Галерея «Триумф» представляет персональную выставку Анки Ахалая «Прозрачно будет небо поутру». В своих работах художница обратилась к теме сновидений, стремясь визуализировать эмоции, испытываемые от переживаемого во сне.
Тема, которая существует в искусстве с древнейших времен, получила в творчестве Анки оригинальное воплощение. В течение нескольких лет художница вела дневник, в который записывала свои сны. Когда текстовый формат исчерпал свой потенциал, она почувствовала необходимость дополнить его визуальными образами. Желание масштабировать записи и графические скетчи подтолкнуло ее к идее печатать фрагменты дневников на тканях. Анку вдохновляют мягкие природные формы и естественные цвета, а ее живопись создает ощущение телесности.
Адрес: Ильинка, 3/8, стр. 5
Удаленная работа — это когда не нужно вставать в шесть утра и погружаться в зомби апокалипсис метрополитена, когда сам выбираешь дресс-код и планируешь свой день. Период пандемии стал переломным моментом для офисных клерков. Кабинет заменила квартира, кухонный стол трансформировался в рабочий, а классику подменили пижама в клетку и шерстяные носочки. Но есть и трудности, с которыми столкнулись управляющие и подчиненные.
Первое, с чем сталкивается удаленщик — организация рабочего пространства. Куда забиться поработать? В детской между паровозиком и тедди? А может в гостиной под «Давай поженимся»? Да, не всем хватает жилой площади для обустройства рабочего кабинета. И очень важно найти свой тихий, хорошо освещенный, с доступом к розетке уголок.
Следующее с чем сталкивается человек на удаленке — относительная свобода. Над тобой больше никто не стоит. Да, контроль остается, но его совсем не сложно обойти. Из чего получается, что начало рабочего дня может сдвинуться на несколько часов вперед, а его окончание перешагнуть и полночь. Вклиниваются миллионы перерывов и ощущается несобранность. Вылезают наружу проблемы с тайм менеджментом. Многие даже сталкиваются с потерей мотивации.
Очень важно разграничивать работу и быт. И это нужно объяснить как себе, так и близким, проживающим в одной квартире с вами. Если ты работаешь онлайн, писать отчет и параллельно варить пельмени нельзя. И нет, пока загружается программа, не нужно бежать пылесосить. Время для работы — это время только для работы. Часы проведенные за одним занятием, куда более продуктивны тех, в которых включена многозадачность и расфокус.
Да, как работодатели, так и сотрудники в большинстве своем нуждаются в обучении и адаптации к удаленной работе. Перед одними стоит задача настроить бизнес на прибыльный и эффективный лад, перед другими — комфортно для себя строить карьеру в онлайн-сфере. По мере появления этих запросов родился термин «EdTech», означающий индустрию education technology. Это немного глубже, чем просто онлайн-образование. EdTech включает в себя цифровые инструменты, которые помогают обучаться эффективнее. На рынке появляются платформы как для получения образования в конкретной онлайн сфере, так и для корпоративного обучения. Недавно, например, состоялся запуск образовательной IT-платформы Todoo, на которой можно освоить онлайн профессии. Ее особенность — в содействии при трудоустройстве в крупнейшие компании России.
Это один из проектов, который помогает как освоить новые онлайн-профессии, так и научиться адаптироваться под новые условия удалённой работы, правильно распределять своё время. А это, в свою очередь, способно предупредить выгорание, с которым многие столкнулись с переходом на удаленку. Поэтому не стоит игнорировать образовательные инструменты, ведь навыком эффективной работы из дома, еще нужно овладеть.
Автор: Кристина Сибирякова
7 декабря выдающийся американский психолог, автор «трехкомпонентной теории любви» Роберт Стернберг, проведет бесплатную онлайн-лекцию в Высшей школе «Среда Обучения».
Роберт Стернберг знаменит тем, что вывел свою «формулу идеальной любви», которая состоит из трех компонентов: близости, страсти и обязательств. Сегодня психологическая концепция Стернберга широко используется во всем мире.
В трехкомпонентной теории любви автор раскрывает феномен любви и процесс формирования любовных отношений.
На эти и другие вопросы Роберт Стернберг ответит в ходе мероприятия. Лекция поможет зрителям разобраться в собственных отношениях и увидеть пути их эволюции и трансформации.
