как-то, помимо обучения?
К сожалению, обычно на это просто не хватает времени. Но у нас был случай, когда один из учеников очень хотел научиться играть на гитаре, и репетитор пообещал научить мальчика, если тот освоит несколько тем по математике. Темы были выучены – аккорды взяты.
Сейчас проект объявил новый набор: присоединиться может любой желающий не только обучать, но и помогать развиваться проекту. Подробнее о вакансиях вы можете прочитать здесь и, если какая-либо позиция вас заинтересовала, заполняйте анкету Tutors for Pupils.
Автор: Анна Князева
Фото: Татьяна Андриянова
2 марта аукционный дом «Литфонд» проведёт торги произведений современных художников в поддержку кинопроекта художника Аркадия Насонова.
Всё чаще представители креативных индустрий используют краудфандинг как один из основных способов финансирования своих проектов. Однако арт-акции цеховой солидарности, направленные на сбор средств для реализации ярких творческих идей, проводятся пока довольно редко. 2 марта галерея «Перелетный кабак» и аукционный дом «Литфонд» проведут аукцион в поддержку документального-анимационного фильма «Серый свет или Путешествие с закрытыми глазами» Аркадия Насонова. Ведущими аукциона выступят Александр Петрелли, художник, создатель галереи «Пальто» и Алексей Зайцев, антиквар и аукционист, совладелец «Альбион галереи».
Впервые российские художники объединились вокруг цели помочь коллеге по цеху завершить произведение. Валерий Айзенберг, Татьяна Антошина, Сергей Ануфриев, Константин Батынков, Герман Виноградов, Сергей Воронцов, Сергей Калинин, Елена Ковылина, Ирина Корина, Нина Котел, Константин Латышев, Юрий Лейдерман, Георгий Литичевский, Борис Матросов, Георгий Острецов, Павел Пепперштейн, Александр Петрелли, Александр Повзнер, Андрей Ройтер, Наталья Стручкова, Леонид Тишков, Андрей Филиппов, Василий Флоренский, Сергей Шутов – вот неполный список тех, чьи работы войдут в каталог аукциона.
Предстоящие торги обещают стать важным событием аукционной и культурной жизни столицы. Для ценителей современного искусства это уникальная возможность приобрести редкие произведения. Стартовая цена всех работ – 1 рубль.
Новая киноработа Аркадия Насонова (предыдущая, «Белая звезда снегопада» – посвящена режиссеру Владимиру Мотылю) вдохновлена участием в экспедиции Pax Arctica. Фильм строится на четырех сюжетных линиях – ландшафтно-исследовательской, хроникально-исторической, художественно-компиляционной и линии семейных воспоминаний. Помимо большого объема использованных документальных материалов и традиционных для автора интересных визуальных решений, картину будет отличать оригинальная музыка. Ее авторы – Олег Нестеров (поэт, композитор, лидер группы «Мегаполис»), Андрей Суротдинов (скрипач, композитор, музыкант группы «Аквариум»), Евгений Тонха (виолончелист, композитор, лауреат международных конкурсов), Юрий Орлов (поэт, композитор, художник, создатель группы «Николай Коперник»), Евгений Калачев (поэт, композитор, музыкант группы «ОБЕРМАНЕКЕН»), Павел Хотин (композитор, музыкант групп «Звуки Му», MC PAVLOV, TETRIS, Moscow Groovies Institute, «Гроздья Виноградова», «Николай Коперник»).
Время: 2 марта, 17.00
Вход: свободный, стартовая цена работ – 1 рубль
Адрес: «Перелётный кабак», Мансуровский пер., 10, стр.2
2 и 3 марта петербургская Интеллигентная барахолка впервые пройдёт в Москве, на «Хлебозаводе». Маркет разместится в пространстве «Бойлерная» и соберёт 100 участников из разных городов России: дизайнеров, художников, магазинов, отчаянных рукадельниц, кулинаров, флористов, путешественников, коллекционеров и антикваров.
