Мы зачастую говорим, что переживаем боль другого.
Мы зачастую говорим, что находимся рядом с человеком, какая бы ситуация ни произошла.
Мы зачастую просто говорим.
«Зачем тебе какие-то истории из жизни потрепанных ментально подростков? Подавай нам «хлеба и зрелищ»!» — вот каково было наставление обывателей, которое Миша Пантелеев, один из создателей проекта #нестандартные_люди, воспринял как вызов.
«Детский дом – это, по сути, «звягинцевский» рай, где царит беспросветный мрак и слышны лишь звуки бьющихся друг об друга пивных бутылок, да пулеметные глотки табачного дыма. — продолжали советчики. — И что, мы после этого на веру примем твои дилетантские интервью о нестандартных людях, их психологических проблемах? Да брось, у нас этого и так навалом. Сделай сенсацию».
Но у Михаила своя точка зрения. “Если вы заинтересованы и остаётесь, берите в руки попкорн – будут вам зрелища: депрессия, паранойя, синдром Котара, маниакальный синдром”, — говорит. Наслаждайтесь попкорном, в общем.
Проект #нестандартные_люди, в который нам предстоит окунуться, посвящен ментальным расстройствам, трудностям в социализации и людям, которые с ними живут. У проекта есть и сайт, и паблик ВК. В планах — выпуск документального фильма.
О чем всё это и почему #нестандартные_люди — не очередное брюзжание на тему подростковой депрессии, тот самый Миша Пантелеев, студент первого курса медиакома Вышки, рассказал в интервью THE WALL Magazine.
Почему вы создали проект? На сайте проекта сказано, что вы обращаете внимание на тех, кому трудно влиться в общество из-за особых обстоятельств. Что происходит после того, как вы обратили внимание на них?
Мы, несогласные с равнодушием и эмоциональной плоскостью, обратили внимание на оторванных от общества людей из интернатов, детских домов и прочих учреждений. Их негласно внесли в особую касту, просто потому что общество полно стереотипов.
Благотворительные фонды. Психологическая помощь. Материальная помощь.
Забудьте о пустом сопереживании, до тошноты надоевшей жалости, никому не нужном соболезновании.
Нет любопытства извне. Нет другой стороны жизни. Есть фикция, в которую вы поверили и продолжаете верить.
Странно, что общество «заслоняется» ширмой, создает невидимый барьер, говоря о людях с поведенческими особенностями, — о тех, кто имеет трудности в социализации, коммуникации. Сами того не подозревая, мы возлагаем ответственность за внедрение таких людей в общество на инстанции вроде органов опеки, предполагая, что они безупречно справятся. Интересно, с чего бы вдруг?
Нам кажется, что этот подход следует изменить. Проектом #нестандартные_люди мы хотели посеять зерно: дать пищу для размышления нашим сотоварищам, рассказать о том, что каждый из нас имеет свои характерные черты и особенности.
Для нас этот проект — погружение в пучину опутывающих эмоций, поиск фонтана, извергающего наружу душевные порывы человека. Взгляд изнутри темной обшарпанной комнаты-коммуналки на фотоны света, исходящие от фонаря-отшельника.
“нестандартные_люди” — это не отдельные индивиды, окруженные мнимыми придуманными диагнозами. Нам кажется, что в каждом человеке живет своя вселенная. Ребята из интернатов и детских домов повседневно сталкиваются с целым комплексом проблем и трудностей. Наверное, это зависит не только от них.
Возможно, что если бы люди были гораздо более восприимчивы к чужим жизням и проблемам, если бы люди хотели смотреть не в отражение зеркала, а через окно на то, что происходит вокруг… Возможно, стоит попытаться снять очки, если еще не поздно.
Посмотрите на себя, на сидящего рядом с Вами в вагоне метро мужчину лет сорока, пускающего слюни себе на штаны-клёш. Вам противно? Вытрите. Да не его, дорогой мой, радеющий за счастье ближнего, свои штаны вытрите. На Вас попало. Мы на следующей станции выходим, простите.
Цель нашего проекта — создание универсальной инструкции для комфортного взаимодействия с людьми, которые страдают психическими расстройствами, людьми. которые не умеют вести себя так, как принято. Наша платформа структурирует знания о тех, кто отличается от других не по своей воле, и позволяет применять их на практике, чтобы облегчить жизнь друг другу.
Не боитесь ли вы, что знания, которые люди могут получить, прочитав, скажем, описания болезней на вашем сайте, спровоцируют приступы самодиагностики? Как в том меме, wow he is literally me. Ведь, к сожалению, ментальные расстройства — это в каком-то смысле «модно».
От склонности к самодиагностике и ипохондрии мы, к сожалению, уберечь не можем. Информационный поток слишком большой, поэтому фильтровать его — ответственность слушателя/читателя/зрителя.
Век декаданса уже прошел, а романтизация ментальных расстройств в меньшей степени связана с впечатлительностью или возрастными рамками, чем со влиянием извне. Мы как создатели сайта не можем предугадать поведение каждого нашего потенциального читателя. Мы лишь можем помочь им получить достоверную и обширную информацию о ментальных расстройствах и проблемах социализации.