Мероприятие состоится в рамках проекта «ВСреде». Лекция пройдет на языке спикера с синхронным переводом. В конце слушатели смогут задать вопросы Роберту Стернбергу.
Бесплатно зарегистрироваться можно на сайте проекта.
Люди стали меньше спать. Бешеный темп требует большей эффективности. В древности лишение сна было одной из самых жестоких пыток, в современном мире мы уменьшаем количество, а иногда и лишаем себя полностью сна добровольно.
Порой кажется, что сон — это потеря времени, ведь столько в мире всего неизученного: Stories в Instagram, новые сериалы, цепочкой открывающиеся статьи Википедии. Но пока мы спим, организм продлевает нам жизнь. Он уходит в энергосберегающий режим, восстанавливается и переваривает все, что произошло с ним за часы бодрствования. Мышцы тела расслабляются, замедляется дыхание, снижается давление. Во время сна меняется гормональный фон: на арену выходят мелатонин и соматотропин. Мелатонин — главный противник гормона стресса кортизола, снижает уровень тревожности, а также является антиоксидантом. Соматотропин — гормон роста, отвечает за обновление организма и регуляцию обмена веществ.
Чем может обернуться хронический недосып для организма? Этот и другие «сонные» вопросы мы задали президенту Российского общества сомнологов, профессору, доктору медицинских наук, заслуженному врачу РФ Роману Вячеславовичу Бузунову.
По каким системам организма «бьёт» недосып?
C первого же дня недосыпание сказывается на качестве жизни и психологическом состоянии человека. Беспокоят раздражительность, снижение концентрации, ухудшение оперативной памяти, плохое настроение. Со временем, через несколько недель или месяцев недосыпания — начинает явно страдать психика. Хроническое недосыпание в 10 раз повышает риск депрессии и в 17 раз увеличивает риск тревожного расстройства. Кроме того, оно повышает вероятность потребления психоактивных веществ.
Несколько лет недосыпа могут привести и к физическим последствиям. Повышается риск гипертонии, диабета, болезней сердца.
Всем ли нужно стандартные 8 часов сна или каждый организм индивидуален? Есть ли «правильное» время для сна?
Большинству людей действительно требуется 7-8 часов сна в сутки, но индивидуальный разброс потребности во сне может составлять от 4 до 12 часов.
Идеального времени отбоя-подъема тоже не существует, точнее, для каждого человека он свой. Все люди делятся на хронотипы: совы, жаворонки, голуби. Последние относятся к дневному типу. Им комфортно просыпаться чуть позже жаворонков, а отходить ко сну раньше сов, примерно к 23.00. Хронотип — генетически обусловленное свойство, то есть поменять его на протяжении жизни невозможно.
Совы, жаворонки и голуби: какой биоритм ближе к здоровому?
Все 3 хронотипа являются здоровыми — при условии, что человек может жить в соответствии со своим хронотипом. Проблемы начинаются тогда, когда следовать своим природным предпочтениям становится невозможно.
Если человек-сова ложится поздно и встает поздно, то это его природный оптимум. А вот если сова будет пытаться ложиться и вставать рано, то это уже будет конфликт с его природой! Он будет испытывать примерно те же сложности и последствия, что и человек с другими циркадными расстройствами, например, сменным графиком работы или частыми перелетами.
С этих позиций совы — наиболее уязвимый хронотип. Именно они чаще всего вынуждены коверкать свои естественные ритмы в угоду социуму. Ведь общество живет по законам жаворонков…
Есть ли польза в дневном сне?
Если человек недосыпает ночью, то короткий дневной сон может быть ему полезен. Оптимальная длительность дневного сна 15-20 минут, и завершать его желательно не позже 15-16 часов дня, чтобы не было проблем с засыпанием ночью. Такой короткий сон помогает освежиться и поддержать работоспособность до завершения дня.
Сон в большом городе. Какие средства улучшат качество сна в условиях круглосуточного городского шума?
Некоторые люди включают на ночь звуки природы или успокаивающие мелодии, которые «перебивают» другие, раздражающие источники шума. Есть такое устройство как генератор белого шума. Этот прибор создает монотонный звук, похожий на шум радио, включенного между станциями. Особенность белого шума в том, что он приглушает другие звуки, поэтому он часто используется для создания тишины в спальнях.
