Литература Дмитрия Глуховского наконец-то экранизируется – в российский прокат выходит «Текст» Клима Шипенко. Сценаристом стал сам писатель, довольный и фильмом, и удачной реализацией идеи. Написанная в жанре сиюминутного реализма, история не предсказывает будущее, но описывает совершенно безрадостное настоящее.
Современная «немытая» Россия
– Я не хотел шельмовать или клеймить Россию, не хотел показать ни чернуху, ни изнанку, – рассказывает Дмитрий Глуховский, отмахиваясь от вопроса про целенаправленный выбор локаций. По сюжету главный герой (Александр Петров) живёт в Лобне, но съёмки проводились в Дзержинском – оба города расположены в Московской области, но от столицы отличаются ровно настолько, насколько глубинка может отличаться от крупного города. – Моей задачей было сделать сверхузнаваемую, точную картинку. Сделать сегодняшний снимок страны для будущих поколений.
История вертится вокруг Ильи Горюнова (созвучность имени героя с именем Ивана Голунова Клим Шипенко назвал «мистическим совпадением»), отправленного в тюрьму на 7 лет якобы за хранение наркотиков. Отбыв срок, Илья возвращается домой и, вместо того, чтобы начать жизнь сначала, решает отомстить тому, кто его засадил. На это его толкает вечный конфликт «Тварь я дрожащая, или право имею?» или «Должен ли я расплачиваться, если эти богатые мальчики думают, что ни за что платить не нужно?»
Правда, вместо самокопания Илье достаётся жизнь случайно убитого Петра Хазина (Иван Янковский) в виде его смартфона и кипы видеофайлов на нём. Якобы живой Пётр общается со своими родителями, бывшей девушкой и начальником – и где-то ошибки исправляет, где-то – делает новые, пока не понимает, что нищий не может вечно притворяться принцем.
Всё это приправлено мрачными красками российской действительности – болотно-зелёным, тёмно-синим, серым… всё делается ради того, чтобы у зрителя создалось впечатление, что надежды на счастливое будущее как-то немного.
«Текст» про каждого из нас и про всё, что было раньше
Горюнов действительно настолько типичен и невинен (сам Глуховский назвал своего героя «аленьким цветочком»), что соотнести себя с ним может кто угодно.
Расположенный на противоположном полюсе Пётр Хазин, по словам автора, тоже не утрированный образ: «Я консультировался с сотрудниками правоохранительных органов, с бывшими сотрудниками ФСКН, общался с тремя сидельцами, выпущенными из советской и тюрьмы ранней России. Мне было интересно, насколько верен сленг, насколько хорошо переданы чувства человека, только что вышедшего из тюрьмы. Это всё – документальный материал».
История с Иваном Голуновым показала, что люди готовы соотносить подобные ситуации со своей жизнью. Каждый может поставить себя на место главного героя.
Дмитрий Глуховский
Там, где сценарий преуспевает в документальности, начинает прихрамывать логика, а её хромота рождает вопросы. Почему тело убитого Хазина не разлагается по ходу сюжета? Как главному герою удаётся заработать деньги за наркотики, которых он в кадре не получает? Почему, наконец, тело находят только тогда, когда это удобно по сюжету, и как? Почему труп не оставляет пятен крови на снегу, и почему герой, раз за разом открывая канализационный люк, ни разу не надевает перчаток? Наконец, как ему удаётся так долго заигрывать с наркобаронами и выиграть, сдавшись лишь тогда, когда ему это понадобилось?
Это всё, конечно, всего лишь допущения, необходимые для того, чтобы сюжет шёл именно так, как задумано. Но такой естественности верится уже с трудом.
– Такая история появляется раз в 10, а то и 20 лет, – размышляет Клим Шипенко. С ним очень хочется поспорить: горестно вздохнуть, вспомнить Достоевского и заявить, что с его времён немногое изменилось. Богатые тоже плачут, но прежде, конечно, набедокурят; дети богатых родителей будут любить того, кого хотят, невзирая на договорённости о фиктивных браках, а крестьянский мальчик (студент филфака, сын школьной учительницы!), подобно Робин Гуду, будет пытаться творить добро.
Штампы, штампы, и ещё раз штампы, развернувшиеся на российской действительности, – это «Текст». Вряд ли автор в этом виноват, но ожидать от фильма и книги чего-то сверхреволюционного всё-таки не стоит. Революционна, возможно, сама идея идентифицирования человека с телефоном как грамотно подмеченный признак времени, но литературных шаблонов она не разрывает и, более того, не во все идеально укладывается. Да, быть может, и цели такой не ставит.
А дальше-то что?
Возникает логичный вопрос: что с этим всем делать? Достоевский пускает своего героя по пути искупления и приводит его к Богу, но Глуховский не даёт ему и такого шанса, хотя история так и напрашивается на Шекспировскую концовку. Не получив её, герой как бы проигрывает, выхода нет – но, по словам автора, рассвет уже скоро.
Надо просто подождать. Наше поколение – перегной, на котором вырастет новое. Я оптимистично к этому отношусь – очень люблю молодёжь, чего там, сам только в этом году перестал ей быть. Я уверен, что новое поколение, взращенное не на Совке, не на страхе перед органами, не зависящее от государства, будет по-другому чувствовать, думать и действовать. Есть целая волна культурных деятелей, которые никому ничего не должны и ничего не боятся.
Дмитрий Глуховский
Вот только Илье Горюнову это новое поколение никак не помогает. Вероятно, «Текст» живёт отдельно от своего автора – как и должно быть.
История не оставляет никаких других чувств, кроме страха и угнетённости. Богатые всё ещё живут лучше бедных. Бедные всё ещё страдают. А что с этим делать, решайте сами.