О каких ментальных расстройствах рассказывает ваш проект?
Например, о депрессии. Это расстройство, одно из самых распространенных в мире, постоянно обесценивается. Такая тенденция прослеживается в повседневной речи людей: «У меня депрессия» (как в том меме), «что-то ты какой-то депрессивный». В реальности же заболевание серьёзное, оно имеет ясную клиническую картину, осложняет жизнь и требует лечения.
Биполярное расстройство имеет симптоматику, которую многие люди могут перенести на себя: резкие перепады настроения, например. Но есть и другая сторона медали — иногда люди не придают внимания этим симптомам, считают их незначительными, а, на самом деле, так себя проявляет биполярное расстройство, которое стоило бы заметить и начать контролировать.
Социофобия и паранойя заинтересовали нас как предметы исследования многих литераторов и прочих деятелей искусства. Эти заболевания часто изображаются и в массмедиа. Мы же хотели самостоятельно выяснить различие между реальной картиной заболевания и тем, как его демонстрируют в культуре.
В рамках проекта #нестандартные_люди вы не только пишете о ментальных расстройствах, но еще и берете интервью у воспитанников интернатов. Что вы у них спрашивали?
Мы решили выехать за пределы Москвы для съёмок. В свою очередь, я предложил провести их в моей родной обители, в Курске.
На пути удалось встретить большое количество инициативных ребят. Если бы не их присутствие и помощь, ничего бы не вышло. Мне кажется, что сила человека заключается в тех людях, которые находятся рядом с ним, когда вы можете вместе созидать, черпая друг у друга новые знания, обмениваясь опытом.
Задавали вопросы вроде: “Чем после выпуска из интерната занимаешься? Как оказался в интернате? Почему детей из интернатов обычно боятся? Какова роль воспитателя в жизни детей?”
Теперь в наших планах до конца года закончить монтаж и выпустить документальное кино. Это неформальный диалог с людьми о том, что происходит вокруг них, о реалиях, в которых они живут, об их перспективах после детского дома и интерната. Это о том, что такое не иметь выбора и при этом не сломаться перед обстоятельствами.
С какими специалистами вы консультировались, создавая материал?
Мы провели работу в формате интервью с людьми, отвечающими за воспитание ребят и работу с ними внутри интерната. Один из собеседников был воспитателем с общим стажем работы с детьми более сорока лет.
Также нам удалось поговорить с человеком, отвечающим за формы организационной деятельности внутри интерната, одновременно с этим являющимся преподавателем по русскому языку. Члены нашей команды общались с ребятами, обучающимися в специализированных высших учебных заведениях по специальности “психология”. Мы постоянно консультировались с людьми, чьи друзья, например, имеют подобные ментальные расстройства, чтобы понимать, как можно помочь людям с такой проблемой и как себя с ними вести.
Главное — помнить, что в каждом человеке живет своя Вселенная, и мы все по-разному чувствуем этот мир. Мы все по-своему #нестандартные_люди.
Автор: Злата Лиман
Фотографии предоставлены проектом #нестандартные_люди
Обложка: Аля Бузенкова
До 25-го ноября дом VLADEY проводит предаукционную выставку в предверии традиционных осенних торгов. Успевшие уже стать классикой работы времен перестройки и совсем юные художник — всё это выставляется, а в скором времени и продаётся, в Фонде Культуры “Екатерина”. THE WALL узнал, какие арт-покупки стоит совершить в грядущий вторник.
Входим в просторный белый зал: “Здесь у нас топ-лоты”. На стене разместился полиптих классиков соц-арта Виталия Комара и Александра Меламида «Семя креста». Состоящий из восьми квадратов, он напоминает строчки кроссворда или что-то из Майнкрафта. Для его создания художники уехали в американскую глубинку, где наблюдали за рабочими на заводах и узнавали, чем они живут. Оказалось, что религией. На одном из квадратов “Семени креста” человек стоит у наковальни, а вокруг его головы сияет чуть ли не супрематический нимб. Предварительная оценка работы: €100,000 — €150,000.
Картина нонконформиста Олега Васильева “Свобода в ночном тумане” поначалу кажется лишь фигуративной живописью, строгие геометрические фигуры которой просто очерчивают абстрактное трехмерное пространство. Но в самом центре работы открывается вид с Гудзона на Статую Свободы, как будто смотришь на нее из бинокля, в который надо кидать монетку. Далекая полоска света в лиловом ночном тумане намекает на призрачность всех тех мечт на светлое будущее, одолевавших человека времен перестройки. В 1990-м году Олег Васильев всё-таки переехал в США и, кажется, получил свой долгожданный глоток свободы.
Важная для периода оттепели работа Лидии Мастерковой «Композиция. Прилуки» оценивается в €50,000 — €70,000. Это коллаж из ткани, образы которого в дальнейшем будут прослеживаться на протяжении всего творчества художницы. Работа, на удивление публики и в соответствии с сегодняшней повесткой, ставит гендерные вопросы. Шитье воспринимается как традиционное женское занятие, но вместе с тем в современном художественном контексте — это новаторская техника.
