Сегодня, 29 ноября, в широкий прокат вышел мистический триллер итальянского режиссера Луки Гуаданьино «Суспирия», чьи предыдущие работы «Большой всплеск» и «Назови меня своим именем» сделали его одной из ключевых фигур современного европейского кино. Обсуждаем детально, как создавался фильм, и чем запомнится гнездо ведьм свежей «Суспирии».

Разговоры о ремейке нашумевшего хоррора Дарио Ардженто велись на протяжении многих лет. Возрождения «Суспирии» 1977 года с нетерпением ждали на кинофестивале в Венеции, и, кажется, не прогадали. После премьеры фильм довольно быстро взошел на верхние позиции в рейтингах и прослыл «едва ли не самым личным и экспериментальным опытом в карьере Луки Гуаданьино».

Откровенность картины, необычная музыка и сама идея существования ведьм: ужасы Ардженто произвели невероятный эффект на Гуаданьино и членов его съёмочной группы еще в детстве. Сценарист Дэйв Кайганич вспоминает свои впечатления от просмотра «Суспирии» Ардженто: «У меня было ощущение, словно я оказался внутри целевого светильника и какой-то маньяк заколол меня насмерть».

Действие оригинального фильма происходит в небольшом юго-западном немецком городе Фрайбурге, но Гуаданьино решает перенести события в Берлин времен Холодной войны. Речь идет о 1977 годе (дата выхода оригинальной «Суспирии») и апогее террора леворадикальной группировки под названием «Фракция Красной Армии».

В фильме нашли отражение популярные в то время в Берлине феминистические настроения. Понять мы это можем, как минимум, по актерскому касту. Единственный мужчина в сюжете, престарелый психотерапевт-юнгианец Клемперер (в титрах указан как Лутц Эберсдорф, но большинство сходится во мнении, что эту роль сыграла загримированная до неузнаваемости Тильда Суинтон), с самого начала обречен на крах в своем расследовании. Его попытки отыскать исчезнувшую пациентку, танцовщицу Патрицию (Хлоя Грейс Морец), не только не увенчаются успехом, но и заставят поплатиться за излишнее любопытство.

Сюжет же остается прежним. Молодая американка Сьюзи Бэннион (Дакота Джонсон) приезжает в Берлин на пробы известной труппы под руководством мадам Блан (обладательница Оскара, бесподобная Тильда Суинтон) и со временем выясняет, что преподавательницы оказываются ведьмами, а танцевальная академия — их скрытым ковеном.

Ритм «Суспирии»

Отличительной чертой обеих «Суспирий» выступает отсутствие романтической линии в общепринятом смысле слова. Нет ни главной мужской роли, ни банального романа между мужчиной и женщиной. В фильмах любовь и страсть выражаются другим способом — хореографией. «Этот танец — как секс с животным», — говорит о партии примы героиня Дакоты Джонсон. Трудно не поверить словам актрисы, за плечами которой не только трилогия «50 оттенков серого», но и восьмичасовые ежедневные тренировки для роли в «Суспирии».

Ардженто поскупился на танцевальные сцены, Гуаданьино же сделал их панацеей, объединением формы и содержания фильма. Программу мадам Блан и  кульминационную постановку «Volk» разрабатывали по творчеству легендарных балерин Вигман, Бауш и Вальц.

Я записал несколько интервью с самой Сашей [Вальц] и посещал репетиции труппы, чтобы увидеть, как и в каких выражениях мадам Блан могла бы корректировать движения своих танцовщиц.
Дэйв Кайганич

Визуальный ряд

На этом пункте любители палитры фильмов Уэса Андерсона отходят в сторону и подсаживаются поклонники Фассбиндера. Как и первая картина, новая «Суспирия» снималась на 35-мм пленку, однако зимняя атмосфера и реалистичная гамма версии Гуаданьино кардинально отличается от насыщенной палитры Ардженто.

Многие сцены снимались непосредственно на натуре в Германии, но интерьеры танцевальной студии было решено снимать в заброшенном отеле на вершине горы в Варезе (северная Италия). «Вне всяких сомнений, это была трудная для работы локация, но она отлично подошла для этого проекта, — отмечает художница-постановщица Инбал Вейнберг. — Мрачный сюжет хорошо гармонировал со стенами безжизненного отеля». Не так давно израильтянка Вейнберг занималась дизайном фильма-обладателя двух «Оскаров» «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» режиссера Мартина МакДоны.

Однако новая «Суспирия» пестрит разнообразием костюмов. Для сцены уже упомянутой постановки «Volk» дизайнер Джулия Пьерсанти разработала костюмы, напоминающие одежду для БДСМ. Сам режиссер Лука Гуаданьино объясняет: «Я хотел подчеркнуть, что танцевальная студия держится на удовольствии и боли». По словам Пьерсанти, на эту мысль ее подтолкнула фотография художника Христо, на которой женщина опутана толстыми канатами. Вместе с хореографом Дамьеном Жале они вручную связали каждый костюм из специальных веревок, ориентируясь на технику бандажей и работы фотографа Нобуёси Араки.

Что касается музыкального сопровождения, изначально Гуаданьино не собирался привлекать композитора для сочинения оригинального саундтрека. Позже он все же обратился с предложением к Тому Йорку, фронтмену известной рок-группы Radiohead. Для музыканта «Суспирия» стала дебютным проектом в полнометражном кинематографе. В самом фильме главная тема звучит нечасто и не так назойливо, как это было у Ардженто. Возможно, саундтрек может не столько запомниться зрителю, сколько потом быть высоко оцененным в качестве отдельного релиза Йорка.

По словам Тильды Суинтон, новую «Суспирию» в силу существенных отличий от оригинала следует отнести к категории кинематографических каверов, а не ремейков. В действительности ситуация примерно так и обстоит: фабула сохранена, но при этом углублена и переосмыслена. Смотреть «Суспирию» ради диких и чувственных танцев, монохромной картинки Берлина времен 70-х или очередной блестящей роли Тильды Суинтон, — решать вам, но сделать это определенно советуем.

Фильм получился совершенно сумасшедшим. Что-то вроде пижамной вечеринки умалишенных на квартирнике у Луки Гуаданьино. И вы все приглашены.

 

Автор: Яна Димухамедова