Автор: Анастасия Гастин
Фото обложки: www.kino-teatr.ru
С 25 по 31 октября в Москве в центре ARTPLAY проходит первая кавказская биеннале современного искусства. Организаторы надеются, что подобное мероприятие позволит писать о Северном Кавказе лишь в положительном ключе. В регионе так же, как и во всем мире, развивается современное искусство.
Но переместимся в камерное помещение московского центра дизайна. Здесь собрали работы маслом, фотографии, керамику и скульптуры из дерева ведущих кавказских художников. Критики перешептываются о неклишированной подаче региона и видят в работах влияние Врубеля и Малевича.
Открытие началось в 4 часа дня в четверг. Вместо привычного шампанского — кофе в глиняных чашках. Из динамиков в центре зала доносится традиционная музыка. Фотограф одной из московских газет жалуется на организацию. Что ему конкретно не нравится, он не уточняет, но в глаза бросается то, как избирательны были организаторы в подписях к работам: далеко не у каждой картины есть пояснительная табличка с именем художника. Если становится уж очень интересно, кто автор работы, подходишь поближе, наклоняешься к правому нижнему углу картины и пытаешься разглядеть подпись. Отсутствие табличек у работ компенсируется толстым каталогом, в котором представлен каждый участник биеннале. Взять себе такой может каждый, а вот донести, наверно, нет — книга получилась довольно увесистой. Но тут замечаешь холщовые сумки с логотипом Кавказской биеннале, лежащие рядом на столике. Не только каталоги, но еще и флаеры, афиши, стикеры, открытки с видами Кавказа набирают себе гости, любящие надолго запоминать мероприятия благодаря таким памятным сувенирам, а потом складывают их в эти самые холщовые сумки. Как видите, все довольно продумано.
На время проведения биеннале запланированы лекции, публичные дискуссии и, конечно, перформансы. Так, питерский художник дагестанского происхождения Руслан Магомедов, больше известный как Odintri, распишет территорию ARTPLAY. Кстати, совсем недавно Руслан украсил своими работами дома в дагестанском Дербенте в рамках местного стрит-арт фестиваля.
В центре биеннале оказалась работа промышленного дизайнера Темболата Гугкаева, посвященная трагедии в Беслане. Сплетенные металлические трубы арт-инсталляции представляют собой школу №1, в которой произошел теракт. Работа была создана по мотивам той, что была установлена 2 года назад в осетинской деревне на территории Турции.
Внимание привлекает фактурное полотно Зака Кахадо с вырезанной из дерева маленькой скрипкой и смычком посередине. У фотохудожника черкеское происхождение. Живет и работает он в Москве, но родился в США.
Керамику на Биеннале представляет Милана Хацукова: ее объемные белые фигуры с таким естественным невыглаженным рельефом расставлены по всему пространству выставки. У Миланы есть своя школа, в которой она учит гончарному мастерству, а в дни биеннале художница проведет авторские мастер-классы.
Среди скульптур и полотен внезапно видишь несколько подвешенных под потолком (который, кстати, сделан в виде звездного неба) нарядов. Это дагестанская дизайнер Макка Сотавова, прославившаяся своими авангардными работами. Та самая подвешенная под потолок коллекция, посвящена корням художницы. Ее название — “On the road to my roots, Dagestan fever”, а на одном из платьев яркими, словно из гламурных нулевых, стразами вышит вопрос “А ты хочешь?”
Также на выставке представлен известный инстаграм-проект Мурада и Натальи Османн #FollowMeTo. Специально для биеннале они сделали свои фирменные снимки с протянутой рукой на горах Кавказа.
Участники пресс-конференции считают, что выставку можно воспринимать как павильон Кавказа на Венецианской биеннале. Куратор Заира Астемирова пообещала, что уже в 2020-м году состоится еще более масштабная выставка кавказского искусства, а так и до настоящего павильона в Венеции недалеко. И кажется, скоро СМИ будет все чаще писать о Северном Кавказе именно в контексте современного искусства.
Автор: Злата Лиман
Фотограф: Ника Артамонова
Форум «Открытые инновации 2019» проходил с 21 по 23 октября в формате трёх тематических дней — «Цифровой человек», «Интеллектуальная экономика», «Технологии будущего». Рассказываем подробнее об итогах каждого.
В первый день форума много внимания уделялось темам цифровизации пространства, гайдам и туториалам о том, как адаптироваться к изменениям, как культура преобразовывается под влиянием диджитала, как благотворительность взаимодействует с технологиями и, конечно, много дискуссий традиционно разворачивалось вокруг образования и медицины.
С уверенностью можно сказать, что мы вернулись к антропоцентричному пониманию мира. Центральным звеном каждой из дискуссий стали в той или иной степени попытки понимание того, как будет протекать развитие цифровой нации (Nation 5.0). Под влиянием стремительно меняющихся технологий человек эволюционирует, а катализатором этого процесса становится connectivity — новое качество горизонтальных связей между людьми и сообществами по всему миру. Но что нас ждёт дальше? Каждый пытался ответить на этот вопрос по-своему.
Крайне интересной для понимания контекста оказалась презентация результатов исследования РВК и Института национальных проектов, посвященного изучению «технологического оптимизма». Одной из главных задач исследования было выявление отношения россиян к новейшим технологиям, которые разрабатываются в рамках Национальной технологической инициативы (НТИ).
Общий уровень «технологического оптимизма» в России, отражающий веру граждан в научный прогресс, оказался достаточно высоким: с утверждением «При помощи научно-технических достижений можно решить любые проблемы» согласны 46% россиян.
В ходе исследования также были заданы вопросы о конкретных технологиях НТИ, которые имеют перспективы массового применения в будущем. Из таких технологий наибольшее доверие вызывает доставка товаров дронами: 54% респондентов в России заявили о своей готовности к такому «сервису».
