5 апреля в Институте русского реалистического искусства (ИРРИ) открылась выставка – «Пора разобраться!», посвящённая сложным отношениям между художниками и критиками.

Выставка получила своё название в честь статьи историка искусства и публициста Александра Каменского, которая была опубликована за несколько месяцев до начала выставки «30 лет МОСХа» в Манеже, запомнившейся потомкам тем, как неподготовленный к восприятию абстрактного искусства Хрущёв возмущался, употребляя, среди прочих нелестных отзывов, такие слова как «дерьмо», «говно», «мазня».

Разговор Никиты Хрущева с художником Жутовским, 1962 год

Сама статья «Пора разобраться», которая явилась основой для выставки, посвящена двум важнейшим темам. Во-первых, большим переменам в советском искусстве, связанным с освобождением от пороков и извращений культа личности. Во-вторых, формированию нового стиля в советском искусстве, «который, надо думать, уже в ближайшем будущем обретёт окончательно ясные контуры и характерные черты. Речь идёт не о повторении старых образцов, скорее о принципиальной внутренней близости, о перекличке разных эпох революционного искусства», указывает Александр Каменский.

Мартирос Сарьян. Портрет Александра Каменского. 1957

Александр Абрамович Каменский известен как автор трудов, посвященных творчеству мастеров советского и русского искусства, в частности, Марка Шагала, Анны Голубкиной, Сергея Коненкова, Мартироса Сарьяна.

Марк Шагал. Окно в сад. 1917

Выставка отличается тем, что она построена на основе архива Каменского, который охватывает почти половину века художественной жизни страны. Экспозиция состоит из служебных записок и стенограмм заседаний, неопубликованных статей и личных писем. Наряду с документами в выставке участвуют работы Мартироса Сарьяна, Марка Шагала, Бориса Пророкова и других художников. Также выставлен никогда ранее не демонстрировавшийся первый вариант работы Алексея Сундукова «Очередь».

Алексей Сундуков. Очередь. 1986

Впечатляет формат выставки, которая состоит из различных разделов. Одним из самых запоминающихся становится «Решенное и недосказанное», посвящённый всесоюзному съезду союза художников СССР.

«Это наш съезд, наш Кремль, наша Советская Демократия», — воодушевленно пишет Каменский в своих заметках к разделу. «Демократия» длится недолго – на смену «деловому, товарищескому разговору» приходят реакционные статьи и переход к следующему разделу выставки «Человек играющий».

Экспозиция позволит посетителям иначе взглянуть как на советское искусство, так и на историю отечественного искусства XX столетия.

Александр Ситников. Студентки. 1972

Впервые, по крайней мере в российской выставочной практике, в центре музейного проекта оказывается не художник, а критик, историк искусства и публицист, глазами которого зрителю предложено увидеть почти полувековую историю страны и её искусства. Впервые, по крайней мере в российской архивной практике, в открытом электронном доступе будет выложен огромный массив структурированной информации об искусстве и культурной жизни нашей страны во второй половине ХХ века. Важнейший период истории отечественного искусства, с 1945 по 1990 годы, предстанет перед глазами читателя в документах, рассказывающих об удивительных поворотах судеб художников и искусствоведов.

Михаил Каменский, искусствовед

Выставка проходит до 11 августа 2019 года.

Автор: Анастасия Акопджанян

Изображение обложки — картина «Лето. Июль» Виктора Попкова, 1969