Запрещено запрещать – осмысление мая 68-го сегодня

До 24 марта ещё есть возможность посетить экспозицию Московского музея современного искусства «Запрещено запрещать»: первую часть двухчастного проекта, посвящённого парижским событиям 1968 года и их влиянию на современную культуру и общество. Проект ММОМА собрал самые различные материалы, которые помогают рассмотреть события того времени в максимальном приближении: хронология событий, видеоинтервью с участниками забастовок, журналы и газеты того времени, документальные и художественные фильмы, оригинальные афиши 1968-1970 гг. из частных коллекций, литература, показывающая направление философской мысли и истоки идей протестных движений весны 68-го.

Совместно с ММОМА мы подготовили инфографику, которая поможет вам быстро понять основные причины майских событий 68-го и быстрее сориентироваться на выставке «Запрещено запрещать». А наш плейлист поможет лучше почувствовать дух того времени.

Эта выставка невольно ассоциируется с сегодняшними акциями протеста «жёлтых жилетов» в Париже. Участники протестных движений выступают против введения новых налогов и повышения цен на топливо. Французская пресса уже окрестила эти события «новым маем 68-го», стены теперь так же, как и тогда, исписаны лозунгами. И сегодня, 16 марта, в социальных сетях можно увидеть лозунг «Акт 18 – Ультиматум – Вся Франция в Париж»: возможно, в этот раз речь может пойти о ещё более жёстких противостояниях, чем раньше.

С начала кампании «жёлтых жилетов», которая, к слову, началась ещё в 2018 году, французский суд уже вынес около 1800 обвинительных приговоров участникам протестов. Значит ли это, что человечество недостаточно переосмысляет исторический опыт? Такой вопрос требует комплексного ответа, и, наверное, даже не одного. Возможно, некоторые из них вы сможете найти именно на выставке ММОМА «Запрещено запрещать».

Фото обложки: huffingtonpost.fr

15 марта в клубе Pluton пройдёт интересное музыкальное мероприятие: лекция-концерт «Герои советской новой волны». Рассказывают и выступают Алексей Борисов «Ночной проспект», а также Александр Яковлев «Био/Биоконструктор» и Ольга Восконьян. Обещают, что будет бодро, олдскульно и нововолново!

Время: 19.00
Вход: от 350, купить билет
Адрес: Pluton, Нижняя Сыромятническая, 8А

Где город пересекается с технологиями, как визуализация данных помогает понять среду и какие интерактивные городские проекты улучшают нашу жизнь – об этом 16 марта в Лектории Парка Горького расскажет руководитель компании Urbica Андрей Кармацкий.

Почему важно делать удобный дизайн карт для пользователей, как улучшить работу городского сервиса с помощью визуализации данных и статистики? Каким может быть картографический дизайн, как изучать городские данные и создавать интерактивные проекты? На эти вопросы ответит Андрей Кармацкий.

На лекции вы узнаете:
— можно ли замерить уровень шума в городе с помощью подручных средств?
— отличаются ли пользователи сервиса проката велосипедов в разных районах города?
— как маятниковая миграция «выглядит» через данные?

Спикер: Андрей Кармацкий, руководитель компании Urbica (картографический дизайн, интерактивные проекты), создатель группы «Бытовая картография» и автор телеграм-канала «Городские данные».

Время: 16.00–18.00
Вход: свободный, по регистрации
Адрес: Крымский вал 9, стр.9. Лекторий в Главной арке Парка Горького

Лекция об ирландском сленге, ирландский футбол, виниловый диджей-ирландец и многое другое — в творческом квартале Vernissage в День святого Патрика, 17 марта. Начало программы ACID HOUSE Patrick’s day в 12:00, вход свободный. 

Музыкальная программа

В День святого Патрика на Vernissage пройдет ACID HOUSE Patrick’s day. Вся территория креативного кластера на один день превратится в большой «кислотный дом Патрика» под соответствующие музыкальные ритмы вкупе с ирландскими традициями. Первыми диджей-сеты отыграет промо-группа NoRegrets, которая уже успела отметиться в клубе Powerhouse. Следующим выступит Крис Далтон (Chris Dalton) — ирландец, диджей, экс-резидент ночного клуба U2, большой друг Vernissage и ключевая фигура музыкальной программы. Он отыграет с винила old school acid house and house from 1986 to 1996. Завершит праздник медийный проект Deep Cuts с миксом в жанре acid house, который плавно перетечет в jungle.