На аукцион будут выставлены две картины Валерия Кошлякова. “Один раз увидишь, запомнишь этот стиль навсегда”, — так о них говорят. И действительно, эти бежево-коричневые подтёки на работах и постоянное обращение к античности — приметы довольно узнаваемые. Эстимейт на триптих 1991-го года и картину “Волчица в музее” варьируется от 50-ти до 80-ти тысяч евро.
Многие работы в советские годы вывезли за границу и только сейчас вернули в Россию на аукцион. А что же будет, если, скажем, иностранный коллекционер приобретет какой-либо лот, только недавно возвращенный на родину, и вновь увезет его за рубеж?
На такой вопрос основатель аукционного дома VLADEY Владимир Овчаренко отвечает, что “будут, конечно, свои плюсы и минусы”. В нашей стране работа доступна российскому зрителю, и хотя бы какой-то круг людей ее да увидит. “Но, — добавляет он, — мы, конечно, как страна, видим будущее в распространении своих работ по миру. Это принесет больше пользы, чем если мы просто будем сидеть здесь на своих произведениях”.
И всё же, по мнению Владимира Овчаренко, самые значимые работы стоит оставлять себе: “Например, художник Х произвел 500 работ. Мы выбираем пять самых важных, каким-то образом их достаем и оставляем у себя в музеях. Остальным 495-ти мы можем оказать поддержку, помочь в продажах. Это работает как и дистрибуция любого другого товара: все заинтересованы, чтобы их продуктом пользовались в других странах”.
Во время пресс-завтрака Владимир Овчаренко сидит на фоне картины Александра Виноградова и Владимира Дубосарского «Мосфильм» (эстимейт €70,000-100,000). Это большое полотно, на котором изображена монументальная заставка советской киностудии, а всю торжественность образа довершает нарисованная же рама картины. Художники словно отсылают к тому культурному коду, который заложен в людях эпохи оттепели. На выставке так, кстати, делают не только они. Ростислав Лебедев в работе “Сделано в СССР” иронизирует над советским знаком качества, Леонид Ламм выкладывает из серпа и молота знак доллара, а Леонид Соков изображает Сталина в обнимку с Мэрилин Монро.
Совсем другие по настроению работы ленинградских объединений 80-ых годов. Здесь нет ни следа от Советского Союза: только бесшабашные образы, яркие цвета и коллажи из зарубежных журналов. Есть даже декорации Ивана Сотникова (эстимейт €14,000 — €16,000) к первым выступлениям “Поп-механики” Сергея Курехина. Безумные музыкальные перформансы происходили на фоне своеобразного триптиха. На нём существо, по форме напоминающее ёлку, весело пинает ногой полицейскую машину. По бокам люди танцуют, так же, как наверняка это делали участники самого коллектива на сцене. Кроме того, на выставке есть даже два коллажа Виктора Цоя и тканевая работа Тимура Новикова “Самолет”, которая в этом году стала топ-лотом (эстимейт €50,000-70,000).
Все большую популярность набирает сейчас арт-группировка “Север-7”. Участники вырубают картины из дерева, рисуют землей и в принципе часто обращаются к природным материалам. Знакомая многим по шоу “Da!Moscow” работа Нестора Энгельке “Деревянная карта” с рассыпанными под ней опилками теперь выставлена на аукцион. Эстимейт: €6,000 — €8,000.
Даже если вы ещё не заделались арт-коллекционером с мировым именем, а единственные торги, которые посещали, — это черная пятница и своп-вечеринка в баре, всё равно обязательно сходите на предаукционную выставку в Фонде Культуры “Екатерина”, чтобы увидеть тех, кто сформировал в своё время отечественную арт-сцену, и тех, кто продолжает формировать её сейчас.
Автор: Злата Лиман
Источник фотографий: vladey.net
Ближайшее двадцатилетие будет эпохой радикальных перемен в образовании. К этому выводу пришли Павел Лукша и Дмитрий Песков в рамках проекта Global education futures 2015 — 2035. Эта сфера долго была максимально отстранена от изменений в обществе, но теперь ситуация меняется.
Основным источником этих перемен стала не сама система образования, а смежные с ней отрасли: информационные технологии, медицина и финансы. Разбираемся, какова роль образования сегодня и что есть образование будущего.
Образование по своей природе крайне консервативно. Во все времена оно менялось только под давлением внешних обстоятельств, но эти изменения всегда были необходимы. Они позволяли перестроить общество под новые задачи.
Например, сначала в мировое разделение труда, а затем и в глобальную политическую сферу в качестве новых стран-участников вступили быстроразвивающиеся страны (emerging economies): Китай, Индия, Бразилия, страны Арабского мира, Юго-Восточной Азии. Чтобы иметь возможность полноценно конкурировать с другими государствами за рынки и политическую повестку, они практически с нуля начали создавать у себя систему образования по модели промышленно развитых стран.
