Максим Сурков, директор книжного магазина «Циолковский», рассказал корреспонденту THE WALL о том, что именно отличает «Циолковский» от других книжных магазинов и почему сегодня так важно читать бумажные издания.

Максим, как вообще Вам пришла идея создать книжный магазин и почему Вы решили связать свою жизнь с книгами?

Знаете, тут очень долго рассказывать, как это произошло. Вообще, я думаю, человек ничего не решает, мне кажется, что ему просто суждено заниматься тем или чем-то другим.

А что, по Вашему мнению, оказало на Вас набольшее влияние? Может быть, какое-то особое событие в жизни? Или увлечение к книгам у Вас было с детства?

Если говорить конкретно про книги, то я ещё давным-давно в юности был знаком с несколькими людьми, один из которых, собственно говоря, меня и позвал поучаствовать в создании книжного магазина, это было около полутора десятков лет назад. Ну, обстоятельства всех этих знакомств уже стали частью истории и находятся за пределами нашего интервью (смеётся).

Как Вы считаете, сложно ли открыть свой магазин и выйти на российский книжный рынок?

Книжный магазин открыть несложно, это вообще ерунда. Сложно его делать и поддерживать.

Расскажите, пожалуйста, с какими трудностями Вы чаще всего сталкиваетесь?

С отсутствием денег, в основном, это самая главная трудность. А точнее, с недостатком их поступления.

А в чем заключается основная концепция и какова основная идея магазина «Циолковский»? Возможно, существует что-то, что отличает Ваш магазин от других?

Да ничего особенно уникального у нас нет, такие магазины как наш встречаются, просто у нас представлена подборка гуманитарной литературы по истории, искусству, по философии, также есть букинистический антикварный отдел, который довольно-таки большой и предоставляет широкий выбор.

Как Вы видите Ваш магазин, это больше хобби или всё-таки бизнес?

Вы знаете, это совершенно точно не бизнес, но и не хобби в то же время, поскольку «хобби», на мой взгляд, просто неприличное слово (смеётся). Не могу охарактеризовать точно. Это не бизнес, конечно, какой же это бизнес, когда весь в долгах сидишь? Это скорее антибизнес (смеётся)!

Поговорим теперь про название магазина: почему именно «Циолковский»? Кому пришла в голову эта идея?

Эта идея пришла в голову одному нашему товарищу, который работает в магазине «Фаланстер», Алексею Юсеву, в то время, когда мы подыскивали некое название для магазина, которое было бы связано с наукой, с образом будущего и при этом имело бы отчетливо российское происхождение. И тогда он предложил взять фамилию Циолковского. Нам показалось, что она очень точно отражает всё вышеперечисленное, с тех пор магазин так и называется.

Это интересный ход мысли! А на какую аудиторию Вы ориентируетесь?

На разных совершенно людей. Хотя чаще всего приходят мужчины, это я вам точно могу сказать (смеётся).

Есть ли такая книга, которую Ваши покупатели никогда не найдут на полках «Циолковского»?

Вы знаете, по недоразумению может попасться любая книга, но, конечно, к нам не попадают книги, которые находятся в запрещённом списке литературы. А все остальные у нас есть. Хотя ещё: некоторые книжки к нам не попадают просто потому, что нам совершенно неинтересны, либо их невозможно достать.

Поделитесь, пожалуйста, Вашими читательскими предпочтениями. Какая Ваша любимая книга?

Я довольно безалаберный читатель, читаю всё подряд и далеко не всё дочитываю до конца.

Расскажите, пожалуйста, подробнее про киноклуб, встречи участников которого проводятся в Вашем магазине. Почему именно такие мероприятия там проводятся?

Просто ряд наших коллег очень любит кино и хорошо разбирается в нём, периодически его смотрит. Так родилась идея просмотры сделать публичными, приглашать кого-то и совместно смотреть фильмы: ведь просмотр фильма в хорошей компании – это уже определённо целая акция.

Конечно, это всегда очень здорово проводить время вместе за просмотром хорошего кино. Эта идея ведь пользуется популярностью, как Вы думаете?