Время:
14.00–16.00
— диджей-сеты от промо-группы NoRegrets
16.00–18.00 — виниловый диджей Крис Далтон (Chris Dalton)
18.00–20.00 — проект Deep Cuts
Место: под красной лестницей, напротив строения 8.
Вход: свободный

Мастер-класс по скрапбукингу в стиле mixedmedia 

Кроме того, можно будет посетить мастер-класс по скрапбукингу — искусству изготовления и оформления фотоальбомов, блокнотов, рамок для фотографий и картин, буклетов, открыток, подарочных упаковок. Его проведет опытный мастер Лия Ануфриева, более известная как Liya Lecredo. Лия работает в технике mixedmedia, то есть сочетает в одной работе различные техники. «С помощью кистей, красок и декупажных карт, применив все свое мастерство, я приоткрываю завесу тайны человеческой души и готова научить этому любого», — рассказывает Лия. 

Участники мастер-класса создадут мини-панно «Ирландия» (размер 10х15 см). Важно: на мастер-классе одновременно может присутствовать не более 8-10 человек на протяжении 45 минут; если группа будет набрана, потребуется время для ожидания своей очереди.  

Время: 12.00–14.00
Место: NOname cafe (строение 9)
Участие в мастер-классе стоит 500 рублей, материалы предоставляет мастер. 
Запись по телефону: +7 917 537 2430

Лекция об ирландском сленге 

Праздник продолжится лекцией об ирландском сленге: «Все ирландцы делают это: сленг двуязычного острова». Спикер — Марина Шатунова, кандидат филологических наук, преподаватель МГУ, переводчик с английского и ирландского языков. Марина расскажет, откуда в ирландских супермаркетах минералы, почему местные подростки смеются над клавишей shift, кого называют словом wagon, есть ли неприличная лексика в ирландском гэльском, и как вообще понять ирландцев. 

Марина Шатунова: «Ирландия — поразительный остров, чье население в три раза меньше московского (не считая, конечно, овец). При этом там два государственных языка, один из которых почти никто не использует, а на втором говорят все, кому не лень — правда, делают это очень по-своему. Настолько, что даже британцы и американцы не всегда их понимают»

Время: 13.00–14.30
Место: пространство бывшей кофейни «Заварили» (строение 6, вход через «Свалку»)
Вход: свободный, по регистрации

Ирландский футбол 

На большой крыше Vernissage выступит Moscow Shamrocks — московская сборная по ирландскому футболу. Команда покажет фрагмент игры и проведёт мастер-класс для новичков: спортсмены продемонстрируют некоторые тренировочные упражнения и научат им гостей праздника. Для участия в мастер-классе нужны спортивная обувь (кроссовки) и свободная одежда.  

Время: 14.00–16.00
Место: большая крыша (вход с красной лестницы на главной площади творческого квартала)
Вход: свободный

_______________

Адрес творческого квартала: Измайловское шоссе, д. 73 Ж, вход справа от входа в сувенирный рынок «Вернисаж», под вывеску Vernissage by Flacon.  

Творческий квартал Vernissage — новое место на карте Москвы. Он возник на месте складов «Вернисажа» и Черкизовского рынка совсем недавно, чуть больше года назад, и сегодня это московский secret place. Буквально в 20 минутах от центра столицы можно окунуться в особую атмосферу, где декорации Измайловского Кремля выглядят так, будто это улочки старого европейского города. Здесь много фотоспотов: граффити, арт-объекты, башенки, мостовые, фонарики и колоритные красные лестницы просятся в кадр. Но главная ценность площадки — её резиденты. Все они — молодые предприниматели с уникальными проектами: мастерские, барахолки, вегетарианские кафе, шоурумы, отель и др.  

В прокат вышла «Середина 90-х» — режиссёрский дебют актёра Джоны Хилла («Волк с Уолл-Стрит», «Маньяк»). В драме о взрослении ему удалось избежать традиционных нравоучений. Джона бережно воссоздал мир своего юношества, полный скейтерских досок и олдскульного хип-хопа. Очень откровенная и личная картина, которая едва ли оставит равнодушными тех, кто так же дорожит своей молодостью.