К другим прорывным технологиям отношение чуть более настороженное. Например, только 35% опрошенных в России согласны стать пассажиром беспилотного автомобиля, остальные же относятся к беспилотникам с определенной тревогой.
39% опрошенных россиян декларируют готовность стать пациентами роботизированной медицинской техники. 37% заявляют, что спокойно восприняли бы необходимость вживления чипа для восстановления слуха.
Важным событием первого дня стало вручение Национальной премии «Венчурный инвестор»-2019.
Премия «Венчурный инвестор» была организована в 2014 году Российской ассоциацией венчурного инвестирования (РАВИ) как индикатор зрелости российского венчурного рынка. Победители премии – это те, на чьи профессиональные достижения в итоге равняется вся отрасль венчурного инвестирования. Каждая награда – это не просто история успеха, это – новый уровень компетенций на рынке, новый стандарт работы, лучшая инвестиционная практика в профессиональной среде. Партнёром премии традиционно является РВК.
Вот и победители в восьми номинациях:
Венчурный рынок — это, в первую очередь, люди. Без их знаний, компетенций, энергии и интуиции рассчитывать на успех венчурной отрасли в стране в лучшем случае наивно. Или нездорово оптимистично. Увидеть в стартапе потенциал для взрывного роста, завоевания лидерских позиций на глобальных рынках может только абсолютный профессионал. И в финале конкурса «Венчурный инвестор» мы видим именно такие команды. Генеральный директор РВК Александр Повалко.
Открывал пленарное заседание 2ого дня Дмитрий Медведев. Председатель Правительства напомнил, что «Сколково» через год исполнится 10 лет, и пригласил всех присутствующих посетить «Открытые инновации» в 2020 году — «посмотреть, что сделано за эти 10 лет и что предстоит сделать». В своем выступлении он обозначил главные вызовы, которые ставит перед обществом цифровая трансформация: (1) перестройка рынка труда из-за роботизации, (2) правовое регулирование, которое не должно тормозить инновационное развитие, и (3) кибербезопасность личных данных.
Глобальные вызовы, встающие перед государствами и мировым бизнесом в связи с цифровизацией, обсуждали на Форуме топ-менеджеры крупных российских и международных компаний. Условием успеха сегодня становится готовность к технологическим переменам, способность эффективно управлять изменениями внутри компании, вызванными цифровой трансформаций. То же касается и бюджетных организаций, и государственных органов власти.
Максим Орешкин, министр экономического развития России, отметил, что государство — крупный игрок рынка в любой экономике, не только в российской. Оно может стать либо драйвером, либо тормозом для цифровой экономики. От эффективности его работы напрямую зависит скорость развития экономики страны, поэтому механизм управления в госсекторе должен также трансформироваться.
Председатель Совета Директоров Фонда «Сколково» Виктор Вексельберг подчеркнул, что у России есть одна культурная особенность, которая может стать критической в контексте цифровой революции. Все знают поговорку “Русские долго запрягают”. Но цифровая революция — это не вопрос будущего, а то, что происходит уже сейчас. Если не принять своевременно нужные решения на уровне отдельных компаний и на уровне государства, Россия начнёт очень сильно отставать.
Концепция «умного города» как индикатора развития современного общества стала темой первой в России технологической конференции Sooner Than You Think, организованной агентством Bloomberg и Фондом «Сколково» в рамках Форума «Открытые инновации». Участники дискуссий обсудили развитие сетей 5G, внедрение беспилотного транспорта и использование технологии распознавания лиц.
Председатель Фонда «Сколково» Аркадий Дворкович подчеркнул, что государство должно внедрять программы «умного города», однако и граждане должны быть готовы к переменам.
Спикеры дискуссии «Unicorn Era. Как создать компанию с капитализацией $1 млрд» отметили, что к лидерству в инновационной экономике приводит не только попадание идеи в рынок. Для этого новая технология должна учитывать конкретные нужды потребителей. Важен и «человеческий фактор»: вера в себя, настойчивость, сила воли самих предпринимателей.
Также в рамках Форума «Открытые инновации» состоялось открытие Центра Инноваций и Интернета вещей в Здравоохранении. Он создан Фондом «Сколково» на базе Кластера биологических и медицинских технологий совместно с ведущими российскими и международными компаниями. Центр займется разработкой прототипов современных терапевтических комплексов c последующим тестированием и внедрением в учреждения здравоохранения по всей стране. Высокотехнологичные устройства помогут улучшить лечение и диагностику пациентов с диабетом, бронхиальной астмой, раком легких, острым коронарным синдромом и другими заболеваниями.
В работе второго дня Форума приняли участие председатель совета директоров Bayer AG Вернер Бауманн, директор Google Play Пурнима Кочикар, профессор Future of Humanity Institute Ник Бостром и другие спикеры.
По прогнозам PwC, к 2030 году глобальный ВВП вырастет на 14% только лишь за счет развития искусственного интеллекта. Максимальный эффект для роста даст цифровизация промышленности, внедрение ИИ и нейросетей в традиционных отраслях. Трансформацию экономики также будут определять большие данные, интернет вещей, облачные технологии.
В заключительный день форума Главный редактор журнала «Популярная механика» Александр Грек рассказал о самых громких технологиях года, которые удивили даже его:
— Беспилотные автомобили — они уже на наших улицах
— Электрические ракеты — оружие, которое может остановить войну
— Гидрофойлы — летаем над волнами
— Генеративный дизайн — как он изменит весь наш мир
— Голосовые помощники — есть с кем поговорить.