В 2007 году немецкий генерал Герд‑Хельмут Комосса выпустил мемуары, в которых рассказал о так называемом Канцлер-акте. Суть его в том, что руководители Германии обязуются согласовывать с американцами основные направления внутренней политики и развитие системы образования.
И это неудивительно. Тот, кто контролирует систему образования, определяет будущее страны. Как говорил «железный канцлер» Отто фон Бисмарк, сыгравший ключевую роль в развитии Германии, «войны выигрывает школьный учитель и приходской священник», так как именно они готовят будущее поколение для будущего.
Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министрам остается только мечтать.
Уинстон Черчилль
В XXI веке главным ресурсом государства и общества является человеческий капитал, и именно создание эффективных образовательных организаций позволяет стране развиваться. Государство продолжит играть главную роль при определении содержания национальных образовательных систем.
В ходе развития образовательных процессов государства активно инвестировали (а в развивающихся странах — продолжают инвестировать) инвестиции в запуск и поддержание институтов базовой и профессиональной подготовки, как например, спецшколы и техникумы по подготовке кадров для IT-компаний.
Многообещающие молодые люди реализуют свои амбиции гораздо чаще, чем многообещающие проекты
В странах, где институты базовой и профессиональной подготовки (США, Великобритания, Япония, Австралия) работают долго и успешно, появляется все больше новых моделей для воспитания и поддержки “талантливых” детей. Такой идеей в 2013 году оказался Upstart — сеть, предлагающая возможность прямых инвестиций в перспективных талантливых детей. Им тут же заинтересовались ведущие венчурные инвесторы США.
Модель Upstart — фандрайзинговая платформа, которая позволяет вложить в талантливого ребенка до 200 тыс. долл., который он может потратить на своё образование или на предпринимательский проект. В течение 5 или 10 лет юный талант обязуется ежегодно отдавать инвестору оговоренный процент своего дохода — но только с суммы, превышающей прожиточный минимум (определенный в 30 тыс. долл. годового дохода).
Школа, как естественный государственный институт, гораздо больше зависит от общественной атмосферы, чем искусственной педагогической атмосферы в её стенах.
Х. Ортега-и-Гассет
Модель, очевидно, выгодна для обеих сторон. Молодой талант получает возможности, которых иначе не могло быть (например, на выгодных условиях профинансировать свою учёбу в лучшем университете), а инвестор — практически гарантированный доход, поскольку многообещающие молодые люди реализуют свои амбиции гораздо чаще, чем многообещающие проекты. Да и отследить потенциал таланта зачастую проще.
Вне зависимости от судьбы одного конкретного проекта Upstart прямые инвестиции в таланты — это новый и важный для образования тренд.
Качественные образовательные системы могут существовать только внутри развитых сфер государства – экономических, политических и культурных. Без развития инфраструктуры просвещения невозможно развивать «образование будущего». В итоге сейчас образовательные учреждения, в том числе школы, университеты, музеи и библиотеки стали одними из интереснейших объектов в городском пространстве, примерами могут служить Институт «Стрелка» или Музей современного искусства «Гараж».
Как полагают организационные исследователи Майкл Ханнан и Джон Фримен, смена доминирующих в отрасли или секторе организационных форм происходит, как правило, не через перерождение, а через замещение их новыми игроками, созданными уже с учётом изменившихся условий.
Московская школа управления “Сколково” считает, что более перспективной оказывается модель развития образования через создание образовательных структур, запускаемых «с нуля» (проектов «гринфилда»), чем модель реорганизации существующих образовательных структур с историей работы («браунфилд»).
С другой стороны, история знает примеры удачных перерождений в самых разных отраслях, в том числе, и в образовании: к примеру, один из старейших университетов Европы, Кембриджский университет, сначала был схоластической школой, затем стал исследовательским университетом гумбольдтовского типа, а теперь является успешнейшей в Великобритании лабораторией по производству технологических стартапов. EU-Startups в августе 2019 выбрали 10 самых перспективных из них.
Именно по этой причине следует внедрять новшества в классические образовательные системы, с целью “приведения их в соответствие” с запросами современного мира. Альтернативное образование должно существовать в тандеме с классическим образованием.
Развитие образования напоминает борьбу двух начал: «нового» образования, поддерживаемого новыми технологиями и направленного на трансформацию общества, и «индустриального» образования, стремящегося удержать статус-кво образовательных институтов.
Действительно, мы можем видеть общественный консенсус: крупный бизнес в сфере медиа, детских товаров и здравоохранения, различные игроки в сфере ИКТ. Прогрессивные учебные учреждения предъявляют проект новой образовательной системы, который действительно удовлетворяет потребности общества и нового времени.
Им вторит новое поколение родителей, готовых предъявлять сознательный и нешаблонный подход к подготовке своих детей. Для них, например, есть школа Kids MBA, созданная с целью развития у детей деловых и предпринимательских навыков, лидерского потенциала и делового мышления.
Однако внутри самой системы образования подавляющее большинство учителей и профессоров занимают крайне консервативную позицию, воспринимая любые нововведения как угрозу стабильности их положения.
Именно академическое и учительское «лобби» сегодня тормозит трансформацию образования, блокируя множество проектов реформирования образовательных программ и форм обучения в школах и университетах.