Джона Хилл в качестве актёра за последние годы добился внушительных успехов. В прошлогоднем сериале «Маньяк» (сценарист Кэри Фукунага) ему наконец удалось сыграть полноценную драматическую роль. Результат — ожидаемо отлично. А работу на площадке таких мастеров, как Мартин Скорсезе и братья Коэны, актер вспоминает как мастерскую, где он почерпнул режиссерские навыки.

Сценарий «Середины 90-х» Хилл написал, очевидно, по мотивам собственных переживаний того периода, хотя сам он в кадре так и не появится. За пределами актерской площадки он никогда не скрывал свою привязанность к скейтерской культуре, уличной одежде и рэперским тусовкам. Оглядываясь назад, он погружает нас в процесс рождения собственных увлечений, которые стали определяющими для целого поколения. Сегодняшние подростки без труда узнают в героях себя и будут с интересом наблюдать, как появлялись современные тренды в моде и музыке.

Исполнитель главной роли — Санни Сулджик, уже успел себя зарекомендовать в «Убийстве священного оленя», сейчас ему 13 лет. Его герой Стиви страдает от назойливого внимания матери и побоев старшего брата. Скрыться от домашних проблем ему удается в компании ребят постарше, которые учат его кататься на скейте, курить и всячески взрослеть. Хотя для Стиви это настоящий рай, его новая жизнь не обходится без проблем и ошибок — довольно болезненных, но, надо полагать, неизбежных.

Хилл явно не ставил перед собой задачу учить героев жизни или разоблачать их юношеские пороки. Кажется, он вообще не очень себя от них отделяет и просто приглашает зрителя присоединиться к общему веселью. Трудности взросления подростки преодолевают самостоятельно и, за неимением лучших учителей, учатся друг у друга. Сцены вечеринок и езды на скейтах чередуются с откровенными диалогами о семейных проблемах и планах на будущее.

К созданию картины Хилл подошел с той долей смелости, которая необходима, чтобы говорить о молодости на её языке. Весь фильм снят на старомодную 16-мм пленку с соотношением сторон 4:3 — такой кадр понадобился, чтобы картинка 90-х выглядела действительно органично. Начинающему режиссёру пришлось убеждать продюсеров, что кассовые сборы не пострадают от такой съемки.

В актерском составе фильма практически нет актеров как таковых, Хилл собирал свою юную команду из настоящих скейтеров. В итоге происходящее на экране создает полнейшее впечатление почти документальной хроники, совмещающей историю группы подростков с ностальгическим взглядом на целую микроэпоху.

Окончательному погружению в атмосферу картины способствует саундтрек — сборник первоклассного хип-хопа (Mobb Deep, Wu-Tang Clan, A Tribe Called Quest), в который затесались Nirvana, Pixies и The Misfits.

За внешней простотой «Середины 90-х» и подражанием любительской съемке не сложно разглядеть выдающуюся режиссерскую работу. Джона Хилл начинает свою новую карьеру с высказывания о детстве и свободе, между которыми хочется поставить знак равенства. Для растущего сегодня культа девяностых фильм может стать одним из главных манифестов.

Автор: Тигран Варданян

Фотографии с сайта imdb.com

Центр современного искусства Винзавод запускает новую Программу Лидерства «Generation Art» в рамках направления Винзавод. Образование. К участию в программе «Generation Art»  приглашают студентов – будущих перспективных менеджеров, дизайнеров и PR-специалистов. Программа Лидерства – уникальная возможность первого профессионального опыта под руководством менторов.

Винзавод всегда был местом, где студенты могли пройти стажировку, и мы всегда были открыты для сотрудничества с вузами. Многие специалисты из сферы современного искусства начинали свою карьеру именно здесь. Мы приняли решение расширить формат работы со студентами, и в этом году объявляем о запуске Программы Лидерства, аналоги которой уже давно существуют на Западе. «Generation Art» – шанс для начинающих специалистов сделать свои первые профессиональные шаги в сфере современного искусства.
Софья Троценко, основатель Фонда поддержки современного искусства Винзавод

Программа Лидерства «Generation Art» сопровождается образовательной программой, в рамках которой эксперты Винзавода и приглашенные спикеры из других культурно-образовательных институций поделятся профессиональными навыками в одном из трех отделов Винзавода: дизайн, PR или проектный менеджмент. Во время занятий стажеры получат актуальные знания для более глубокого понимания механизмов работы культурных институций, а также познакомятся с ведущими специалистами арт-бизнеса.
Этапы Программы Лидерства:
Open call – до 20 марта
Первый этап – Стажировка (29 марта – 25 июля).
Этап второй – Программа «Погружение» (5 апреля – 25 июля).