Оживлённой была панель под названием «Звезда в смартфоне: эпоха цифровых медиа, технологии кастомизации контента и создания сверхпопулярных цифровых каналов». Надо признать, что цифровой контент, который мы читаем и смотрим, радикально поменялся за последнее десятилетие. Меняется содержание, формат подачи. Телевидение сменяется кастомизированным контентом, который предоставляют потоковое вещание или over-the-top технологии (OTT). Классические некогда печатные СМИ трансформируют формат подачи материала, не только адаптируясь к тому, что большинство людей читают новости с экрана смартфона, но и осваивая видео-форматы, создавая собственные каналы.
Любая диджитал компания, имеющая дело с контентов, становится все более адаптивной. Netflix, к примеру, готов предоставить создание контента на откуп зрителей, которые могут влиять на сюжетные линии определенных телешоу. Крупные игроки рынка медиа используют алгоритмы, которые делят своих подписчиков с точки зрения поведенческих реакций.
Программа «Открытых инноваций» в этом году включала в себя Телемедфорум, практический бизнес-форум по системам искусственного интеллекта RAIF, технологическую конференцию Bloomberg Sooner Than You Think, презентацию Московского инновационного кластера, международный конкурс East Bound, финал федерального Конкурса инноваций в образовании.
Важно также отметить, что в выставочном пространстве Форума Startup Expo были представлены свыше 160 инновационных решений. Для многих стартапов «Открытые инновации» стали первой площадкой для презентации идей и разработок.
Соорганизаторами Форума «Открытые инновации» — Министерством экономического развития РФ, Правительством Москвы, Фондом «Сколково», РВК, Фондом инфраструктурных и образовательных программ, Фондом содействия инновациям, Государственной корпорацией развития «ВЭБ.РФ» — была проделана огромная работа, а наш обзор смог охватить лишь малую его часть.
Надо признать, что описать всё поистине невозможно, поэтому в следующем году советуем каждому заранее изучить программу и принять участие в тех панельных дискуссиях, которые покажутся наиболее интересными.
30 октября в «Люмьер Холл» состоится сольный концерт-презентация альбома «Your Need» московской электронной артистки Kedr Livanskiy — он же станет стартом нового сезона проекта «Эпизод», цифровой видеоарт для которого специально создает нидерландским мультимедиа художником с российскими корнями Кириллом Закомолдиным (Зуидердюиным).
Kedr Livanskiy — проект москвички Яны Кедриной, которая еще несколько лет назад умело передала эстетику окраин российских мегаполисов, и с ней — мысли, чувства и переживания молодого поколения, живущих там. Еще до выхода дебютного полноформатного альбома «Ariadna», Kedr Livanskiy попала в поле видения международной прессы: Pitchfork, The Calvert Journal и другие оказались единогласны во мнении, назвав ее ярчайшей представительницей российского электронного андеграунда. Выступления на барселонском Primavera Sound, фестивале Melt в Германии только утвердили статус.
В этом году на нью-йоркском лейбле 2MR вышел второй альбом Яны «Your Need». Новая пластинка стала прямым отражением этапа взросления лирического героя Kedr Livanskiy, изменений в мироощущении самой Яны. В противовес «Ariadna», «Your Need», записанный совместно с Flaty, выходит из состоянии интровертного одиночества, обращается и открывается миру, что подчеркивает как заметно расширенная звуковая палитра, так и изменившаяся образность песен и их настроений.
Презентация альбома «Your Need» пройдет в иммерсивной проекционной среде, созданной при помощи игровых движков и технологий VR. Такой современный выбор инструментов художника сыграет огромную роль именно в сочетании с круговым панорамным экраном «Люмьер Холла». Зрители будут окружены 360-экраном со всех сторон и для них откроется весь созданный автором мир, обычно скрытый за квадратной рамкой экрана — это будет настоящее путешествие.
«Эпизод» — серия регулярных событий, ключевая задумка которых познакомить публику с работами избранных мировых артистов, которые можно отнести к искусству новых медиа, и предоставить локальным артистам условия для реализации их смелых задумок и возможность демонстрировать свои работы.
Cотрудничество музыканта и визуального артиста с использованием новейших инструментов продолжает идеи проекта «Эпизод», нацеленного на поощрение творческих коллабораций и продюсирование оригинального зрительского опыта.
Техническое обеспечение события — авторизованный прокатчик британского оборудования Funktion One, компания Deepsound.
Место: Люмьер Холл, Санкт-Петербург, набережная Обводного канала 74Д
Время: Начало концерта в 20.00
Стоимость билета: 850 рублей, купить можно по ссылке.
– На что мне безумцы? – сказала Алиса.
– Ничего не поделаешь, – возразил Кот. – Все мы здесь не своем уме – и ты, и я.
– Откуда вы знайте, что я не в своем уме? – спросила Алиса.
– Конечно не в своем, – ответил Кот. — Иначе как бы ты здесь оказалась?
Льюис Кэролл, «Приключения Алисы в Стране Чудес»
Хоакин прекрасен. Но не Джокер, а Артур Флек – человек, чье единственное преступление – душевная болезнь, угодивший в сети пенитенциарной системы без надежды на лечение.
Собственно, об этом Артур и пишет в своем дневнике: «Худшее в психической болезни — все хотят, чтобы ты вел себя так, как будто ее нет». Для Тодда Филлипса главной фигурой фильма является болезнь, её влияние на человека, который глубоко несчастен, и отношение общества к таким людям. Отношение таково, что единственное, в чем Артур Флек находит счастье, – побег в мир своих грёз.
Тодд Филлипс позволяет зрителям испить душой до дна эту боль, боль психически больного человека. Но не показывает Джокера.
И вот почему.
Нет Бэтмена
Как бы странно это не звучало, но без Бэтмена не может быть и Джокера. Практически во всех комиксах прослеживается следующая логика: Готэм создает Бэтмена, а последний — самого Джокера. И химия между ними является крайне важной.