Их поддерживают консерваторы из академической элиты, а также многие представители организованных религий и консервативно настроенные семьи, которые сопротивляются новому образованию, поскольку видят в нем покушение на основы общественного устройства, опасность потери базовых навыков, необходимых каждому члену общества, технологическое «оболванивание».
По мнению московской школы управления «Сколково«, государство должно обеспечить создание «образовательных инкубаторов» — площадки взаимодействия между педагогами, программистами и предпринимателями.
Если образование — это процесс, в котором обществом осваиваются нормы, правила и ценности, то у многих реформаторов, революционеров и пророков рано или поздно возникает желание существующие нормы и ценности «перезагрузить» через обучение людей (часто — взрослых) новыми смыслами и представлениями.
Что существенно, эти смыслы, как правило, связаны с образами «лучшего» человека и «лучшего» общества, а их носители-реформаторы стремятся эти смыслы воплотить и в свою жизнь, сделать основой своего собственного существования.
Автор: Ася Акопджанян
Источник обложки: earthsky.org
28 ноября в Цехе Красного на Винзаводе откроется четвертая выставка «8 секунд. Эффект клипового сознания» проекта re:Store Digital Art. Все работы проекта сняты на камеру мобильного телефона. В этом году экспозиция посвящена актуальному феномену клипового сознания и рефлексии на тему 8 секунд — именно столько концентрирует внимание на чем-либо современный человек.
На выставке будут представлены три фильма, созданные специально для проекта режиссером Дмитрием Рябиковым, одним из авторов короткометражки «Тесты 8», выигравшей Международный фестиваль короткометражного кино в Берлине и номинированной на премию в Каннах. В главных ролях — актер Московского театра «Мастерская Петра Фоменко» Федор Малышев, актрисы БДТ им. Товстоногова Алена Кучкова и Елена Осипова, а также совсем юный семилетний артист Марк Доронин.
В зону фотографий войдут работы немецкого фотохудожника Гулливера Тайса, известного своими съемками для Vogue, GQ, National Geographic и многочисленными работами в России, в том числе книгой о Кавказе.
Музыкальное сопровождение специально для выставочного проекта написано композитором-неоклассиком Кириллом Рихтером, который уже проехал с гастролями по всей России и давал концерты в Зарядье и Альберт-Холле.
Помимо зон фото и видео, в пространство выставки войдут зона погружения в виде восьмерки с реконструкцией прообразов леса и цифровых потоков информации, зона релаксации и традиционно — зона с работами победителей конкурса re:Store mobile awards, темой которого в этом году стала «Диктатура глаза».
Выставка продлится до 8 января 2020 года включительно.
Вход бесплатный.
Узнать подробности и скачать аудиогид выставки можно здесь https://www.re-store.ru/digital-art/2019/
Мы привыкли жить в мире магазинов 24/7 и круглосуточной доставки еды на любой вкус. Изобилие пищи жители мегаполисов воспринимают как должное. Но статистика с неотвратимой жестокостью напоминает нам о реалиях современности – 1,3 миллиарда тонн продуктов выбрасывается каждый год по всему миру, это 1/3 от всей произведенной еды. При этом 815 миллионов людей на планете страдают от голода. Одним из популярных способов по борьбе с этой ситуацией становится фудшеринг – движение по спасению годных к употреблению продуктов. Важно не путать с фреганизмом («доедание огрызков», от англ. free – «свободный», vegan – «веганизм»), когда люди питаются едой на свалках, выступая против чрезмерного потребления.
Фудшеринг может принимать различные формы – от использования специальных интернет платформ до простого бартера еды между соседями. Большое распространение получают стартапы, нацеленные на обмен пищей или шеринг совместным опытом приготовления блюд разной кухни, среди которых, например, Foodsharing, S-Cambia Cibo, Eatwith. При этом до конца не ясно, чем руководствуются активные фудсейверы – желанием спасти природу или банально сэкономить на еде.
Мировой кризис 2008 года подарил нам не только миллион новых причин сомневаться в капитализме, но и иную форму экономики, основанную на шеринге обычных товаров и услуг. Появление Uber, Airbnb, распространение каучсерфинга, популярность Википедии и Netflix подтверждают эту тенденцию. Зачем покупать самолеты, машины, яхты, квартиры, если вы можете просто ими воспользоваться без лишних трат на обслуживание и ремонт? Экономика совместного потребления помогает рационально использовать ресурсы. Вы можете снять коворкинг для работы или квартиру на время путешествий. Даже Tinder и Badoo представляют собой своего рода шеринговые платформы. Краткосрочность использования блага – огромный плюс, но также и минус подобного взаимодействия между людьми. Постоянно жить в чужих квартирах и пользоваться разными машинами может быть удобно в путешествии, но не очень практично для повседневности. Тем не менее шеринговая экономика позволяет нам посмотреть на мир потребления с непривычного ракурса экономической эффективности и экологического благополучия.
