Начинаем новый учебный год с размышлений об эффективности школьного образования. Что можно и нужно менять в школах прямо сейчас? Чему должна учить современная школа? Кто они – учителя XXI века? Разбираемся на примере одной из лучших образовательных систем мира — финской.
Современный мир требует от людей способности постоянно меняться и осваивать новые навыки. Традиционная система подготовки, сформированная в XX-м веке, не отражает потребности общества и рынка труда. Дети продолжают готовиться к реальности, которая осталась в прошлом.
Критическое мышление, креативность, умение работать в команде, способность постоянно учиться и прогрессировать – всё это базовые характеристики современного успешного человека. В век повсеместного распространения интернета и доступности информации недостаточно познакомить учеников с фактами о мире, необходимо научить ими пользоваться.
Разберем пример Финляндии, которая уже долгое время возглавляет рейтинг мировых образовательных систем, и посмотрим, как можно применить этот зарубежный опыт в России.
В Финляндии в школе учатся 12 лет. Среднее общеобразовательное обязательное и состоит из двух ступеней: нижней (с 1-го по 6-й класс) и верхней (с 7-го по 9-й класс). В 10-м, дополнительном и необязательном классе, можно улучшить оценки. После него есть два пути: поступить в профессиональный колледж или продолжить учёбу в лицее, это 11–12-е классы в общем понимании.
На примере Финляндии можно выделить основные характеристики современного образования:
Подобные универсальные формулы преподавания должны быть интегрированы в каждый предмет. Любая школьная активность развивает в ребенке одну или несколько подобных компетенций.
Простое копирование чужой системы невозможно и неэффективно. Для изменений в образовании нужны глубокие реформы с ориентацией на конкретные особенности локальной ситуации. Мы можем выделить общие моменты, которые реально внедрить уже сейчас:
Очень важно сделать школьное образование в России современным, качественным и доступным для всех граждан. Но не менее важно превратить школу из механической машины в гибкую систему, созданную для полноценного развития человека.
Автор: Марат Уметов
Фото обложки: moren hsu
Концепция непрерывного образования в течение жизни возникла ещё в начале прошлого столетия, в 60-е стала активно обсуждаться в академической среде, а уже начиная с 2000-х полноценно закрепилась в качестве новой нормы практически во всём мире. Сегодня развитие информационных технологий позволяет образованию быть не просто востребованным, но доступным. Всё это за счёт перехода в онлайн, масштабируемости и постоянной конкуренции между всё новыми и новыми игроками рынка. К слову, digital-образование стало привлекательной сферой для инвесторов — стартапы в сфере EdTech за 7 месяцев 2020 года привлекли $4.1 млрд. Рассказываем о том, как и чему учиться онлайн, а главное — вдохновляем на прокачку мозгов.
Раньше повышать свой профессиональный уровень было модно, но теперь стало просто необходимо. Мир меняется, информации вокруг становится всё больше, системы развиваются стремительно, а вместе с тем неуклонно возрастает и интерес к обучению. Люди всё больше осознают необходимость приобретения новых навыков внутри своей области (изучение вглубь) и освоения смежных дисциплин (изучение вширь), чтобы становиться более востребованными. В онлайне для этих целей существуют как узконаправленные курсы по специальностям (курс для преподавателей английского от Британского Совета), так и различные экспресс-тренинги или целые digital MBA, которые в основном создаются авторитетными консалтинговыми компаниями (например, существуют Академия PwC и Академия бизнеса EY) или крупными корпорациями (MBA от Mail.ru), но бывают и исключения.
Люди всё больше осознают необходимость приобретения новых навыков внутри своей области (изучение вглубь) и освоения смежных дисциплин (изучение вширь)
Более того, даже онлайн образование справляется с ролью социального лифта и инструмента наращивания социального капитала, потому что вокруг вебинаров, курсов, школ и академий складывается комьюнити, которое в будущем часто помогает в дальнейшем продвижении по карьерной лестнице или построении собственных проектов.
При этом многие компании делают ставку от обратного — обещают научить чему-то новому, помочь человеку освоить новую профессию или сменить траекторию пути. К таким компаниям можно отнести, например, Яндекс.Практикум или Нетологию.