Показательно, что серия комиксов про Джокера без Бэтмена не пользовалась особой популярностью.
Так, в культовом комиксе про Джокера «Бэтмен – убийственная шутка» Джокер абсолютно убежден, что Бэтмен сошел с ума очень давно, а единственным удерживающим фактором от безумия является только отрицание: желание притворяться, что в жизни есть смысл и что стоит еще бороться. В этом и кроется вся история их противостояния. Смерть одного из них лишит другого смысла, так как полностью сломает их уклад жизни.
Серия комиксов «Dark Nights: Metal» дает нам понять, что может произойти с Бэтменом, если он убьет Джокера. Собственно, Джокер и умирает от рук Бэтмена, но успевает ввести себе в кровь токсин, который высвободился после смерти и заразил Бэтмена. Последний же после заражения превращается в своего рода Джокера: в Бэтмена, который смеется. Он убивает всю Бэт-семью, потом Лигу Справедливости и намерен завоевать другие вселенные.
Поэтому Бэтмену нужен Джокер как вечно живое напоминание о том, кем он может стать, нарушив свои принципы. А Джокеру нужен Бэтмен, ибо без последнего Джокер бы не приобрел свое обожаемое безумие.
Возвращаясь к «Джокеру» Хоакина Феникса: почему он решает, что хочет называться Джокером? Всего лишь потому что его кумир так обращается к Артуру, когда издевается над его стэндапом в рамках своего телешоу.
Зачем нужен Бэтмен? Ведь можно подумать, что роль Бэтмена косвенным образом выполняют Томас Уэйн, даже Брюс Уэйн собственной персоной, да и куча других персонажей в амплуа условных «врагов».
Однако единственным врагом Артура Флека является сам Артур Флек. Ведь весь фильм посвящен борьбе больного человека со своей болезнью. И, в конечном итоге, вся трансформация Артура Флека превращает его не в «Джокера», а в человека, который окончательно сошел с ума.
Один плохой день
«Я убедительно продемонстрировал, что ничем не отличаюсь от других. Достаточно одного незадавшегося дня, чтобы самый разумный человек в мире угодил в дурку. Именно это и стоит между мной и всеми остальными», — говорит Джокер в «Убийственной шутке».
Сокрушительное влияние одного плохого дня было продемонстрировано в комиксе «Несправедливость: Боги среди нас». Джокер довел Супермена до сумасшествия, развязал войну между супергероями DC, а сам лишился сердца.
Достаточно одного незадавшегося дня, чтобы самый разумный человек в мире угодил в дурку
Артур Флек нормальным не был никогда, а ломался на протяжении длительного времени. Не было момента, который бы перечеркнул прошлое и заставил Артура создать «Джокера» в себе. Он просто окончательно сломался.
Вся картина показывает, к чему могут привести страдания душевного больного человека, который окончательно потерял призрачную связь с реальностью, которая поначалу хотя бы немного, но поддерживалась лекарствами.
Отсутствие прошлого
Также в «Убийственной шутке» отображен аспект отсутствия прошлого, точнее его несущественность по сравнению с «одним плохим днём». Неважно, что случилось, главное, что это произошло. «Иногда я не совсем уверен… Иногда я одно помню, а иногда – другое. В конце концов, если я уж обязан иметь прошлое, то почему только одно: ХА-ХА-ХА». В конечном итоге, зачем знать про причину сумасшествия, когда становишься воплощением безумия?
Эта черта находит отражение и в комиксе «Лечебница Аркхем: дом скорби на скорбной земле», где психолог Джокера говорит: «У него нет настоящей личности. Он ежедневно создает себя сам».
В то же время Артур Флек отчаянно цепляется за прошлое, пытается понять, что он такое. На протяжении всего фильма он исследует свои воспоминания, людей, документы из прошлого, а первое хоть немного осознанное убийство касается человека из прошлого.
И тут можно было подумать, что, убивая такого человека, ты хоронишь прошлое. Но нет, Артур лишь сильнее становится зависимым от него. Поэтому становление Артура Флека в качестве «Джокера» связано с его прошлым напрямую.
Воплощение безумия
В комиксе «Приключения Бэтмена» 1992 года Джокер произносит: «Закон и порядок – это ложные идеи. Единственное, что действительно существует, случайный разрушительный хаос». Уже потом Джокер Хита Леджера провозглашает себя носителем Хаоса. В «Лечебнице Аркхем» Джокер воспринимает себя в роли повелителя Хаоса, а мир считает театром абсурда.
Тем временем Артур Флек из пистолета стреляет. Чувствуете степень безумия? Чудесная актерская игра Хоакина Феникса и режиссёрская работа Тодда Филлипса вызывают лишь сердечное сочувствие к Артуру Флеку, который просит называть его Джокером. Артур Флек слишком настоящий. А это преграда для того, чтобы стать настоящим Джокером.
Фильм показывает, как постепенно можно стать плохим, если с тобой обращаются соответствующе. Джокер Хоакина Феникса — лишь про человека, которого все гонят, что и приводит его к психушке, но не наделяет безумием, которого достоин настоящий Готэм.
К чему все это?
Весь фильм нас заставляют идти рядом с Артуром Флеком, как зрячих рядом со слепым. И если бы слепой ничего не знал о своей слепоте, нам с ним идти было бы приятнее. Иными словами, если бы Тодд Филлипс не выдавал этот фильм за историю Джокера, то с ним все было бы прекрасно.
Да, есть многочисленные отсылки к комиксам, но это все еще не делает Артура Флека тем самым Джокером, которого принимают фанаты классических комиксов. В конечном итоге, не имя делает Джокера Джокером, а нечто большее. Некая сущность, которая заключена в его характере, искра рационального безумия, присущая только Джокеру.