Как избавиться от бессонницы?
Это зависит от срока давности и причины бессонницы. Иногда это возможно самостоятельно. К примеру, острые бессонницы (сроком существования от 1 дня до 3 месяцев) бывают вполне отзывчивы к простым мерам самопомощи:
В течение 2-3 недель, если указанные рекомендации аккуратно выполняются, здоровый сон обычно восстанавливается.
Если самостоятельно избавиться от бессонницы к этому сроку не удалось, рекомендуется обратиться к сомнологу.
Почему снятся кошмары и можно ли от них избавиться?
Кошмары чаще всего бывают спровоцированы стрессовой ситуацией, перегрузкой нервной системы и другими подобными факторами. В перечисленных случаях избавиться от них эффективно помогают простые меры: регулярная физическая активность, борьба со стрессами, по показаниям — прием успокоительных препаратов.
Иногда кошмары исходят из более серьезных причин: психических или неврологических. С подобными ситуациями лучше обратиться к врачу.
Как самостоятельно наладить режим сна?
Действовать надо следующим образом:
Налаживание сбившегося режима сна — это работа, которую за человека никто не сделает.
Автор: Настя Шепотько
«Молодежь Москвы» приглашает студентов принять участие в мероприятиях, посвященных 80-летию Битвы под Москвой: эксперты и звезды расскажут об исторических фактах, проведут экскурсии и познакомят с историей в игровой форме. C 27 ноября по 12 декабря для участников организованы:
Цикл из тридцати видео-лекций «Истории, о которых важно помнить», в которых приглашенные эксперты расскажут о ключевых этапах битвы, а также обсудят театр, поэзию и кино в период ВОВ: лекции читает историк Артем Драбкин вместе с шоуменом Сергеем Мезенцевым, актрисой Маргаритой Аброськиной, ведущей Вероникой Романовой и блогером Аленой Васильевой.
Онлайн и офлайн-экскурсии «Они сражались за Москву». Студентов ждут четырнадцать онлайн-путешествий по местам боевой славы Западного и Калининского фронта, а также в Музей Обороны Москвы вместе с музыкантами Антохой MC и Петром Дрангой. А также пятнадцать офлайн-экскурсий в областные и региональные музеи: Музей Калининского фронта, Музей 28 героев панфиловцев, Ленино- Снегиревский военно-исторический музей, Тульский областной краеведческий музей, Калужский городской музей боевой славы и в Наро-Фоминский историко-краеведческий музей. Экскурсии доступны по предварительной записи в приложении «Зачетная Москва».
Онлайн-концерт «Битва под Москвой» с отбором участников во второй сезон конкурса песни «Большая история». Принять участие в отборе можно в официальном паблике проекта.
Тематические офлайн-квесты «1941-й. Битва за Москву», с возможностью побывать в настоящем блиндаже и бункере, а также онлайн-квесты в чат-боте Telegram.
Интеллектуальные тесты в приложении «Зачетная Москва», где каждый сможет проверить свои знания.
Онлайн-чемпионат «Кибербитва за Москву» — мемориальный кубок по киберспорту по дисциплине World of Tanks и призовым фондом в 150 00 рублей. Популярные стримеры приглашают принять участие, а также организуют трансляцию финального турнира и рассказывают о первом контрнаступлении Красной Армии.
Подробное расписание мероприятий, трансляции лекций и запись на события доступны на официальной странице проекта. Мероприятие состоится в формате covid-free: допускаются только участники с QR-кодом зарегистрированным на Госуслугах.
Когда? с 27 ноября по 12 декабря
27 ноября 2021 года экологичный бренд Ecoolska предоставит на благотворительный аукцион апсайклинг-коллекцию, созданную дизайнером Ольгой Сказкиной .Лоты представлены в двух видах: апсайкл-луки, произведенные из одежды секонд-хенда и в цифровом формате NFT, размещенные на площадке Opensea.
Проект Ecoolska ориентирован на привлечение внимания к глобальной проблеме перепотребления и загрязнения окружающей среды отходами модной индустрии. Для решения этой проблемы возник апсайклинг — новый вектор экологической моды, который подразумевает повторное использование б/у вещей, творческий подход в их переделке с частичным сохранением оригинальной формы. Ecoolska применяет циркулярную модель, в которой одежда обретает новую жизнь, её владелец носит уникальную вещь, природные ресурсы сэкономлены, объемы отходов снижены, а пластика в океан попадает намного меньше.