Пик популярности дистанционного обучения выпал как раз на первую половину 2020 – во время пандемии появилось множество предложений (в том числе и бесплатных), начиная от получасовых вебинаров практически на любые темы и заканчивая полноценным высшим образованием с получением диплома магистра.
Доказано, что постоянная тренировка мозга и непрерывное обучение чему-то новому развивают нейропластичность, что в свою очередь тренирует мозг и помогает нам медленнее стареть. Учиться можно чему угодно — языкам, скорочтению, маркетингу или программированию, в конечном итоге важно другое: мозг может не только менять имеющиеся нейронные связи и создавать новые, но и выращивать сами нейроны. Это подтверждает концепция нейрогенеза.
Однако время с каждым годом становится всё более ценным ресурсом — тратить его на дорогу (особенно в мегаполисах) становится нерациональным, а сокращение издержек на аренду помещений и ограничение по вместимости уменьшает стоимость образовательных программ, поэтому учёба перетекает в онлайн.
Ещё некоторыми трендами, влияющими на развитие онлайн-обучения, являются персонализация учебного процесса, геймификация процесса и возможность создания полноценных симуляций, копирующих жизненные обстоятельства (например, курс GoPractice). Такие программы явно не очень просто было бы осуществить в офлайне.
Онлайн-обучение имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционным – отсутствие возрастных ограничений, гибкость во времени, возможность самому планировать учебный процесс, «точечное обучение», когда можно сделать акцент на том или ином курсе или предмете, доступность обучающих материалов, возможность одновременного обучения по нескольким программам, возможность получить контент из любой точки мира.
Учиться можно на российских платформах и зарубежных, при этом брать как платные курсы, так и осваивать бесплатные программы. Спектр предметов очень широк — от data-журналистики до международного уголовного права, от контент-маркетинга до микробиологии. Вот список популярных площадок на мировом рынке e-learning.
Предлагает обучение по сотне направлений университетов со всего мира. Coursera — это стартап в сфере онлайн-образования, основанный профессорами Стенфордского университета, он позволяет пройти полный интерактивный курс от ведущих вузов планеты, который преподается действующими профессорами этих учебных заведений. Большинство курсов бесплатны. Некоторые платные курсы также доступны без оплаты, но и без сертификата.
Конференции, организованные по лицензии некоммерческой организации TED. Они проводятся по всему миру, чтобы прогрессивные и талантливые люди могли встретиться, пообщаться друг с другом, обменяться знаниями и опытом. Записи коротких лекций и выступлений находятся в свободном доступе.
Бесплатные курсы по психологии, биологии, политологии, истории, математике и целому ряду иных дисциплин с доступом к списку занятий и рекомендованной литературы. Недостаток: у этого ресурса нет видео-курсов или презентаций по итогам изложенного в рамках лекций.
Огромная база видеоуроков на более чем 20 языках, все курсы разделены на отдельные уроки с возможностью просмотра каждого видео независимо от того, какой курс вы выбрали. Основной акцент сделан на видео как способе предоставления информации, материалов для чтения здесь нет.
Чтобы попасть в MIT (Массачусетский технологический институт — университет и исследовательский центр, расположенный в Кембридже, штат Массачусетс, из года в год занимающий только первые строчки мировых рейтингов вузов), люди со всего мира тратят множество денег и усилий. Впрочем, университет делится знаниями бесплатно и онлайн. Материалы доступны для скачивания с указанием структуры и продолжительности курса. Отлично подойдет тем, кто хочет попробовать себя в сфере технических и прикладных наук и не прочь заняться интенсивным самообразованием.
Здесь также есть разделение на курсы и уроки + возможность поиска страниц и групп в Facebook и на других сайтах для студентов, которые изучают этот же курс.
Learning Space: The Open University
Все материалы здесь разделены по возрастным и тематическим группам, лекционный материал можно загрузить с сайта на свой компьютер, а тематика предлагаемых курсов достаточно широка.
Carnegie Mellon Open Learning Initiative
Здесь для доступа к материалам обучающего характера придется создать свою учетную запись на сайте. Предполагается, что пользователь изучает материал самостоятельно, платы за обучение нет, но нет и инструкторов/преподавателей и экзаменов, которые надо сдавать.