И в чем выражается это особая сущность Джокера? Это нечто не требующее описание, ведь ты поймешь, что это Джокер, когда увидишь его. Это собирательный образ из всех комиксов: его зацикленность на Бэтмене, отсутствие прошлого, роль «одного плохого дня», да и многие другие аспекты, которые можно только почувствовать.
Собственно, ажиотаж, который вызвал этот фильм, во много связан с отсутствием понимания, что есть Джокер, у преобладающей части его зрителей. Это ни хорошо, ни плохо. Просто стоило подобрать другое название к фильму.
Это история про Артура Флека. Просто история о том, что может случиться с больным человеком. История, которая рассказана чудесно. Но не о Джокере.
Автор: Гиорги Соселия
Фотографии с сайта imdb.com
Культура в городе запускает цикл образовательных лекций на центральных площадках города. 27 октября Максим Котляренко, бизнесмен, дипломированный юрист и психолог, основатель компании «Стартап под ключ» поделится лайфхаками бизнеса.
С чего начинается бизнес? Нужно ли посещать специальные школы и мастер-классы, или достаточно справиться со страхом и просто начать и насколько это рискованно.
Сегодня у вас есть выбор из множества дорогостоящих программ при университетах, онлайн бизнес-тренингов и курсов. Как не ошибиться и выбрать правильного наставника, и нужен ли он в принципе? Какую нишу выбрать и как избежать типичных ошибок при открытии своего дела? Об этом поговорим на лекции.
Вы узнаете:
1. Подводные камни при запуске проекта
2. Нужно ли писать бизнес-план
3. Центры тяжести для бизнеса
4. Кто такие «инфоцыгане»
Купить билеты можно здесь.
Онлайн-университет GeekUniversity запускает факультет графического дизайна. За 12 месяцев студенты получат знания и навыки, необходимые для специалистов уровня middle, смогут работать в брендинговых агентствах полного цикла, в ивент-агентствах, в дизайн-отделе крупных производственных компаний или на фрилансе. Они выполнят задания от крупных брендов, наполнят портфолио проектами и смогут презентовать их на собеседовании. По окончании обучения гарантировано трудоустройство.
Обучение на факультете направлено на развитие главных компетенций графического дизайнера (креативное и системное мышление, знание истории дизайна и искусства, насмотренность, академический рисунок, работа в графических редакторах) и на оттачивание вспомогательных навыков (многократная отработка теории на практике и механическое повторение задач, презентация концепций и готовых решений, применение обратной связи, командная работа). Для поступления на факультет умение рисовать не требуется.
Преподавателями факультета являются практикующие специалисты и сотрудники крупных компаний с профильным образованием и большим опытом работы: Дарья Невская (старший арт-директор рекламных агентств: Leo Burnett, McCann, Cheil; иллюстратор, член союза художников России и международной ассоциации художников Европы), Александр Лысенко (арт-директор makeloveagency.ru, параллельно работает над стилем бренда работодателя банка Открытие, курирует такие проекты, как Nissan, Citi, MegaLabs, РУСАЛ, Skolkovo, ВТБ и др.), Анна Ершанская (ведущий бренд-менеджер Pernod Ricard, преподает более 3 лет, ведет воркшопы и занятия в школе креативного мышления ИКРА), Сергей Чирков (основатель CHYRKOV studio, креативный директор Intourist Thomas Cook), Рената Ахмадеева (коммуникационный дизайнер в Сбербанке Первом, работала в Республике, Strelka, Red Keds и Яндексе) и другие.
Обучение построено по системе расширения компетенций. Сначала студенты погружаются в теорию, учатся использовать графические редакторы и выполнять четко описанные задания, затем начинают работать над сложными задачами, включающими потребности бизнеса. Процесс обучения разбит на несколько четвертей.
В первой студенты научатся создавать визуальные образы и готовить макеты, получат опыт работы с цветовыми палитрами (CMYK, RAL, RGB, PANTONE) и овладеют InDesign.
Во второй четверти учащиеся освоят умение рисовать иллюстрации и элементы айдентики, попрактикуются в верстке многостраничников и изучат платные и бесплатные фотостоки.
В третьей четверти студенты узнают, как работать с брифом, анализировать конкурентов, продумывать графику бренда и подбирать референсы. Они научатся использовать креативные методики и оформлять портфолио, овладеют Adobe Photoshop и Adobe Illustrator, создадут свой проект.
Заключительная четверть посвящена проектной работе — созданию фирменного стиля с нуля: студенты научатся доносить идеи с помощью визуалов, анализировать аудиторию, находить инсайты, давать и получать обратную связь. Они узнают, как создавать бренд, как защищать его и выводить на рынок. Выпускники получат свидетельство и сертификат, подтверждающие приобретенную квалификацию.
Поступить в GeekUniversity могут все желающие. Старт первого потока — 11 ноября. Обучение платное. Записаться на факультет можно здесь.
23 октября на экраны выходит «Марианна и Леонард: Слова любви» – документальная лента об отношениях Леонарда Коэна и той, кого все называли «его музой». Рассказанная Ником Брумфилдом история почти походит на диснеевскую с поправкой на реальность – герои не живут «долго и счастливо» в сказочном дворце и умирают не в один день, но с разницей в 3 месяца.
Сказка, не ставшая реальностью
Леонард Коэн. Один из самых почитаемых поэтов Америки XX века, «поэт женщин» – и любитель женщин. Документальная лента Ника Брумфилда прежде всего о нём: о первом опыте выступлений, о засмеянном критиками романе «Прекрасные неудачники» и о его восхождении к величию. Придя к славе, Коэн воспользовался одним из наиболее ощутимых её преимуществ – любовью поклонниц, мечтавших отдаться ему хотя бы на одну ночь. Таких было немало, но лишь одной хотелось посвящать песни – Марианне Илен, с которой Коэн познакомился на греческом острове Идра раньше, чем с той самой славой.