Все вырученные средства пойдут на благотворительные цели по прямой ссылке фондам. Лоты можно будет посмотреть заранее, пройдя предварительную регистрацию на странице аукциона.
Победители не только помогут людям и природе, но и получат возможность интересно, весело и плодотворно провести день на производстве бренда Ecoolska с дизайнером Ольгой Сказкиной и принять участие в создании будущей весенней апсайклинг-коллекции 2022 года.
Когда? с 27 ноября в 12:00 по 28 ноября до 12:00 на сайте бренда.
Приглашение можно скачать на сайте бренда .
Здесь ссылка на сайт аукциона.
«Ментальное здоровье» — термин, который плотно вошел в нашу жизнь. Популярнее него можно считать лишь фразу «я в моменте». По какой причине эта проблема ворвалась в нашу жизнь, в чем причины популярности тем про ментальное здоровье, каково влияние социальных сетей на эмоциональное состояние пользователей и многие другие вопросы эксперты и блогеры обсудили на паблик-токе, который организовал ЦСИ Винзавод в рамках параллельной программы конкурса «Твой взгляд».
Среди приглашенных экспертов выступала руководитель Meta по связям государственными организациями в России Ульяна Зинина, блогер и ведущая Таня Старикова, психолог YouTalk Лилия Радюшкина, креатор, историк моды и искусств Чума Вечеринка, эксперт Союза охраны психического здоровья и психолог YouTube-проекта «вМесте» Ольга Никитина, автор книги и телеграм-канала «Цифровой этикет» Ольга Лукинова, главный редактор MOSNOW и сооснователь КБ «Черное» Катя Агранович.
На самом деле, если капнуть немного глубже, проблемы с ментальным здоровьем были всегда, однако в потоке бурного движения жизни далеко не каждый из нас останавливался и спрашивал сам у себя: «Как же я себя сейчас чувствую: мне больно, мне обидно, я эмоционально выгорел или лишь прикрываюсь этим состоянием?». Однако именно «ковидные» времена притормозили наш нескончаемый поток дел и телодвижений — мы остановились (как в прямом, так и в переносном смысле). И, когда слушать телевизор стало невыносимо, люди стали слушать себя, свои чувства и переживания. Именно в то время, многие впервые обратили внимание на проблему ментального здоровья.
Период первой волны пандемии морально давил на каждого заточенного в четырех стенах. И положительное использование социальных сетей выражалось не только в том, что люди стали заниматься спортом в домашних условиях (потому что «упор лежа на спине» дал о себе знать). По словам Лилии Радюшкиной, именно благодаря социальным сетям и интернету в целом, большее количество людей стали обращаться за услугами психологов, задумались о своем ментальном здоровье. Спрос и частота обращений россиян за помощью в данной сфере выросли в десятки раз.
Этот замысловатый термин подразумевает единицу внимания — каким бы оно ни было. В детстве мы находили их в любви, объятиях и словах. С возрастом потребности остались на прежнем уровне, но теперь мы стали искать эти самые поглаживания в лайках, репостах и комментариях в социальных сетях. Мы проявляем себя, ожидая одобрения, восхищения и реакции со стороны подписчиков.
Это пример положительных психологических поглаживаний, но бывают и отрицательные — получение внимание по-плохому: через непослушание и отрицательное поведение. Тому пример провокаторы, которые пишут негативные комментарии под постами в социальных сетях.
Изоляционный период подчеркнул сложность разделения общения в сети и в реальной жизни. Пример тому Таня Старикова: «Я не разделяю онлайн и реальность — в этом нет смысла. Это лишь другой формат общения. Наша главная задача — научиться отсекать тот негатив, который порой адресован вам в социальных сетях. Необходимо заниматься собой, своими чувствами и восприятием».
Мнение Тани поддержала и Чума Вечеринка: «Мне крайне сложно разделять онлайн и оффлайн реальность. Второе мне дается гораздо тяжелее, потому что поток людей в вашей жизни в реальности и в социальных сетях воспринимается по-разному. Как правило, мы не ощущаем на себе большие цифры просмотров и лайков, но, если вы встретите всех своих подписчиков вживую, вы крайне удивитесь».