На этом сайте регистрация не нужна, лекционный материал доступен в формате слайдов.
Не отстают и российские образовательные ресурсы. Крупнейшие EdTech-компании, занимающиеся онлайн преподаванием, согласно рейтингу РБК 2019 года, это Skyeng (онлайн-школа английского языка, которая с августа прошлого года также занимается преподаванием математики), «Нетология-групп» (образовательные курсы digital-профессий «Нетология» и онлайн-школа для детей и подростков «Фоксфорд»), MAXIMUM Education (онлайн дополнительное образование школьников), SkillBox (обучение digital-профессиям), «Учи.ру» (онлайн-платформа для школьного образования) и GeekBrains (образовательный портал по обучению digital-профессиям).
Многие государственные университеты теперь тоже начали предлагать дистанционное обучение, а по его окончании выдавать дипломы государственного образца – РГГУ, РГСУ, РЭУ им. Плеханова и многие другие. Можно с уверенностью сказать, что и российский рынок онлайн-образования развивается стремительно.
Ещё 20 лет назад получение полноценного образования такого типа было практически невозможным, а в наши дни оно составляет серьезную конкуренцию традиционной очной форме обучения.
Конечно, полученное образование в онлайне – это, в первую очередь, инвестиция в себя. Но главное даже не пассивные знания, а те навыки, которые можно сходу использовать на практике. Как говорил английский социолог Герберт Спенсер: «Великая цель образования – это не знания, а действия».
Автор: Марина Веринчук
Фото обложки: Vlada Karpovich
Хочешь изменить мир, но не знаешь, с чего начать? Начни с себя! С того, что ты читаешь, чем занимаешься, как относишься к себе и тому, что тебя окружает. Именно об этом наш журнал.
Мы проводим набор в команду, которая уже создала более 2000 материалов (среди них интервью с лауреатами премии «Оскар», музыкантами, собирающими Олимпийский, предпринимателями, поднимающими инвестиции в миллионы долларов, репортажи с крупнейших конференций и фестивалей, рассказы о проектах, влияющих на современное общество), провела десятки крутых мероприятий и сформировала комьюнити перспективных молодых ребят.
• авторов с широким кругозором
• дизайнеров и иллюстраторов
• фотографов, операторов и монтажёров
• ассистентов редакции
• корреспондентов
• маркетологов, SMM-менеджеров, PR-щиков
• программистов
Если ты любишь отслеживать тренды, писать, анализировать, искать информацию, фотографировать, создавать инфографику, организовывать мероприятия и общаться с людьми, то попробуй свои силы в медиа.
Никакого формализма, только деятельность в потоке.
Опыт не важен, важно желание развиваться.
Заинтересовался? Отправь готовое тестовое (если программист или ассистент, то запрос), портфолио или мотивационное письмо (если есть идеи, но не знаешь, кем именно хочешь быть) на почту thewallmagazine.ru@gmail.com и в течение пары дней получишь обратную связь. Если есть вопросы — пиши в телеграм Алине.
Удачи!
О ЛАБОРАТОРИИ
Лаборатория новых медиа — спецпроект Лаборатории журналистики, реализуемой в рамках направления Винзавод. Образование, проводимый с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов.
Новый проект «Лаборатория новых медиа» состоит из двух этапов: онлайн-курса и сессии-интенсива в Москве.
Онлайн-курс (1 октября — 15 ноября) разработан специально для Лаборатории: образовательный блок состоит из 16 лекций с практическими заданиями от экспертов, среди которых представители различных медиа, от продюсеров телекомпаний до YouTube-блогеров.
По завершении онлайн-курса эксперты Лаборатории отберут 15 лучших проектов для реализации в рамках сессии-интенсива в Москве. На сессии участники вместе с экспертами доработают свои проекты, пройдут дополнительный курс лекций и мастер-классов, а также смогут опубликовать материалы о своих работах на ресурсах Винзавода и партнеров Лаборатории.
ЭКСПЕРТЫ ПРОЕКТА
ТРЕБОВАНИЯ
УСЛОВИЯ УЧАСТИЯ
Обучение бесплатное.
ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА
ЭТАПЫ РАБОТЫ ЛАБОРАТОРИИ
Дистанционная часть:
Очная часть:
Присылайте заявки на почту opencall@winzavod.ru до 13 сентября.
Подробная информация о проекте — на сайте Лаборатории: https://labs.winzavod.ru/laboratoria-novyh-media
31 августа Культура в городе организует мастер-класс по каллиграфии от художников Степана Барнёва и Ильи Новожилова – ребят приглашают украсить своей каллиграфией не только рестораны и бары, но и университеты: теперь в РУДН есть целые аудитории с их работами.
На мастер-классе вы познакомитесь с инструментом под названием Cola pen – это инструмент, который можно сделать из материалов, доступных любому. С помощью него можно создавать как очень экспрессивные надписи, так и аккуратную, плавную каллиграфию.
На мастер классе вы научитесь:
Мероприятие пройдет в Центральной городской молодежной библиотекой им. М.А. Светлова.
Вход свободный, необходима регистрация.
28 августа в 18:30 и 19:30 Константин Агеев проведет мастер-классы по традиционной китайской каллиграфии. Константин не только востоковед, переводчик, преподаватель китайского языка и каллиграфии в Институте Конфуция РГГУ, но и руководитель школы ушу и цигун Багуадао.
На мастер-классе вы:
— научитесь правильно сидеть, дышать и держать кисть;
— познакомитесь с принципами традиционной китайской каллиграфии;
— узнаёте, что такое иероглиф для жителя Поднебесной;
— и, конечно, создадите что-то потрясающее своими руками.
Вход свободный, по регистрации.
Мероприятие организовано совместно с Институтом Конфуция РГГУ и Центральной городской молодежной библиотекой им. М.А. Светлова.
Светлая Музыка и Борис Гребенщиков представляют Четвертый Фестиваль всемирной музыки «Части света» 2020 в Юсуповском саду в Санкт-Петербурге 12 сентября, в разгар бабьего лета.
2020 год — год ограничений, но для музыки, как и прежде, нет преград: она прокладывает мосты и соединяет все части света воедино. В этом году вновь на сцене Фестиваля выступят яркие, самобытные музыканты, выбранные Борисом Гребенщиковым.
В программе легендарная и самая солнечная группа Санкт-Петербурга Markcsheider Kunst, недавно выпустившая новый альбом Freedom; армянское джазовое трио Цвет Граната (под этим названием названием скрываются три хорошо знакомых петербуржцам виртуоза: Владимир Волков, Владимир Шуляковский и Виталий Погосян); предводительница современного гусельного возрождения Ольга Глазова; этно-электронные OYME с музыкой и песнями финно-угорских народов мокша, эрзя и шокша. Список музыкантов пополнится еще несколькими именами, а завершится Фестиваль традиционным выступлением группы Аквариум.
Без интернационального колорита никуда: на площадке гостей ждут международная ярмарка, мастер-классы по танцам разных народов и игре на музыкальных инструментах, лекции о путешествиях, детская зона и кухни народов мира.
Фестиваль пройдет с ограниченным количеством посетителей и с соблюдением всех рекомендаций Роспотребнадзора. Правила посещения мероприятия вскоре будут опубликованы на официальном сайте Фестиваля. Билеты можно приобрести по ссылке.
Присоединяйтесь к официальной странице события VK и до встречи на фестивале!
Вам знакомо ощущение, что вы недостойны места, которое занимаете? Что все успехи в вашей жизни – череда случайностей? Что однажды все поймут, что ошиблись в вас, и легко заменят на другого человека? Это постоянное сомнение в своих способностях не просто давит, оно разрушает изнутри. В психологии такое душевное состояние называется “синдром самозванца” (или “синдром мошенника”), оно характерно тем, что ваши реальные успехи и достижения не стыкуются с “Я”-концепцией. Откуда такие мысли и как с ними бороться — предмет наших сегодняшних рассуждений.