Едой тоже можно делиться! Эта странная идея захватывает всё большее количество людей. Зачем покупать продукты, если можно бесплатно взять те, которые супермаркеты хотят уничтожить из-за заканчивающегося срока годности? Только вот фудшеринг – это далеко не всегда только для тех, кто хочет сэкономить. Обмен опытом приготовления пищи и культурными особенностями той или иной кухни тоже можно считать фудшерингом. Зарождается новый ещё неосвоенный рынок для бизнеса. Шеринговая экономика проникает во все сферы жизни общества.
В России вы можете воспользоваться группой ВКонтакте Отдам еду даром. Этот проект популярен в Москве и Санкт-Петербурге. Достаточно разместить объявление на стене группы с описанием продуктов, которыми вы хотите поделиться. Ещё одна организация занимается вывозом и распространением нереализованной продукции из супермаркетов.
Вот ещё несколько подобных движений: Еда без границ, Помощь за еду, The Food Hub Group.
Например, питерские активисты из проекта Еда без границ с 15 сентября начали доставлять еду на дом тем, кто не может сам прийти на их обеды. Это пенсионеры и люди с ограниченными возможностями. Пока задействован Адмиралтейский район, но в ближайшем будущем планируют организовать доставку по всему городу.
Развитию фудшеринга в нашей стране мешает инертность российского законодательства. Было несколько законодательных инициатив, чтобы супермаркеты могли выставлять продукты на “полки добра”, чтобы были введены налоговые льготы для розничных продавцов, но пока до реализации подобного закона в России далеко. Представители бизнеса выступают за введение новой категории для продуктов, которая позволит реализовывать лишние товары под ответственность конечного потребителя. В США и ряде европейских стран принят закон о «добром самаритянине», согласно которому ресторан может пожертвовать еду при полной ответственности принимающего пожертвование. Требуется совершенствовать и налоговый аспект. Налог на прибыль и НДС не дают в полной мере реализовывать активности по шерингу еды. В Германии, например, в рамках фудшеринга можно раздавать даже еду с истекшим сроком годности, если она не угрожает здоровью – в эту категорию входят крупы, соль, сахар. У нас такой подход полностью противоречит действующему законодательству.
Фудшеринг имеет потенциал спасти человечество от нерационального использования продуктов и минимизации пищевых отходов. Реальной представляется возможность перераспределить часть пищи в пользу малообеспеченных слоёв населения за счёт коммуникации p2p,но при этом надо понимать, что совместное потребление еды не способно стать панацеей для решения проблем голода или бедности. Фудшеринг помогает людям по-новому посмотреть на систему распределения еды в обществе и заставляет искать новые рынки для эко-бизнеса, при этом только совместные усилия международного сообщества способны вывести человечество из ситуации ужасного неравенства и бездумного потребления, о которой красноречиво свидетельствуют цифры в начале этого текста.
Автор: Марат Уметов
Фото: Unsplash
«СТРАХ И ТРЕПЕТ» — это инсталляция в знаменитой «Ротонде» на Гороховой улице, 57— самом известном парадном входе Петербурга.
Подъезд жилого дома в центре Петербурга на три часа превратится в пространство проговаривания тайн, вслушивания в свой и чужой шёпот. Автор проекта Элина Куликова исследует феномен человеческого волнения — почти мистического переживания, связанного с верой, страхом, надеждой.
Во время сеанса каждый зритель сможет получить очень личный опыт встречи с собственными потаёнными мыслями и непроговорёнными обидами, с далёкими воспоминаниями и недавно пережитым опытом.
Элина Куликова — одна из немногих российских художниц, которая развивает направление сенситивного искусства, где главными материалами для создания работ становятся запахи, вкусы, температуры, тактильные ощущения.
Вход: 300 рублей.
Билеты по ссылке: http://ploshadka.space/#specific
«Площадка Vol.4» — первый в России форум независимого театра, который ежегодно проходит в Санкт-Петербурге. Фестиваль собирает в своей программе самые резонансные и значимые для современного российского театрального контекста имена и коллективы. За предыдущие три года Форум стал пространством для создания и показа нескольких десятков спектаклей от режиссёров, которые сегодня считаются одними из главных представителей передового театрального движения.
Среди прошлогодних резидентов фестиваля — Семён Александровский (Pop-up театр), Дмитрий Волкострелов («театр post»), драматург Иван Вырыпаев, «Театр. На вынос», Центр им. Мейерхольда, Новый Императорский Театр.
В 2019 году Форум состоится с 22 по 29 ноября и представит три программы, идущие параллельно: «Site», «Specific» и «Talks». Вместе они образуют слоган фестиваля, по отдельности — обозначают концептуальные особенности каждого блока.
«Site» — это основная часть программы фестиваля. Здесь собраны премьеры Форума и гастрольные спектакли. Все они будут впервые показаны на Площадке «Скороход» (Московский пр., 107, корп. 5). Это пять новых проектов и спектакли, которые никто никогда раньше не привозил в Петербург.
«Specific» — это сайт-специфик проекты независимых театральных команд, чьим местом действия станут специально найденные публичные пространства и улицы.
«Talks» — это дискуссионная программа нового формата.