Когда мы говорим о социальных сетях, нельзя не затронуть тему кибербуллинга. Именно с ней регулярно сталкиваются 2/3 людей. Буллинг как в Интернете, так и вживую крайне похожи: буллят вас, или же вы сами являетесь источником травли, находитесь вы рядом и пытаетесь помочь или же не вмешиваетесь — в любом случае вы страдаете от этого. Нет также и особого различия, когда от злости бьете кулаками стену или же пишите плохой комментарий — вы являетесь источником негатива.
Во время пандемии люди стали проявлять негатив из-за неопределенности и страхом перед будущим. И кибербуллинг стал «отдушиной» для таких людей. Непохожесть между всеми нами — это тот признак, который побуждает людей проявлять свой негатив. Однако, если мы начнем замечать нашу схожесть между собой, мы сумеем выстроить комфортные отношения.
Instagram — вовсе не источник всех наших переживаний и «бед». Напротив: охрана ментального здоровья пользователей — это одна из главных целей Meta-сообщества. О психических и психологических расстройствах в России говорить не принято, но благодаря различным функциям внутри социальных сетей, мы преодолеваем эту проблему. Не так давно в Instagram появилась функция «Гиды», посвященная проблемам ментального здоровья, домашнего насилия и противодействию буллинга. Она объединяет людей, ищущих помощи, а также тех, кто готов оказать помощь. Эта функция была запущена совместно с несколькими экспертными организациями, среди которых: благотворительный фонд «Нужна помощь», «Галчонок» и «Насилию. нет». Гид позволяет узнать то, как стоит вести себя в трудные моменты жизни, помогает принять и проработать свои чувства, а не отказываться от них.
Среди самых полезных функций Instagram, которые могут помочь каждому пользователю, можно отметить:
Функция Levis — позволяет ограничивать комментарии и запросы в личные сообщения;
Hide&Word — помогает фильтровать оскорбительные запросы в личных сообщениях по определенному слову. Более того, вы самостоятельно можете создать фильтр из emoji и слов, которые вы считаете оскорбительными. Так, фильтр скрывает негативные комментарии и сообщения;
Управление активностью — позволяет ставить ограничение времени пользования приложением;
Отключение счетчика лайков;
Скрытие Stories других пользователей;
И, конечно, «старая-добрая» блокировка аккаунта, неприемлемого контента, жалоба на комментарий.
Согласитесь, сравнение себя с людьми в социальных сетях ни к чему хорошему не ведет. К примеру, вам крайне сложно считать себя продуктивным человеком, регулярно наблюдая за активными Stories других пользователей.
По этой теме был проведен необычный эксперимент: двум разным группам людей отбирали лишь положительные и лишь отрицательные Stories и посты. В первом случае у людей резко возрастал уровень удовлетворенности жизнью, второй же категории людей было крайне нелегко найти хоть что-то положительное вокруг. Выходит, мы сами творцы своего самочувствия, самоощущения и настроения, стоит лишь настроить наше окружение в социальных сетях.
Социальные сети уже неразделимы с реальной жизнью и невозможно отвергать этот факт. Они — не враги и вовсе не в состоянии управлять вашим поведением, настроением и ментальным здоровьем. Напротив: социальные сети — это инструмент, который находится в нашей власти, нуждается в настройке и «службе» пользователям.
Автор: Мару Трухина
25 ноября 2021 г. в 19:00 ч.
В Центре современного искусства Винзавод в рамках параллельной программы конкурса социальной рекламы «Твой взгляд» состоится лекция на тему:
Как делать социальные проекты интересными. Кейс Кибибой
Приглашенный спикер: Павел Таргашин совладелец digital-агентства Fistashki
Павел поделится своим опытом создания известного кейса комикса «Кибибой», даст рекомендации для твоего социального проекта и ответит на все вопросы.
Это отличная возможность познакомиться с профессионалом из рекламной среды, понять как реализуются социальные проекты в агентсвах и задать интересующие вопросы человеку «из профессии».
Лекция ориентирована на студентов российских ВУЗов.