Пусть у вас будет PhD из Гарварда или 3 Оскара, без должной проработки своих установок вы, если вы страдаете синдромом самозванца, скорее всего, всё равно будете преуменьшать свои заслуги и излишне скромничать в разговорах с коллегами. Даже если ваши успехи неоднократно подтверждены прошлым опытом, выражены в цифрах и отражены в документах, всё равно внутри постоянно может появляться ощущение, что всё это совершенно незаслуженно и вас скоро разоблачат. Такая когнитивная ошибка часто связана с комплексом перфекциониста (или комплексом отличника), когда человек ставит перед собой амбициозные цели, но, даже добиваясь их, остается недоволен результатом.
Термин «синдром самозванца» был впервые упомянут учёными Паулиной Кланс и Сьюзен Аймс в 1978 году в статье «Синдром самозванца у женщин с высоким уровнем достижений: динамика и терапевтическая интервенция». Чуть позже социологи Джессика Коллетт и Джейд Эйвелис в своих исследованиях пришли к выводу, что синдром самозванца у женщин встречается гораздо чаще, чем у мужчин. Вообще, синдром самозванца присущ умным и талантливым людям, ведь они постоянно сомневаются в себе и непрерывно завышают собственную планку, но всё же, согласно исследованию, именно женщины в 4 раза реже мужчин просят о повышении.
Синдром самозванца не фигурирует в Международной классификации болезней МКБ 10 и DSM 5 как психическое отклонение, однако, по данным исследований, 70% людей сталкивались с ним. Это не заболевание, а всего лишь черта характера и когнитивное искажение сознания, однако именно оно способно привести к реальным заболеваниям — депрессии, повышенному уровню тревожности и самосаботажу. А это уже последствия, из-за которых значительно снижается качество жизни.
Ответ прост — из детства (почти как и все иные проблемы психологического характера). Именно в детском возрасте мы учимся взаимодействовать с людьми, оценивать их реакции и осознавать свои эмоции. Обычно существуют две модели семьи, при которых есть риск, что ребёнок вырастет “самозванцем”. Первая — если у ребенка не было поддержки родителей, его не хвалили, требовали постоянно большего, часто ругали и приводили кого-то в пример, то и, повзрослев, он будет сомневаться в своих способностях. Вторая ситуация — это когда в детстве ребёнка перехвалили: для родителей он был самым умным, талантливым, гениальным творцом и просто неподражаемым оратором, хотя сам он уже тогда начал понимать, что родители необъективны, а поощрения не заслужены. В обоих случаях потом очень сложно доказать себе, где справедливая оценка личностных качеств, а где нет.
Ещё один момент из детства, о котором пишет психоаналитик Манфред Кетс де Вриес, заключается в том, что дети, склонные к синдрому самозванца, растут в семьях, в которых родители постоянно говорят им о важности достижений, но при этом не уделяют достаточного внимания передаче человеческого тепла. Такие дети думают, что родители будут обращать на них внимание, только если они будут добиваться успеха. В итоге, мы имеем то, что имеем — взрослых неуверенных в себе трудоголиков. Как и многие психологические проблемы, синдром самозванца формируется в детстве.
Валери Янг в своей книге «Тайные мысли успешных женщин: почему способные люди страдают от синдрома самозванца и как процветать, несмотря на него» разбирает синдром самозванца и добавляет к нему деталей, описывая различные виды самозванцев и их поведение:
Эксперт
Проявляется в испуганном отрицании своей принадлежности к категории экспертов. Состояние связано с постоянным ощущением необходимости узнать больше и сделать лучше. Оно может привести к ощущению того, что человек не заслуживает своего рабочего места.
Перфекционист
Перфекционизм лежит в основе ощущения, что человек мог бы (и должен был бы) сделать лучше. Неважно, насколько хорошо выполнена задача, комплименты не принимаются, достижения не празднуются. Уверенность в себе у такого вида самозванцев не вырабатывается, но оно и понятно.
Супермэн
Супермэны — это люди, не перестающие работать и берущиеся за все задачи, которые только существуют вокруг. Такой трудоголизм – это сигнал того, что не реализована потребность внешнего одобрения. Можно преодолеть лишь сформулировав собственную, внутреннюю меру успеха.
Природный гений
Успех — не результат труда, а логическое следствие обладания некими природными данными. Тенденция к смехотворно завышенным ожиданиям усиливается из-за ожиданий, что человек сможет сделать что-то с первого раза – идеальный рецепт для появления чувства неадекватности и неудачи, особенно в сложных областях.