Подробнее узнать о расписании и приобрести билеты на спектакли вы можете на официальном сайте фестиваля.
Год назад, в ноябре 2018, стало известно, что киноцентр «Соловей» на Красной Пресне, построенный в 1989 году, подлежит сносу. Казалось, всё решено: главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов подписал официальный документ, согласно которому на месте кинотеатра будет построен гостиничный комплекс с небоскребом в 22 надземных и 3 подземных этажа.
Новость не оставила жителей столицы равнодушными: инициативные москвичи открыли сбор подписей против сноса архитектурного памятника на Change.org. Петицию подписали уже более 105 тысяч человек, будут проводиться митинги и культурные мероприятия — выставки, показы, посвященные киноцентру. Однако кажется, что голос народа останется неуслышанным; сначала затишье, затем множество предполагаемых дат сноса…
Вспомним историю «Соловья», чтобы разобраться, почему москвичи так полюбили киноцентр, каковы истинные причины сноса здания и есть ли шансы на его спасение.
Ситуация с предполагаемым сносом киноцентра на Красной Пресне, за которой десятки тысяч москвичей наблюдают онлайн в Фейсбуке и лично на пикетах, не менее запутана, чем история его появления. После ряда статей стало очевидно, что здание всегда будто притягивало неприятности, более того, оно становилось причиной громких конфликтов и даже смертей.
В 1989 году здание, сконструированное в духе «советской готики» — с серыми плиточными стенами и резкими, грубыми формами, впервые увидело свет. Его придумал архитектор Владимир Гинзбург, которого в будущем его же детище и «погубит». Дело в том, что изначально «Соловей» состоял из Музея кино и четырех залов, остальные сдавались в аренду. Одним из арендаторов являлся валютный клуб «Арлекино» — вокруг него и будут происходить войны за владение зданием, борьба настоящих бандитских группировок 90-х и еще множество историй, вызывающих немало вопросов. Например, в 1997 году буквально у порога киноцентра был застрелен хозяин клуба Анатолий Гусев. Подробности его убийства не ясны до сих пор, однако известно, что буквально через пару месяцев после инцидента пропал Владимир Гинзбург, придумавший проект киноцентра. А в начале 00-х «бойцовский клуб» будет закрыт.
Впрочем и после «Арлекино» киноцентр на Красной Пресне будет оставаться местом беспокойств. Начнется долгая история борьбы Никиты Михалкова за Музей кино, внезапно возникнет некий адвокат Юрий Соловей, который свяжет свое имя с названием кинотеатра, а клеймо казино, как и его криминальные владельцы, будут продолжать «оккупацию» вокруг него. В 2004 году будет проведен митинг в защиту Музея кино, который, помимо сообщества московских кинолюбителей, посетят такие личности, как братья Дарденн и Квентин Тарантино.
Так, «Соловей» постепенно преображается в hot-point для защитников наследия кинематографа. Уже в те времена сформировалось лицо легендарного кино-заповедника, где понятие «значимость» выходило на первый план: культовые кинофильмы, пользующиеся популярностью у зрителей, показывали по несколько лет, и эта традиция сохранилась до сих пор.
Сегодня в киноцентре «Соловей» функционируют 24 зала. Он имеет уникальный репертуар картин. В кинотеатр можно прийти и сегодня, чтобы посмотреть красочную «Светскую жизнь» Вуди Аллена или оскароносную «Великую красоту», снятую Паоло Соррентино в 2013 году. Другой «кейс», запомнившийся москвичам — полуторагодовой показ мюзикла «Ла-Ла-Ленд», который стал настоящей звездой 2016 года. Культовым стал и внутренний дизайн киноцентра, сотканный из постеров кинофильмов различных стран и годов.
Но самое главное: люди приходят сюда не случайно. Киноцентр на Красной Пресне не является сетевым, он не привязан к торговому центру и каким-либо фастфуд-забегаловкам. Сюда идут с определенной целью.
Вопрос о сносе «Соловья» обсуждался еще с 2010 года. Однако каждая сделка заканчивалась для владельцев неожиданными отказами. Одна из последних и наиболее громких — сделка с группой ПИК Гордеева, оборвавшаяся в связи с массовыми протестами, которые повлекли страх инвесторов за репутацию бренда. А в 2018 году началась новая борьба — и в этот раз владельцы (до конца непонятно, кто они), давно потерявшие интерес к киноцентру, намерены завершить это дело.
«Ведомости» сообщают, что на месте «Соловья» построят гостиничный комплекс с досуговым центром. Это и вызвало общественное негодование: на месте памятника советской архитектуры, культового места, будет построено небоскрёб в духе башен на Международной.
Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов комментирует сложившуюся ситуацию следующим образом:
Когда утверждались правила землепользования и застройки в Центральном округе, рассматривались и проекты по этому киноцентру. В округе было много спорных точек, но именно эта не вызывала ажиотажа и противодействия.
По его словам, никто не посетил публичные слушания по вопросу строительства комплекса на месте кинотеатра, проведенные еще в 2009 году.
Дебатов не было.