Подать заявку на участие

CoolConnections и Посольство Венгрии в Москве представляют 5-й фестиваль нового венгерского кино: пять премьер – и пять радикально непохожих друг на друга фильмов.

 На открытии – сенсационный приключенческий мультфильм «Ограбление по Фрейду»:кислотные цвета, динамика горящего бикфордова шнура, пластика изощрённого сюрреалистического полотна. Новый фильм Пала Шандора – азартное, лукавое и эротичное историческое путешествие по Австро-Венгрии XIX века в компании с «Бродячими артистами».«Кёртис»– нестандартная биография Майкла Кёртиса, постановщика легендарной «Касабланки»: откровенный портрет сложной и противоречивой личности. Другая биография, «Грабитель Виски», сделана в жанре боевика и посвящена бандиту, умудрившемуся обчистить 26 банков неокапиталистической Венгрии, не испачкав рук ни единой каплей крови. Подлинная история, похожая на сказку! Наконец, «Гастрономия любви»– беззаботнейший музыкальный ромком, бравирующий удивительной в наши неспокойные дни беспроблемностью.

 

РАСПИСАНИЕ

27 марта, 20:00— Ограбление по Фрейду/ Rubenbrandt collector + Q&A (Хермина Роцков, Аттила Ледени, Павел Шведов)

28 марта, 20:00— Кёртис / Curtiz

29 марта, 20:00— Бродячие артисты / Vándorszínészek

30 марта, 18:30— Гастрономия любви/ Egy szerelem gasztronómiája + гость Атилла Врабец

31 марта, 17:00— Грабитель виски / Aviszkis 

Билеты можно приобрести на сайте.

Digital-агентство в Воронеже, псковский крафтовый бар, интернет-магазин необычных гладильных досок в Екатеринбурге… Как в российских городах появляются подобные инициативы, и кто им помогает? Поговорили с куратором образовательной платформы для молодых предпринимателей “Мастера России” Денисом Щукиным о проекте, малом бизнесе, сфере креативной экономики и не только.

Ровно год назад, в феврале 2018 года, в рамках Российского инвестиционного форума «Сочи-2018» была представлена концепция проекта «Мастера России». Расскажите, пожалуйста, немного о пути до форума, в частности о «Мастерах Сибири» (проект, продолжением которого вы являетесь).

«Мастера Сибири» тоже появились не сразу — им предшествовала почти пятилетняя работа. В рамках проекта «Креативные практики» мы исследовали творческую среду российских городов, пытались оценить уровень развития креативных индустрий. Главной задачей было понять, что мешает или, наоборот, помогает ребятам в регионах запускать собственные проекты.

Потом, уже в 2017-м, решили, что нужно переходить от исследований к практике. Так как у нас были отличные связи в Сибири, запустили Makers of Siberia — слоу-медиа про современную культуру и локальных героев региона. Там очень много действительно крутых проектов, о которых, к сожалению, знают только на местах. Хотелось это исправить.

После логичным казалось масштабировать дело, но уже с совершенно другой концепцией. Если «Мастера Сибири» — скорее про эстетику и локальную идентичность конкретного региона, то новый проект — общероссийский — стал инициативой, посвященной больше креативному бизнесу. Концентрировались на практике, кейсах, конкретных рекомендациях и советах. Появились онлайн-курсы, ставшие ядром «Мастеров» .

Нужно как-то избежать любого снобизма — этим, к сожалению, многие грешат

Платформа решает те проблемы, с которыми мы столкнулись ещё при проведении исследований. Одни проекты хотят рассказывать о своём опыте, другие ищут конкретную информацию о том, как запуститься и начать зарабатывать. Сейчас «Мастера Сибири» и «Мастера России» работают параллельно. Они совершенно не дублируют друг друга. У них разные задачи и разная аудитория. Хотя редакции сидят через стенку.

С какими трудностями вам пришлось столкнуться на начальном этапе?

В случае с «Мастерами Сибири» — «стать своими» и сформировать лояльное сообщество вокруг. Не хотелось выглядеть варягами или транслировать взгляд «из столицы» (хоть и Северной).