Ярый индивидуалист
Требует выполнения всех задач в одиночку, практически никогда не ищет помощи. Проекты оцениваются с точки зрения их требований, личные потребности приносятся в жертву в угоду требованиям проекта.
Обычно творческие люди или менеджеры, пытающиеся решать сложные задачи люди, в наибольшей степени подвержены страданиям от синдрома самозванца. Ведь, на их взгляд, всегда можно сделать “лучше”, “быстрее”, “правильнее”.
Дейл Карнеги рекомендовал вести счёт только своим удачам, неудачи же игнорировать, психолог Кэрол Дуэк советует сосредоточиться на самосовершенствовании и обращать внимание на процесс, а не на результат, Милтон Эриксон считает, что можно «притворяться» мастером какого либо дела и в процессе справляться с этим делом.
Чтобы бороться с заниженной самооценкой, которая реально отравляет жизнь, есть несколько практических способов:
1. Составить список своих достижений и обращаться к нему, как только вы начинаете сомневаться в своих способностях.
2. Общаться с теми людьми, которые по-настоящему ценят вас и в нужный момент помогут дать отпор внутреннему «самозванцу». Попробовать понять, есть ли в вашем окружении токсичные люди, которые подрывают вашу уверенность в себе, и если есть возможность, то минимизировать общение с ними.
3. Позволить себе немного снизить планку. Не «Отлично», а «Хорошо» будет вам помогать бороться с комплексом перфекциониста. Будьте великодушны к себе, прощайте себе неудачи. Никто не идеален. Если же страхи никуда не уходят, а простить себя — непосильная задача, то советуем обратиться к психотерапевту. Возможно, помимо синдрома, вас мучают иные страхи, которые лучше проработать со специалистом.
4. Не равняться на других, соревноваться только сами с собой. Даже если вы иногда будете проигрывать – это бесценный опыт, который позволит вам расти дальше. Ведите дневник, в котором каждый день будете отмечать свой прогресс. Гарантируем, что уже к концу месяца к своим успехам вы начнёте относиться с большим уважением.
5. И самое важное: помните, что если у вас есть синдром самозванца, то вы, скорее всего, не самозванец. Да, парадоксально, но люди, которые не могут грамотно оценить компетентность других и свою собственную, скорее подвержены эффекту Даннинга-Крюгера (это когнитивное искажение, заключающееся в том, что люди, имеющие низкий уровень квалификации, делают ошибочные выводы, принимают неудачные решения, они неспособны осознавать свои ошибки в силу низкого уровня своей квалификации — прим. ред.), а не страдают от синдрома самозванца.
Действительно высококвалифицированные специалисты и талантливые люди склонны занижать оценку своих способностей и страдать недостаточной уверенностью в своих силах, считая других более компетентными. Если вы в их числе, то, может, нужно обрадоваться? Ведь если бы вы были некомпетентны, таких мыслей у вас просто бы не возникало.
Автор: Марина Веринчук
Источник обложки: Ron McClenny
Большинству людей знакомо отсутствие желания работать или вообще делать что-либо. И нет, это не депрессия, ведь что-то мы делаем с удовольствием, а к чему-то ну никак не можем приступить. Этот порок ничто иное, как лень, которая отдаляет нас от достижения целей. «Некий путешественник, повидавший много стран и народов и несколько частей света, будучи спрошен, какое свойство людей он находил повсюду, сказал: все они склонны к лености», — писал Фридрих Ницше в своей книге «Шопенгауэр как воспитатель». Разбираемся, что есть лень и прокрастинация и как же заставить себя меньше лениться.
В психологии лень — это сопротивление. Она возникает, когда появляется противоречие намерений нашим истинным потребностям. Другими словами, если деятельность человека соотносится с его актуальной потребностью, он просто действует, чтобы удовлетворить её. Пример из первобытных времен: человеку нужна была еда – он шёл на охоту, чтобы добыть мяса, нужно жилье, чтобы согреться и выжить – строил его.