Да, конечно! Не так давно у нас был просмотр одного фильма, довольно сейчас известного, «Атлантида Русского Севера». Этот фильм снят на пожертвования. Так вот, к нам пришли около ста человек, даже не все поместились!

Какие ещё мероприятия проходят на площадке «Циолковского»?

Как правило, это какие-то окололитературные встречи. Например, встречи с авторами. У нас, к слову, выступал недавно Юрий Витальевич Мамлеев, великий и действительно выдающийся русский писатель, поэт и драматург.

По Вашему мнению, почему в наш информационный век интернета и общедоступной информации люди до сих пор покупают печатные издания?

А как же печатным книгам не пользоваться популярностью (смеётся)? Ведь далеко не все версии книг легкодоступны, за некоторые всё равно приходится платить. Причём надо платить цену, часто сравнимую с ценами на бумажные издания. Дело в том, что бумажные книги могут перейти вам по наследству, а могут ли электронные остаться на память? Нет, конечно!

 А Вам больше какой формат по душе: печатный или электронный?

Я по-разному читаю, но, в основном, конечно, читаю печатные издания. Ведь это просто другая манера чтения! Дело в том, что недавно в Афише была очень интересная статья на эту тему, где впервые на моей памяти была дана попытка разделить два эти понятия: чтение бумажных книг и чтение электронных. Это две разных системы! Вот чтение электронных книг – это больше похоже на сканирование, а чтение бумажных – это, в общем-то, чтение классическое, которое и называется этим словом «чтение». Их поэтому и нельзя сравнивать, иначе это какая-то подмена. Это два разных процесса. И я не говорю, что один лучше, а другой хуже, просто они совершенно отличаются друг от друга.

Давайте поговорим теперь про грядущее: книжные магазины будущего, какие они для Вас?

Знаете, я, честно говоря, вообще с трудом вижу будущее. На мой взгляд, оно может оказаться пугающим, и я уж не знаю, есть ли там место книжному магазину (смеётся). Наверное, какой-то, кстати, похожий на этот, будет! А что может измениться в будущем? Будут полки, будут книги, будут постоянные посетители, будут все те же, я думаю, жалобы… Будет, в общем-то, всё то же самое, но немножко изменится декор.

В чём Ваше основное конкурентное преимущество в сравнении с другими, например, сетевыми книжными магазинами?

Давайте обратимся к человеческой сущности: ведь человек часто действует по привычке, и многие действия, которые он осуществляет в своей жизни, просто какие-то бессознательные и рутинные. Многие люди просто по привычке ходят в большие магазины, не зная, что есть маленькие (в том числе наш магазин), где значительно дешевле, и эта разница существенна. Мы в принципе отличаемся от крупных магазинов, у нас немного другой подбор литературы, другое отношение к книгам.

В чём же заключается это отличие? По каким критериям Вы подбираете литературу?

Если Вы когда-нибудь заходили в большой книжный магазин, то Вы бы обратили внимание, что они в принципе не держат у себя старых книг. Если издание книги старше двух-трех лет, то оно просто не попадет на прилавки, его даже не заказывают. Часто они настраивают свои учётные программы таким образом, чтобы старые книги «вымывались». А у нас нет такой практики – это одно из отличий. Кроме того, какие-то книги, которые крупные магазины выставляют как потенциальные бестселлеры, мы не рассматриваем в таком качестве.

Ну и напоследок, что бы Вы пожелали наши читателям и Вашим потенциальным покупателям?

Я бы посоветовал почитывать больше книжек в бумажном виде, потому что в электронном Вы ещё успеете их начитаться! Также хочу, чтобы наша связь с покупателями не прекращалась. Многих покупателей мы знаем годами, некоторые к нам заходят регулярно, мы с ними знакомы! Просто хочется, чтобы эта большая грибница людей, которые любят книги, сохранялась и проходила сквозь года.

Это невероятно здорово. Спасибо Вам большое, было очень интересно! Удачи Вам в будущем.

Автор: Катерина Михайлова

Фото: Ирина Шамарина

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.