С «Мастерами России» трудностей было не меньше. Вновь нужно было как-то избежать любого снобизма — этим, к сожалению, многие грешат. Дальше — учитывая, что мы пишем обо всей России — следует найти много контрибьюторов на местах, авторов, фотографов. К тому же, эти люди должны мыслить, как мы, понимать, что мы подразумеваем под креативными проектами. Это ведь определённый лайфстайл, визуальная культура, вовлеченность в городскую жизнь.

Когда говоришь о бизнесе, креативном или традиционном, важно основываться на реальных цифрах. К сожалению, не все герои готовы ими делиться. Сказываются особенности российской действительности. Это тоже проблема.

Сколько человек сегодня в вашей команде?

Около 20 — это две редакции, дизайнеры, исследователи. Плюс небольшая студия, где мы записываем курсы.

На какую аудиторию прежде всего ориентирована ваша платформа?

Студенты творческих специальностей, активные горожане, креативные специалисты, начинающие предприниматели, молодые люди 18-35. Это самая востребованная и активная аудитория, но с ней непросто работать.

В чём же сложность?

Они много думают и много сомневаются, имеют широкий кругозор и высокую эрудированность. Как следствие — быстро отличают хороший продукт от посредственного. И медиа не исключение.

Расскажите о нескольких успешных/любимых бизнес-проектах, образовавшихся с помощью «Мастеров России».

Из интересного: коллаборация бренда уличной одежды ground 6 (наш студент Леонид Борисов из Казани) и «Мастеров России». Кроме того, финалистка курса по запуску бренда одежды Александра Стефанюк уже несколько лет занимается ридикюлями во Владивостоке cesoir.co. После «Мастеров» девушка планирует запуск нового бренда сумок из экокожи с азиатскими мотивами.

Другая наша подопечная, Ольга Булева из Омска, разработала проект rubashka.design, с помощью которого каждый может самостоятельно создать дизайн рубашки прямо на сайте.

Проект функционирует всего полгода. С момента завершения первых курсов прошло всего несколько месяцев, поэтому мы ждем бума креативных инициатив в ближайшем будущем.

Среди ваших партнеров ПАО «Газпром нефть». С кем ещё вы сотрудничаете?

Да, «Мастера России» мы реализуем при поддержке программы социальных инвестиций «Родные города» компании «Газпром нефть». В числе информационных партнеров — множество локальных медиа, с которыми мы делаем коллаборации. Конечно же, мы сотрудничаем и с проектами спикеров наших онлайн-курсов.

Инновации, о которых все говорят и на которые все делают ставку, нуждаются не только в учёных, исследователях и разработчиках. Им необходим дизайн, брендинг, продвижение. А это — креативные индустрии.

Не могли бы вы привести примеры?

Петербургская «Бумага», Бигвилл, Станок, воронежский Downtown, Твой Бро. Список достаточно длинный, можно посмотреть на сайте. Если говорить о питерских проектах (а спикеров оттуда у нас достаточно), мы очень благодарны NNEDRE, DELO Design, Подписным изданиям, Ленполиграфмашу, кофейням Николая Готко и многим другим. Нам кажется, что Петербург (в отличие от Москвы с её особыми реалиями) — более релевантная модель для регионов.

Как вы оцениваете уровень развития малого бизнеса в России? Какова роль ваших подопечных, молодых предпринимателей, в его функционировании?

Думаю, довольно очевидно, что с малым бизнесом всё достаточно напряжённо. Сказывается и своеобразная предпринимательская культура (есть ли она?), связанная с историческим путём России. Плюс, разумеется, общая экономическая нестабильность, отсутствие предсказуемости. А креативные индустрии, которыми мы занимаемся, направление достаточно новое. Не всегда есть сформировавшаяся аудитория.

Нам очень интересны проекты, которые не находятся в изоляции и оказывают влияние на среду. Ими занимаются энтузиасты, готовые оставаться дома и преобразовывать родные регионы. Мы имеем дело с людьми, которые собирают и формируют аудиторию, состоящую из таких же активных ребят.

Как, по-вашему, будет в дальнейшем развиваться сфера креативной экономики в нашей стране?