Психоаналитик Эрих Фромм писал в «Здоровом обществе»: «Лень — это далеко не нормальное качество, это симптом психопатологии. Поистине одна из худших форм душевных страданий, человека — это скука, незнание, что делать с собой и со своей жизнью», — стало быть, лень — это отсутствие цели или наличие фальшивой цели, не имеющей истинной ценности и актуальности.
В современном мире все чаще встречается термин “прокрастинация”, который связан с откладыванием дел. Лень и прокрастинация — схожие понятия, оба слова означают нежелание выполнять задачу в данный момент. Однако лень — личностное качество, прокрастинация — ситуативное поведение. Оттягивание выполнения работы — не изъян характера, его вызывает отсутствие мотивации в настоящее время.
Итак, мы живем во времена технологий и информационного шума. Ежедневно мы пользуемся социальными сетями, смотрим Ютуб, с помощью которых убиваем время и получаем от этого эфемерное удовольствие. Даже просмотр обучающих или научных видео на первый взгляд кажется полезным делом, но это не всегда является тем, что приближает нас к нашей настоящей потребности. Проводя время в Инстаграмме или Ютубе, получая каждый раз дозу дешёвого дофамина, люди чувствуют себя лучше, но, к сожалению, в конечном итоге снова оказываются перед тем фактом, что с мертвой точки так и не сдвинулись.
Чем дольше дети сопротивлялись искушению, тем лучше справлялись с жизненными задачами в будущем
Во второй половине XX века психолог Уолтер Мишель провел “Зефирный эксперимент”, посвященный исследованию отсроченного удовольствия. Эксперимент заключался в том, что ребенку предлагалось съесть одну зефирку сразу или же получить награду в двойном объёме, если он будет терпеливо ждать ее в течение 15 минут, во время которых экзаменатор покидал комнату. Затем, наблюдая за жизнью взрослеющих детей, было выявлено следующее: чем дольше они сопротивлялись искушению во время эксперимента, тем лучше справлялись с жизненными задачами в будущем.
В повседневной жизни мы сталкиваемся с таким же “испытанием” — можем отвлечься на очередное видео в ТикТоке или залипнуть в видеоигру, получив мгновенное удовлетворение потребности в развлечении либо идти работать над существенными делами, достигая результата, который порадует гораздо больше, так как он будет долгосрочным, а не мимолетным.
1. Легкодоступный дофамин
Исследуя участок мозга, отвечающий за реакцию страха, учёным удалось нащупать неизученную область удовольствия по случайности неточно вживив электрод в мозг крысы. Каждый раз после очередного удара током подопытное животное возвращалось в то же место клетки, где она получала очередной электрический разряд. Сразу стало ясно, что животное ощущало желание повторить тот же опыт. Спустя некоторое время нейробиологи обнаружили корреляцию поведения крыс в эксперименте и человеческих желаний и зависимостей в повседневной жизни. Каждый раз, когда человек скроллит ленту в социальных сетях, в его мозге стимулируется область удовольствия, он получает дозу легкодоступного дешевого дофамина, ради которого не нужно прикладывать существенных усилий.
2. Мечты
Человеку свойственно тяготение к мечтам, которое имеет как плюсы, так и минусы. Говоря о положительном назначении фантазий, можно сказать, что это своего рода мотивация, так как мы представляем желаемый результат у себя в голове, который вдохновляет на действия — именно поэтому мечтать не вредно. Главное не злоупотреблять и понимать, что мечта — это пассивная форма достижения цели, витание в облаках. Нам нравится это делать, ведь на это не нужно тратить энергию и силы, но при этом мы имеем образ желаемого итога в голове и довольствуемся этим мнимым продвижением вперёд. Нужно иметь в виду, что подобные грезы не только тормозят процесс развития, но и подрывают решимость к действию.
Это порочный круг: чувствуя стресс, вы оставляете еще больше невыполненных дел и ощущаете подавленность
3. Реакция на стресс
Люди всегда испытывают стресс, когда возникают неблагоприятные изменения. Когда человек находится в таком состоянии, он не в силах быстро собраться и сосредоточиться на важных делах. В итоге он откладывает их на момент, когда все “стабилизируется” и затем чувствует еще больший стресс от того, что оставил задачи невыполненными. Это порочный круг: чувствуя стресс, вы оставляете еще больше невыполненных дел и ощущаете подавленность.