Спустя полвека, умирая, Марианна попросит своего друга сообщить о близкой смерти Леонарду – и тот отзовётся трогательным письмом, в котором пообещает вскоре отправиться за «старой подругой» и в очередной раз признается ей в любви. Это всё, что нужно знать об их отношениях до просмотра «Слов любви» Ника Брумфилда – документалиста, уже снявшего истории о Курте Кобейне и Уитни Хьюстон.
С Леонардом и Марианной для режиссёра случай особый: с последней он был знаком лично и какое-то время даже был её любовником. Об одной из половин целого, заложенного в суть фильма, Брумфилд говорит от первого лица, показывая архивные фотографии и видео того времени. Отвлекаясь от Марианны, он возвращается к Леонарду, с которым знаком не был – о музыканте рассказывают его друзья и коллеги. Двое человек, связанные невидимой нитью, живут раздельно друг от друга: пока Леонард добивается успеха и собирает многотысячные залы, Марианна пытается смириться с невозможностью обыденного счастья. В этом заключается основная мораль ленты: невозможно жить «долго и счастливо» с такими, как Леонард Коэн – такова реальность.
Молодая норвержка никогда не понимала, что он в ней нашёл, но стала неотъемлемой частью его жизни – настолько, что даже будучи одной из многих, именно она заслужила быть половиной этого фильма. Пускай и не самой значительной. И её фотографии, и архивные видео, декорации греческого острова, и воспоминания друзей вносят свой вклад в создание сказочного мира вне музыки Леонарда Коэна, поверить в который предлагается зрителю.
Коэн и его время
Конечно, когда разговор касается такого музыканта, как Леонард Коэн, тяжело не посвятить львиную долю истории ему, какой бы ни была его любимая женщина. Именно этим Ник Брумфилд и занимается: на экране мелькают фотографии, концертные и закулисные съёмки. С его главного героя сбрасывается романтическая вуаль музыканта времён 70-ых, не погибшего от передоза – и неожиданно Леонард Коэн предстаёт типичнейшим представителем своей эпохи.
Сторонник сексуальной революции, человек, считавший, что «трезветь нельзя», мог оказаться кем угодно. С одной стороны, для того, кто с Коэном не знаком, это откровение, с другой – мы это всё уже видели раньше. Мы знаем, что перед нами Леонард Коэн, потому что видим его на экране и слышим его голос, но если заменить эти материалы на другого музыканта, будет ли история отличаться от биографии любого другого героя времён «сексуальной революции»?
Если бы не присутствие Марианны, перед зрителем оказался бы всего лишь ворох штампов, пускай и документальных, с которыми нельзя поспорить: можно только принять вполне естественный вывод, что Коэн был «человеком своего времени», и всплакнуть, когда в очередной раз зазвучит «So Long, Marianne».
Из-за этого местами кажется, что ленте не хватает чего-то личного, что отличало бы Коэна от всех остальных, но видно, что Брумфилд всеми силами старался этого избежать – то снова обращаясь к истории Марианны, то используя архивные съёмки. Например, в фильме есть кадры Коэна во время его пребывания в монастыре – хотя, казалось бы, кто стал бы это снимать просто так?
За каждым великим мужчиной…
Фильм не сосредотачивается на Марианне после Леонарда. Вехи её жизни перечисляются едва ли не сухим биографическим списком, словно Брумфилд был ограничен собственными знаниями о её судьбе. Она смирилась с тем, что у неё не будет детей от Леонарда, переехала в Норвегию и вышла замуж, как того хотела её мать, она боролась за психическое здоровье своего сына – но не более того.
Подобное решение заставило некоторых критиков скептически отнестись к ленте, в которой женщине не отводится никакой другой роли, кроме как «стоять за великим мужчиной» и всё терпеть. Многие скажут, что никакой романтики здесь нет, другие увидят неразрешимую трагедию выбора между обыденным счастьем и вечным стремлением к славе.
Но если слова любви, посланные Марианне уже на смертном одре, звучали столь же явственно в старости, сколь в молодости, не значит ли это, что любовь прошла огонь и воду и достигла своеобразного хэппи-энда?
Автор: Анастасия Гастин
На Трехгорной мануфактуре в следующую субботу (26 октября) состоится выставка 20 художников из разных стран мира «Выход из черного квадрата».
Международный проект «Выход из черного квадрата» предлагает художникам создать высказывания на тему дальнейшего развития традиционных медиа в современном искусстве, представить свое видение новых направлений, выбрав за точку отсчета условный «черный квадрат».
Выставка поднимает вопросы о возможности противопоставления разрушению и полной пустоте и о том, способны ли новые взгляды молодых художников, смелость концепций и отказ от груза ненужного опыта предложить другие решения. Эксперимент и перелом сознания — вот достойная задача для тех, кто не боится вступить в борьбу молодых и решительных художников.
После создания «Черного квадрата» Казимира Малевича прошло более ста лет, за этот период возникали и угасали десятки направлений и течений искусства, но продолжают существовать мнения, что все созданное после — это некие «упражнения вокруг пустоты».
На выставке «Выход из черного квадрата» посетители получат шанс выяснить, смогли ли художники найти тот самый выход.
В начале 2019 года в стенах интернет-компании Genome Ventures был запущен проект tada.team — платформа для командных коммуникаций. BizDev компании Левон Гекчян рассказывает нам, всё ли шло так, как задумывалось изначально (спойлер: нет), какие плюсы у платформы на российском рынке и почему важно слушать своих пользователей и кастомизировать продукт под каждого клиента.