Она просто обязана расти — это мировой тренд. Как минимум потому что инновации, о которых все говорят и на которые все делают ставку, нуждаются не только в ученых, исследователях и разработчиках. Им необходим дизайн, брендинг, продвижение. А это — креативные индустрии. Плюс, если города хотят удерживать квалифицированных специалистов, они должны работать со средой, решая не только строго урбанистические задачи. Инфраструктура важна, но если в регионе нет мест для содержательного досуга: кафе, баров и пространств, насыщенных современной культурой, он не сможет быть конкурентоспособным.

Можете выделить несколько ключевых достижений со времени основания «Мастеров России»?

За 2018 год мы запустили 10 онлайн-курсов, которые прошли более 10 000 человек. Финалисты (наши курсы предполагают отбор на международные стажировки и российские практики) уже посетили Хельсинки и Петербург, где вдохновились и пообщались с практиками. Теперь они готовы запускать собственные проекты.

Сейчас мы работаем над новой серией стажировок. Уже в марте ребята поедут в Берлин и вновь — в Петербург.

В числе курсов 2019 года будут как и специализированные курсы про открытие пекарни, мастерской керамики, хостела, запуск бренда косметики

Как планируете развиваться в дальнейшем? Цели на текущий год, новые курсы и рубрики?

В 2019 году планируется запуск 9-10 курсов. Новые рубрики мы вводим на постоянной основе. Также совсем скоро выпустим подкасты.

Надеемся на еще большую вовлеченность аудитории.

Расскажите подробнее о свежих рубриках и будущих курсах, подкастах.

Из самого свежего — рубрика «Словарь», где мы разъясняем специализированные термины (из IT, SMM, столярки). Или, например, говорим про форматы научпоп-мероприятий.

Так, все слышали про печа кучу (форма проведения вечеринок с представлением докладов и презентаций, специально ограниченных по форме и продолжительности — прим. автора), но мало кто знает, что это на самом деле. Кстати, одни из наших любимых материалов — серьёзные — про законодательство, бухгалтерию или налогообложение. Их мы традиционно сопровождаем гифками с собачками, иначе получается слишком официально и не всегда оптимистично. В числе курсов 2019 года будут как и специализированные курсы про открытие пекарни, мастерской керамики, хостела, запуск бренда косметики, так и «поддерживающие». Многие хотят узнать о тонкостях согласования городских фестивалей или, например, точек popup- торговли. Подкасты пока в разработке. Но и, конечно же, планируем обсуждать кейсы, разбираться в том, что же такое на самом деле креативная экономика, сравнивать города, приглашать экспертов. Всё как всегда в подкастах.

И последний вопрос: опишите, пожалуйста, “Мастеров России” в 3-5 словах.

Если серьёзно — образовательная онлайн-платформа для креативных предпринимателей.

Если не так серьезно — как найти баланс между творчеством и бизнесом или как мыслить глобально, оставаясь локальным.

Спасибо большое! Удачи и творческих успехов!

Автор: Татьяна Алубаева

Фото предоставлены Денисом

Правозащитная активистка, сотрудница МЧС, «zero waste» Ольги Киб и завтраки от EGGsellent: 4 истории, которые учат, мотивируют и расширяют границы нашего восприятия. 14 марта «Культура в городе» объединяется вместе с дискуссионным проектом «Все Свои», где есть место самым внезапным историям.

Спикеры: 

Время: 19.0021.30
Вход:
свободный, по регистрации
Адрес: книжный клуб «Имена» на Воздвиженке, 1

В Советском Союзе Армения была своего рода центром инноваций, поэтому сегодня за счёт высококвалифицированного инженерного наследия, а также благодаря диаспоре и государственным инициативам, страна восстанавливает свои позиции как центр IT на всём постсоветском пространстве.

Как сообщает отчёт Министерства торговли США, составленный на основе данных ЮНЕСКО, среди стран СНГ Армения занимает первое место по числу изобретений на душу населения. Неудивительно, что инвестиции в местные компании растут с каждым годом. В основном финансирование поступает в сферу телекоммуникаций, энергетики, горнодобывающей промышленности и воздушного транспорта.

Почему Армения?

