Автор

Алина Гегамова
Главный редактор

Искусство в современном мире не ограничивается одним измерением – оно объёмно, многогранно и комплексно, потому для полноты восприятия идеи кураторы прибегают к переплетениям живописи, кинематографа, музыки и даже архитектуры. «Предвидение» выставкой назвать сложно, потому что в рамках экспозиции представлены не только полотна художника Петра Беленка, но и фотографии со съёмок «Сталкера» режиссёра Андрея Тарковского,  фотографии с места аварии на Чернобыльской АЭС Виктории Ивлевой, музыка Эдуарда Артемьева, Николая Каретникова, Кшиштофа Пендерецкого, Ираиды Юсупувой.

Проект «Предвидение» организован Музеем АЗ и проходит в фойе Электротеатра Станиславский при поддержке фонда «Два Андрея» (имеются в виду Рублёв и Тарковский – прим. автора) в рамках культурной программы 38-ого Московского международного кинофестиваля. Он приурочен к 30-летию аварии на Чернобыльской АЭС, и так совпало, что к 30-летию смерти выдающегося кинорежиссёра и сценариста Андрея Тарковского.

У людей, ещё не знакомых с творчеством Петра Беленка, может возникнуть вопрос относительно названия проекта, но всё становится очевидным при первом же взгляде на картины художника из собрания Музея АЗ. Пётр Беленок, работавший, как он сам говорил, в стиле «панического реализма», или, как говорил Анатолий Брусиловский, «катастрофизма», будто предвещал ту трагедию, которая случилась спустя десять лет после написания им своих картин. На полотнах изображены гиперреалистичные одинокие человеческие фигуры, многие из которых охвачены страхом и болью, и что важно, на каждой картине такая фигура одна – каждый встречается один на один с неизбежным. Всё это человеческое страдание происходит на фоне монохромных абстракций, напоминающих последствия аварии на атомной электростанции, неподалёку от которой вырос Беленок.

Александр Долгин

Кадры со съёмочного процесса «Сталкера», который проходил в 1977-1978 годах в Эстонии, оформлены в Электротеатре Станиславский в виде лент, висящих напротив картин и делящих пространство визуально на две части, что позволяет и сравнить полотна с фотографиями, и разглядеть живопись сквозь призму реальности. Фотографии также представлены в виде короткого фильма, показываемого на экране в дальнем конце фойе. Автором большинства фото рабочих моментов съёмок был ассистент Тарковского, ныне режиссёр, оператор и фотохудожник Арво Ихо, приехавший в Москву специально на открытие проекта. Оказывается, негативы этих фотографий (которых, к слову, всего около 30-40) лежали всё это время у Арво, но благодаря Александру Долгину, который нашёл ассистента Тарковского спустя много лет, стало возможным отпечатать эти уникальные для истории кинематографа фотографии и оформить выставку. Арво также вспоминает, что снимков этих могло и не быть – официальный фотограф от Мосфильма был крайне ревнив и не любил, когда съёмки фотографировал кто-либо ещё. Арво Ихо повезло, что Тарковский сам разрешил ему снимать, предупредив лишь, чтобы тот делал это тихо и аккуратно.

Арво Ихо

На открытие выставочного проекта приехал из Крыма близкий друг Петра Беленка, поэт и прозаик Владимир Алейников. Он рассказал, что Пётр любил показывать свои работы гостям – он включал пластинки Кшиштофа Пендерецкого и в быстром темпе кидал одну работу на другую, создавая тем самым ещё больший эффект от холстов. Но «в трагических работах присутствует своя надежда», – так выразился Владимир Дмитриевич.

Владимир Алейников

Наталья Опалева, основатель и генеральный директор Музея АЗ, и Полина Лобачевская, арт-директор Музея АЗ и автор проекта, подобравший столь точное ему название, сказали, что изначально проект планировалось провести с 28 июня по 7 июля, однако принято было решение его продлить на 10 дней – завершится «Предвидение» 17 июля.

Наталья Опалева

Вячеслав Шмыров, директор фонда «Два Андрея» и куратор кинопоказов проекта, добавил, что коль скоро выставка будет идти дольше, то, возможно, помимо «Сталкера» Тарковского можно будет показать и некую импровизированную «посттарковскую трилогию», в которую, по его мнению, вошли бы фильмы «Письма мёртвого человека» Константина Лопушанского, «В субботу» Александра Миндадзе, «Я тоже хочу» Алексея Балабанова. Но это были скорее мысли вслух, как признался член Российской академии кинематографических искусств, что в итоге будет решено провести в добавленные десять дней, мы узнаем чуть позже из официальных источников.

Вячеслав Шмыров

Куратор «Школы современного зрителя и слушателя» Электотеатра Станиславский Кристина Матвиенко на открытии выставочного проекта поблагодарила Музей АЗ и фонд «Два Андрея» за то, что они воплотили в жизнь на площадке Электотеатра, ведь он и создавался с целью приблизить зрителя сразу к нескольким видам искусств, стереть границы между действом и действительностью.

Полина Лобачевская

Как выразилась ещё вначале представления проекта Полина Лобачевская, трагедия сначала появилась в душах, а позже выплеснулась взрывом на атомной станции в 1986 году. Возможно, увидев трагедии душ Петра Беленка, Андрея Тарковского и других мастеров, мы сможем хотя бы немного помочь своей душе.

Автор: Алина Гегамова

Фото: Антон Андриенко

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.