Интеллигентная барахолка – уютный свойский дизайн-маркет и почти уже достопримечательность Петербурга; дерзкий коктейль из сумочек и шляпок начала 20-го века, крупной бижутерии, бархатных платьев и кожаных косух родом из 80-х, старинных кофейных наборов из меди и фарфора, брошек с фрагментами картин Босха, Мондриана, Лихтенштейна и Уорхола, значков в виде чудищ из средневековых бестиариев, поющих чаш, варганов и маракасов
«У нас как в сумасшедшем музее, гостиной престарелой баронессы, галерее современного искусства, театральном закулисье и художественной мастерской – всё и сразу. Винтажные платья и антикварный фарфор добрососедствуют с одеждой современных дизайнеров, архитектурными украшениями, вазами из бетона, колбасками карривурст, гречневым мороженым и пряным глинтвейном. Всё под музыку: то Ветлицкая, то Монтеверди, то берлинское техно», – рассказывают о событии организаторы.
На Барахолке обустроят традиционную глиттер-станцию: будут посыпать блестками и обклеивать стразами всех желающих. А еще – делать фирменные переводные татуировки с символикой маркета.
Время: 2 и 3 марта, 12.00–21.00
Вход: свободный
Адрес: Хлебозавод, Новодмитровская ул., 1, стр. 1
Певица Manizha выступила с манифестом против домашнего насилия над женщинами, детьми и подростками практически в медианной точке между двумя главными гендерными праздниками страны. Клип «МАМА», автором которого стал Ладо Кватания, ранее выступавший в роли создателя идей и режиссёра клипов для Хаски, Оксимирона и группы Ленинград, рассказал нам историю девочки-подростка, матери, которая пыталась их защитить, и зверя в прямом смысле этого слова.
Приложение, запущенное Манижей и её командой, называется SILSILA, в переводе с персидского — «нить», и работает как тревожная кнопка, но связывает жертву не с полицией, а с близкими людьми, которым женщина доверяет и чьи номера телефонов она ввела при установке приложения. В случае опасности нужно нажать кнопку и тогда близкие автоматически получат сообщение с просьбой о помощи и координатами. Приложение певица запустила на свои собственные средства.
Скачать приложения можно в App Store и Google Play.
«Я не полиция, я не закон, я не фонд. Я артист, и в моих силах сегодня написать песню, собрать команду, выпустить клип, создать приложение и отдать это в руки зрителя. Новое поколение артистов занимается не только музыкой. Музыка, безусловно, очень важна — она до сих пор объединяет людей. Но сегодня вокруг большое количество самых разных и доступных медиаресурсов, которые могут усилить этот объединяющий посыл. И чем больше инструментов ты используешь, чтобы донести свое слово, тем больше шанс на что-то повлиять. На статистику, например. Может через пять — семь лет людей, страдающих от домашнего насилия, станет меньше. Мне бы очень этого хотелось», — рассказала Манижа Esquire.
Помимо экстренной кнопки в приложении есть список центров помощи жертвам насилия, но пока доступны адреса подобных центров в Москве и Санкт-Петербурге, однако команда певицы рассчитывает в течение полугода добавить туда адреса со всей России, а позже и адреса учреждений в странах СНГ.
Оказывается, команда певицы столкнулась с тем, что найти информацию о центрах помощи сложно, а иногда и почти невозможно — некоторые пункты не раскрывают своих адресов, чтобы жертву не нашел насильник. Из 90 центров, которые обзванивала команда, только 23 прошли проверку, и лишь в некоторые из них можно обратиться независимо от пола, национальности и документов.
В клипе приводится статистика, собранная фондом «Анна» и «Насилию нет», а также организацией HRW.
Кадр из клипа MANIZHA — МАМА
Команда Манижи собирает свою собственную статистику — есть подозрения, что реальная ситуация намного хуже, чем официальная статистика.