Армения создает благоприятный климат для развития IT-отрасли и особые условия для привлечения иностранных инвестиций, специалистов и корпораций. Прописываются в Ереване и многие глобальные продуктовые компании, только за последний год офисы разработки открыли калифорнийские DISQO (предоставляют данные крупнейшим мировым агентствам по исследованию рынка, аналитическим компаниям и брендам; привлекла 14 млн USD инвестиций в 2018 году,) Vineti (персонализированная платформа управления терапией (PTM) обеспечивает технологию следующего поколения, в которой нуждаются передовые методы лечения; привлекла 48 млн USD), ServiceTitan (IT-платформа для сервисов по домашнему ремонту; привлекла 227 млн USD).

В основном финансирование поступает в сферу телекоммуникаций, энергетики, горнодобывающей промышленности и воздушного транспорта

На ряду с этим в Армении открываются представительства зарубежных IT-корпораций  Microsoft, Google и Oracle, которые управляют группами разработки.

Армения привлекательна не только для иностранных инвесторов. Многие местные компании также добились успеха в сфере информационных технологий. Примерами могут служить такие проекты как Yecup – его основатели разместили на краудфаундиговой площадке Indiegogo свою идею по производству «умной кружки», которая бы охлаждала и подогревала содержимое с помощью мобильного приложения, Teamable — проект, который помогает с поиском лучших специалистов на рынке труда, PicsArt — приложение по обработке фотографий, прямой конкурент Instagram, а также другие.

Молодые компании могут рассчитывать на привилегии. Налоговые послабления получают все стартапы, технологические центры, инкубаторы и акселераторы, в которых работает менее 30 сотрудников. Кроме того, в Ереване созданы две свободных экономических зоны. Зарегистрированные в этих зонах предприятия не платят НДС, налог на собственность и налог на прибыль. Также они освобождены от экспортных таможенных пошлин.

В Армении появляются и образовательные проекты, ориентированные на развитие рынка технологий в стране. В Ереване работает Центр креативных технологий TUMO — бесплатный центр цифрового обучения, в котором занимается 5000 подростков 12-18 лет.

Картинки по запросу армения tumo

Центр креативных технологий TUMO

Google, Amazon и Facebook едут в Армению

Всемирный конгресс по информационным технологиям (WCIT) пройдет в Армении 6-9 октября 2019 года. В работе WCIT собираются принять участие главы Google, Amazon и Facebook.

В 2011 году корпорация Microsoft открыла центр инноваций, который оказывает поддержку стартапам и студентам, осваивающим IT-специальности. Центр организует учебные лагери по программированию, обучающие курсы и мастер-классы для стартаперов, помогает найти инвестиции на раннем этапе.

Похожее изображение

Государство также заинтересовано в создании благоприятных условий для привлечения ещё большего количества стартапов, так, например, Министерство Диаспоры Армении совместно с рядом фондов (IDeA, FAST и ImpactHUB Yerevan) и дилижанским колледжем UWC запустили программу «ներՈՒԺ» («нерУЖ»). Она ориентирована на молодых представителей диаспоры в возрасте 18-35 лет, цель её – создание возможностей для молодых предпринимателей и улучшение климата для развития стартапов. Также планируется открытие Национального венчурного фонда Армении.

Тот самый «НерУЖ»

«НерУЖ» в переводе с армянского означает «потенциал». Армянская диаспора и является тем самым «потенциалом» для своей страны. Именно она активно работает над развитием IT-сферы Армении. Так, организация HIVEVentures, созданная венчурными инвесторами армянского происхождения, инвестирует в стартапы, основателями которых являются армяне.

Բարի գալուստ Հայաստան или «Добро пожаловать в Армению!»

Может создаться ложное представление, что только по национальной принадлежности Армения принимает стартапы и поддерживает их, но нет. Гостеприимство Армении связано не только с туризмом, но и с бизнесом.  Индустрия гостеприимства направлена на создание позитивной программы по привлечению как туристов, отдыхающих, путешественников, так и для потенциальных бизнес-проектов, готовых к развитию в Армении.

Примером могут послужить Денис, Костя и Роман, которые в 2018 году переехали из Москвы в Ереван для работы в технологических компаниях Армении.

Если вы разработчик или хотели бы работать в IT-компаниях в Армении, вот сайт, на котором вы можете найти вакансии.

А как у других?

Похожая ситуация наблюдается и в Белоруссии, которая также пытается выстроить свою «Кремниевую долину». Стартапам нравится работать в республике из-за культуры труда, высокой трудовой этики и качества специалистов. При этом они изначально ориентируются на международный рынок.

Автор: Ася Акопджанян