25 ноября 19:00
ЦСИ Винзавод, Винтажный зал, подъезд 15
Адрес: 4-й Сыромятнический пер. д.1/8, стр.8
Вход свободный, по регистрации, при себе необходимо иметь студенческий билет
23 ноября 2021 г. в 19:00 ч.
В Центре современного искусства Винзавод в рамках параллельной программы конкурса социальной рекламы «Твой взгляд» состоится лекция на тему:
Как сделать иллюстрацию на сложную социальную тему и никого не обидеть?
Приглашенный спикер: Рита Черепанова, редактор иллюстраций издания «Такие дела»
Рита поделится своим опытом и расскажет, как делать иллюстрации на сложные социальные темы, чтобы никого не обижать и не задевать.
Это отличная возможность познакомиться с профессионалом из творческой среды, понять как эффективно работать с визуальными решениями, задать интересующие вопросы человеку «из профессии».
Лекция ориентирована на студентов российских ВУЗов.
Когда: 23 ноября
Во сколько: 19:00
Где: ЦСИ Винзавод, Винтажный зал, подъезд 15
Адрес: 4-й Сыромятнический пер. д.1/8, стр.8
От приложения к мужчине и нескольких реплик до главных ролей и образов, вошедших в историю кинематографа, — разбираемся, какие метаморфозы претерпели женские героини через призму картин, получивших «Оскар» за лучший фильм.
1930-е годы считаются началом Золотого века Голливуда, так как именно в это десятилетие происходит революция цвета и звука, появляются первые звезды кинематографа. На заре 30-ых на экраны выходит экранизация романа Ремарка «На западном фронте без перемен» — именно она получает «Оскар» за лучший фильм. Больная мать Пауля, которая ждет сына с фронта, — единственный женский образ картины, однако и он показан на экране вскользь.
Второстепенное положение женщины в кинематографе подчеркивалось даже постерами — если проанализировать афиши фильмов в 1930-е, многие из них содержали только мужские изображения, а если на них были женские образы, то они оставались без внимания.
Потребовалось несколько лет, чтобы женские роли стали занимать больше нескольких минут сценарного времени. И вот, в 1934 году свет увидел комедию «Это случилось однажды ночью» с Кларком Гейблом и Клодетт Кольбер. Главная героиня Элли, которую играет Кольбер, — привет эмансипированному наследию 1920-х. Это отражается и в стиле, и в поступках: девушка готова бросить все, но выйти замуж за любимого человека. Однако несмотря на довольно харизматичный образ, он все равно кажется необходимым лишь для того, чтобы оттенять мужской персонаж.
И, наконец, в 1939 году женщина окончательно перестает быть приложением к мужчине на экране. «Унесённые ветром» становится настоящим триумфатором премии Академии, собрав рекордные 13 номинаций и 8 статуэток. Вивьен Ли влюбила в себя всю Америку, а позднее и мир, сыграв сильную и независимую Скарлетт О’Хара. Несмотря на яркие мужские образы, все внимание зрителей подчиняет себе главная героиня. И, на мой взгляд, именно с «Унесенных ветром» начинается феминизация кинематографа.
Экранизация мистического романа Дафны дю Морье «Ребекка» открывает 1940-е годы. Голос женщины в кинематографе становится все увереннее, ведь повествование идёт от лица главной героини. Миссис де Винтер в исполнении Джоан Фонтейн предназначалась участь блеклой тени Ребекки, погибшей жены Макса, однако именно она в трудные минуты показывает невероятную отвагу и готовность бороться до конца за любимого человека. И образ Фонтейн идеально перекликается с историческими реалиями, ведь такой и должна была быть женщина в военных годы — стойкой, хладнокровной и бережно оберегающей свою семью (страну). Схожий персонаж есть и в оскароносной «Касабланке» (1942). Ильза Лунд (Ингрид Бергман) в непростой схватке любви и долга все-таки выбирает последнее и остается с мужем.
В 1950-ом году статуэтку за главный фильм получает «Все о Еве» — драма о вечном женском соперничестве. Послевоенного десятилетия, полного лишений и смертей, наступает новая эра, и «Ева» ее олицетворяет. Общество тщеславной богемы всколыхнуло появление Евы Харрингтон — провинциальной девушки, которая оказывается великолепным манипулятором и идет по головам для достижения своей цели. Женские образы, которых в картине довольно много, все до одного харизматичны и запоминаются зрителю.