С другой стороны, инициативных жителей столицы поддержал министр культуры Владимир Мединский, назвавший частный комплекс «очередной безумной застройкой» и выступивший за сохранение культурного наследия города.
В конце октября нынешнего года была объявлена дата сноса киноцентра — 15 ноября. Однако активные действия москвичей — ежедневные одиночные пикеты, обращения к органам власти, вовлечение в процесс Пресненских муниципальных депутатов и СМИ, оффлайн сбор подписей — повлекли за собой реакцию. По официальному объявлению, «Соловей» проработает до 2 декабря 2019 года.
В октябре защитники киноцентра создали общедоступную группу в Фейсбуке. Там публикуется информация о пикетах и общественных выступлениях, а также последние новости и материалы из СМИ. На момент написания статьи группа насчитывает более 1100 участников.
В обсуждениях, помимо жителей Пресненского района, желающих сохранить культурное наследие и общественных активистов, участвуют журналисты, адвокаты и районные депутаты.
Активное участие в сборе подписей приняла муниципальный депутат Пресненского района Анастасия Ромашкевич, создавшая петицию на имя мэра Москвы Сергея Собянина.
Анастасия делится с нами:
«Огромное количество людей занимается спасением киноцентра. Среди них, например, Наталия Шевченко, Наталья Сильченко, которые ежедневно пикетируют и собирают живые подписи рядом со зданием кинотеатра. Москвичи не хотят видеть на месте любимого киноцентра нечто ужасное — то, что изображено на эскизах жилого комплекса. Как журналист, который пишет про архитектуру, могу сказать, что здание само по себе представляет памятник эпохи советского модернизма. Но, к сожалению, сейчас «Соловей» невозможно официально признать архитектурной ценностью — зданию меньше 40 лет (Киноцентр основан в 1989 году — прим. автора), поэтому его не поставят под охрану.
Говоря о культурной значимости, Анастасия добавляет:
А мы можем лишиться одного из немногих напоминаний о сталинской эпохе, для который характерны брутализм и несуразность. Да, архитектура кажется ужасной. Но на самом деле мы еще не успели посмотреть на это здание так, чтобы осознать всю его ценность.
Пользователи социальных сетей тоже поддерживают кинотеатр: молодые люди размещают ссылки на петиции, используют хештеги, а также рассказывают о приятных воспоминаниях, связанных с киноцентром.
Впрочем, не все пользователи видят в сносе «Соловья» крупную потерю:
11 ноября стало известно, что «Соловей» переедет в кинотеатр «Каро». Предполагается, что на площадках сети будут представлены репертуар и ценовая политика киноцентра после его закрытия. Хотя большую часть пользователей эта новость не обрадовала: по их мнению, любимый киноцентр имеет особую «ауру», а слова об установлении «демократических цен» и вовсе были восприняты скептически. Кроме того, такая новость была воспринята москвичами как «гарантия» сноса кинотеатра на Баррикадной. Но и сдаваться никто не намерен.
Защитники Киноцентра создали группу, в которой ежедневно публикуется новая информация о пикетах, петициях и других мероприятиях. Также можно подписать петицию на Change.org и поделиться этой информацией со знакомыми.
Текст и фото обложки: Полина Свертилова
Команда направления «Культура в городе» Московского многофункционального культурного центра, всегда старалась включать в понятие «Культура» нечто большее, чем только привычные ассоциации с музеем, театром и живописью. По нашему мнению, культура – это все, что формирует в человеке смелую, творческую и интеллектуально развитую личность. Для того чтобы донести до всех, что сексуальное образование – это нормально, что это не стыдно, совместно с авторами канала «Это разве секс?» мы приглашаем вас на лекцию «Как перестать волноваться из-за секса и жить проще?».
Вы узнаете:
— Почему важно открыто и свободно говорить о сексе
— Необходимо ли сексуальное образование
— О темпераменте, формате отношений и сексуальных предпочтений
— Какие сложности с восприятием секса на постсоветском пространстве
— Как мы изучаем свою сексуальность
Спикеры: Арсений Авчинников, Алина Яськова, Алина Данилова, Маша Константиниди
Время: 23 ноября, 15.00
Вход: 350 руб., приобрести билет
Адрес: Гастромаркет «Балчуг», ул. Балчуг, д.5
20 ноября приходите на наше любимое мероприятие – BAR talks of THE WALL. Мы решили подготовиться к зиме – в эту среду в баре «Север» спикеры из разных сфер помогут вам найти вдохновение в зимнюю пору. Вход свободный, по регистрации.
От психолога до исследователя города: с вами поделятся лайфхаками по борьбе с русской зимней тоской, научат отличать депрессию от хандры и расскажут, как классно можно провести зиму в Москве:
BAR talks – edutainment проект от THE WALL Magazine, направленный на популяризацию культуры и науки. Мы приглашаем интересных людей в бар, где они в вольной форме делятся своим опытом.
Следите за нами в ВКонтакте или Facebook.
Время: 20 ноября, 19.00–21.30
Вход: свободный, по регистрации
Адрес: Страстной бульвар, 4с3, бар «Север»