CEO стартапа Павел Крещишин в 2010 году окончил Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет, после чего занимался развитием продаж в крупном международном банке. В 2013 году стал исполнительным и затем генеральным директором ВКредит24, а с 2014 года активно начал развиваться в сфере создания и развития новых бизнесов: свои навыки применил в компании Deworkacy, где занимался развитием цифровых технологий.
Изначальная идея проекта tada заключалась в создании приложения для бизнес-знакомств с геолокацией. Смысл был в том, чтобы, к примеру, гости определенного мероприятия могли при помощи приложения подобрать полезных для себя стартаперов, инвесторов и других, находящихся на площадке. В приложении была функция коммуникации, которая в наибольшей степени привлекала клиентов. Ее мы и начали развивать. Правда, уже без геолокации.
Было несколько сложностей. Во-первых, концепция проекта на протяжении процесса его “рождения” менялась несколько раз. К примеру, на определенном этапе мы попытались создать приложение для коммуникации чиновников. Причём мы пытались сначала сделать продукт, а затем с готовым решением идти продавать. Конечно, такой подход не сработал.
Другая сложность заключалась в правильном подборе команды. Так, на первом этапе разработкой занимались молодые студенты в свободное от учёбы время. Затем мы ударились в другую крайность и наняли команду дорогих разработчиков, где каждый отвечал за свой небольшой участок. И даже привлекли серьёзных UX/UI дизайнеров.
Но спустя полтора года у нас так и не было работающей версии приложения. Поэтому в начале 2019 года команда нативной разработки сократилась до трех человек: два front-end разработчика и один back-end. Все они до того занимались web-версией, а затем освоили кроссплатформенную технологию Flutter. Оказалось, что обучить людей специфике работы с другой платформой — эффективнее, чем нанимать еще несколько узкопрофильных специалистов и пытаться экстренно впихнуть в них все накопленные знания о продукте.
Учитывая, что 99% подобных инструментов зарубежные, первое преимущество — отечественное происхождение продукта. Как следствие — отсутствие рисков, связанных с геополитической обстановкой и прочими санкциями.
Во-вторых, у нас принципиально иной подход к бизнес-мессенджеру. Наша идея в том, что все рабочие коммуникации так или иначе строятся вокруг задач, которые решает команда, поэтому ключевая сущность наших чатов — чаты задач. Временные места, где можно поднять вопрос, там же, на месте, его обсудить, проследить за ходом выполнения и увидеть итог.
Ключевая сущность наших чатов — чаты задач
Можно провести аналогию с совещаниями. Есть общие совещания, когда обсуждают все текущие проекты команды. У таких совещаний максимально низкая эффективность — это общие чаты. Есть совещания по проекту, когда команда обсуждает задачи по проекту — это чат команды. А есть совещания, где обсуждают конкретную задачу, в таких случаях эффективность самая высокая — это чат задачи.
С нами свою эффективность уже повысили такие компании, как Profilum, Theorem, Шанти-Шанти.рф, Wormsoft, и это только начало.
Совещания неэффективны, когда в них нет острой необходимости. Нужно понимать, что есть вопросы, которые можно обсудить, не собираясь всем вместе в одной комнате и тратя на это время всех. Общаясь в групповом чате, можно параллельно делать еще и другую работу, а сидя на совещании — нет.
Само собой, самый быстрый и эффективный способ коммуникации — живое общение, но не всегда нужно дергать человека, отрывать его от контекста, чтобы что-то решить. Если вопрос срочный — да, самый эффективный, но если дело не очень срочное — это неразумно в масштабе команды, так как ты решишь свой вопрос, а другому человеку нужно будет потратить еще дополнительное время, чтобы вернуться в контекст вопроса, который он решал до твоего «визита».
Брейншторминг и прочие техники креативного мышления эффективны только при личных встречах и мы не пытаемся «отобрать их хлеб». Просто нужно проводить границу между совещанием и брейнштормингом.
Сложно говорить, одинаково ли хорош. Для этих разных аудиторий он решает различные задачи. В случае с малым бизнесом — ускоряет и упрощает процесс коммуникации, делает его более комфортным. Для больших корпораций — это возможность централизовать всю коммуникации и обеспечить безопасность данных через серверную установку, которую мы можем осуществить.
tada.team может быть полезен и специалистам по коммуникациям, предоставив им возможность качественнее модерировать внутренние коммуникации и формировать корпоративную культуру
При этом надо понимать, что необходимость в специалистах по внутренним коммуникациям не отпадает. С появлением мессенджеров все компании стали отдавать им предпочтение, поскольку так коммуникации стали значительно быстрее, чем в эпоху e-mail. Но появилась другая сложность — люди начали использовать те мессенджеры, которые им больше нравятся. Такая диверсификация — не самый удачный пример, поскольку в командных коммуникациях важно, чтобы все всегда чётко знали где, что искать.
Так что tada.team может быть полезен и специалистам по коммуникациям, предоставив им возможность качественнее модерировать внутренние коммуникации и формировать корпоративную культуру.
Мы продолжаем работать и совершенствовать платформу. Идей касательно функциональности очень много, но мы потихоньку начинаем переходить от наших идей и желаний в разработке к тому, что ждет пользователь от такого инструмента. Сейчас есть план на 2019-2020 год по добавлению новых функций, но он постоянно корректируется исходя из того, что просят пользователи.
Если говорить масштабно, то мы хотим двигаться в сторону модульного SaaS решения. То есть на базе нашего мессенджера разработать или интегрировать готовые модули для event, для управления продажами, чтобы у бизнес-заказчика была возможность сделать систему под себя. Мы про максимальную кастомизацию, собственно, внутренняя архитектура всей системы изначально строилась так, чтобы можно было в любой момент что-то добавлять или убирать.
Cover photo by Mad Fish Digital on Unsplash