После «Евы» актрисам снова доверяют только второстепенные роли, и ярких оскароносных женских образов в 1950-е удается найти с трудом. «Американец в Париже», «В порту», «Марти», «Бен-Гур» — даже без просмотра этих картин, создается впечатление, что женщины были в немилости у Американской киноакадемии.
И вот, наступает эра музыки. Мюзиклы захватили мировые экраны, и в 1960-е годы сразу три музыкальных фильма получили главную кинонаграду. «Звуки музыки», «Вестсайдская история», «Моя прекрасная леди». В этих картинах главные героини романтичны и очаровательны, но совершенно не похожи на стальных и волевых персонажей предшествующих десятилетий. Возможно, это объясняется тем, что общество устало от войн, и в лучших традициях романтизма решило отвлечься от суровых реалий.
Последующие два десятилетия, несомненно, занимают достойное место в истории кинематографа, однако запомнились они мужскими ролями. Аль Пачино стал иконой 1970-ых, сыграв Майкла Корлеоне в дилогии «Крестный отец», Вуди Аллен снял свой самый противоречивый фильм «Энни Холл», который оценили критики и не поняли зрители. Из женских героинь можно выделить Аврору Гринуэй в исполнении Ширли Маклейн в мелодраме «Язык нежности». Актрисе удалось создать реалистичный образ чересчур заботливой, ревнивой матери и тещи.
1990-е подарили нам целую галерею ярких женских образов. Ханна в исполнении Жюльетт Бинош, Кристин Скотт Томас в роли Кетрин Клифтон в «Английском пациенте», Робин Райт, запомнившаяся зрителям, как Дженни Каррен из «Фореста Гампа», Гвинет Пэлтроу, получившая Оскар за образ Виолы де Лессепс («Влюбленный Шекспир») и, конечно же, невероятная Кейт Уинслет в роли Розы из «Титаника». Все эти героини самостоятельны и делят экраны с мужчинами на равных, как в плане хронометража и реплик, так и в плане зрительской любви.
На рубеже тысячелетий мировой кинематограф словно бы оказывается перед выбором — по какому пути развиваться дальше? С одной стороны, за сто лет искусство экрана обзавелось довольно богатым наследием, которое можно эксплуатировать. С другой — возможности кинематографа еще явно не исчерпаны (в том числе благодаря постоянному развитию технологий). Именно в 2000-е появляются культовые франшизы «Властелин колец» (который получил «Оскара» за лучший фильм в 2003 году), «Пираты Карибского моря», «Гарри Поттер» и «Сумерки».
Удивляет и разнообразие жанров оскароносных фильмов: от мюзикла «Чикаго» и мелодрамы «Миллионер из трущоб» до триллеров «Отступники», «Старикам тут не место» и «Повелитель бури».
Из ярких женских образов этого времени хочется выделить «Малышку на миллион» в исполнении Хилари Суонк, героиня которой из официантки превращается в претендентку на чемпионский титул по боксу. Однако в остальных фильмах нулевых мужчины опять затмили женщин.
2010-е годы вошли в историю как время активного развития феминизма. Стремление женщин к равноправию отразилось на всех сферах общественной жизни, и кинематограф не стал исключением. Однако создается впечатление, что Киноакадемия принципиально не берет во внимание феминизм. Это видно и по лучшим фильмам за последние годы. Жюри высоко оценивала проблему расовой дискриминации («12 лет рабства», «Зеленая книга»), карикатуру на супергеройское кино («Бердмэн»), ностальгическую черно-белую мелодраму («Артист»). Эти картины полны харизматичными мужскими образами, в то время как женские персонажи не запоминаются.
И вот, «Оскар-2021» за лучший фильм получает «Земля кочевников», рассказывающий о женщинах, в одиночку сталкивающихся с жизненными проблемами. Суонки, которая больна раком и путешествует по Америке, хотя знает, что ей осталось жить всего год; Ферн, потерявшая работу и мужа — феминизм еще никогда не проникал в кинематограф так глубоко. Является ли «Земля кочевников» победой феминизма над Американской Киноакадемией, которая длилась почти век? Узнаем через пару лет.
Автор: Анастасия Кравченко