4. Низкий уровень энергии и недостаток концентрации
В XXI веке это очень распространённая проблема, особенно для тех, кто ведет нездоровый образ жизни. Сбитый режим сна, переедание, трата времени впустую способствуют понижению энергии и концентрации. Необходимо понять, что именно влияет на ваш низкий уровень работоспособности и активности, пробовать экспериментировать над этим изъяном. Помимо этого, отсутствие четких целей ведет к понижению концентрации, ведь мозг не понимает к чему стремиться и продолжает стагнировать.
5. Социальные сети
Во время сна наш мозг перезагружается, отдыхает от информационного шума, фильтрует его, выбрасывая из головы ненужную информацию. Стоит задуматься, сколько времени мы уделяем просмотру ненужных материалов из ленты, которые засоряют наш мозг и мешают нормальной умственной деятельности. Из-за того что удерживать внимание на развлекательных видео и скроллинге ленты легко, концентрация снижается и становится сложнее направлять внимание на действительно важные вещи.
Дисциплина гораздо важнее мотивации
Мотивация — это то, что подталкивает к действию. Дело в том, что мотивация краткосрочна. Если её не подпитывать дисциплиной и действиями, ведущими к достижению цели, то она бесполезна. Самое главное и надёжное — план. Прежде чем построить дом, архитектор проектирует его, рисует до мельчайших подробностей, так как из-за ошибки здание может рухнуть. К сожалению, люди не склонны к составлению плана, а тем более к его детализации. Одна из причин отказа от плана — опять же лень и такие мысли, как “будь, что будет”. Вторая причина — поскольку в плане формулируются не только критерии успеха, но и провала, человек старается избежать такого исхода и останавливается еще тогда, когда начало даже не было положено. Составление плана поможет соблюдать дисциплину, если каждой отдельной задаче отводить определенное время.
Мотивация краткосрочна. Если её не подпитывать дисциплиной и действиями, ведущими к достижению цели, то она бесполезна
Эффект Зейгарник
Согласно эффекту Зейгарник человек запоминает прерванные действия лучше, чем завершенные. Из этого снова вытекает необходимость плана, а если точнее, разбиение одной задачи на мелкие подпункты. Это способствует запоминанию маленьких незавершенных шагов. Сделав большие задачи менее объемными и сложными, вы будете испытывать непрерывный поток прогресса в достижении желаемого.
Ограничиваем доступ к социальным сетям
Использование приложений, блокирующих развлекательные ресурсы — это один из самых простых способов сосредоточиться на работе. Существует множество программ для ограничения времяпрепровождения в социальных сетях, например, Freedom или Self-control.
Тайм-менеджмент
Хороший тайм-менеджмент способствует продуктивности и минимизации стресса. Тайм-менеджмент — это самоуправление, при котором упор делается на расстановке приоритетов. Это навык планирования, подготовки и оценки времени для повышения эффективности работы. Стоит сесть и подумать, что действительно важно, а что второстепенно, сколько времени уделить конкретному делу. Чтобы лучше структурировать градацию важности и срочности задач, воспользуйтесь матрицей Эйзенхауэра, поделив свои задачи на четыре группы:
Мы можем вдохновляться каждый день, изучать что-то новое, но главное не то, что в наших фантазиях, а то, что происходит на самом деле и какие действия предпринимаются для достижения цели. Прокрастинация — это в первую очередь неопределенность, незнание своих целей и желаний. Именно поэтому так важно определиться со своими приоритетами и тем, чего вы хотите на самом деле, чтобы справиться с ленью и чувством опустошённости.
Автор: Полина Долгова
Источник обложки: Kelly Sikkema
Эксперты из разных областей искусства попытались ответить на вопрос — что будет с культурой и искусством после пандемии? В разговоре о перспективах развития культуры и искусства приняли участие Ирина Апексимова, Кирилл Крок, Марина Брусникина, Игорь Бутман, Сергей Жилин, Дмитрий Ханкин и другие ведущие представители разных культурных областей.
Документальный фильм «АRТtalk. Искусство после» — отражение идей, затронутых на Первой международной конференции «Искусство после», которая прошла в онлайн формате на платформе arttalk.art.