17 января состоялась премьера спектакля современного ирландского режиссёра и драматурга Мартина МакДонаха («Залечь на дно в Брюгге», «Три билборда на границе Эббинга, Миссури») «Ирландец» по мотивам пьесы «Калека с острова Инишмаана», ирландских песен и легенд. За рубежом МакДонаха давно уже называют «Театральной сенсацией Европы», «Чудом современной сцены», «Главным драматургом 21-го века». Российские театры тоже оказались под воздействием МакДонаховской магии и юмора, всего лишь за несколько лет в России появилось более 100 постановок по его пьесам. Спектакль «Ирландец» в ТРУ Театре поставил Антон Киселюс, выпускник 2016 года мастерской профессора Хейфеца (режиссёрский факультет, ГИТИС).

О чём «Ирландец» ТРУ Театра

Во-первых, введём вас немного в курс дела: почему Ирландия? Для людей, незнакомых с творчеством МакДонаха, может быть непонятна мысль олицетворения Ирландии с родным домом, но несмотря на то, что формально Мартин родился в Лондоне и даже продолжал жить в столице Великобритании, когда его мать и отец – чистокровные ирландцы – вернулись на родину отца в город Голуэй с населением около 75 тыс человек. Тогда МакДонаху было 22 года. С тех пор он начал писать и в его творчестве не раз всплывали колоритные персонажи с бурлящей ирландской кровь (чего стоит только «Залечь на дно в Брюгге»).

Так вот, действие пьесы происходит в 1934 году. Жители ирландского острова Инишмаан привыкли к неспешному размеренному укладу. Инишмаан – остров в Ирландии, население которого составляет 157 человек. Этому острову важно сохранить у себя каждого и никого не потерять. Однако однажды жизнь в этом, казалось бы, забытом месте буквально взрывается из-за грандиозного события: на соседний остров приезжает съёмочная группа из Америки, которая готовит фильм о жизни островитян и собирается показать его во всем мире. С этой изумительной новостью в дом тётушек Калеки Билли вбегает «пустослов» ДжонниПатинМайк!

В американском фильме должен сниматься Билли, покорить мир, обрадовать тётушек, доказать себе, что он чего-то стоит, поэтому он оставляет родной Инишмаан ради Голливуда. И да, Бартли МакКормик со своей нескончаемой страстью к хуба-бубе и чупа-чупс, сказал в след Билли: «Смерть – уважительная причина, если ты обещанных конфеток не прислал».

Спектакль рассказывает о том, что каждый человек, которому пришлось оставить родной дом и переехать в другой город или страну, или человек, который постоянно скитается в поисках лучшей жизни и ни одно из этих мест не может назвать «домом», или даже тот, кто прожил в эмиграции десятки лет, но по-прежнему считает «домом» свою родную и уже давно забытую деревню – каждый из этих людей в той или иной степени искалечен.

Тон «Ирландца»

Команда Театра объясняет: «Ирландия – это край сурового холодного климата, постоянных ветров с Атлантического океана, высокой влажности – всё это не могло не сказаться на людях и их характерах. В маленьких ирландских деревушках живут суровые люди, но за их грубостью скрывается ранимая открытая душа. И тот, кто вырос в таких условиях, хранит в себе соответствующие качества, как бы далеко ни уехал. Выходит, что Ирландия – это место, которое сложно принять и откуда хочется вырваться, но если ты родился там, то жить без него и его влияния уже не можешь…»

Представление импонирует тем, что действия происходят вокруг тебя в буквальном смысле. Актёры подходят к зрителю, беседуя с напарником по работе, но объясняя тебе важные мысли. Они играют с тобой, говорят с тобой, и ты даже можешь стать их гостем на чай. Остались в памяти и определенные моменты-вспышки: разбивание яиц об голову; прыганье по столам, походка гуськом двух тётушек.

Смотришь, веришь, ощущаешь.

«Наверное, Ирландия не такая уж дыра, раз акулы сюда плывут».

Историю «Ирландца» можно трактовать как образ об искалеченной провинции. Судьба «Калеки Билли» является подтверждением немного неоднозначного тезиса о том, что «иногда лучше быть последним в провинции, чем первым в Риме, если провинция – твой единственный дом, а Рим находится у черта на куличиках». А можно вообще никак не трактовать, и просто наблюдать за тем, как разворачивается эта одновременно грустная и смешная история о судьбах людей богом забытого острова.

Да, наверное, ни одно место нельзя назвать «дырой», пока есть хоть один человек, который по этой самой «дыре» скучает.

Автор: Ася Акопджанян

Фото: Денис Тамбовцев


 

Следить за расписанием этого и других спектаклей театра вы можете в группе.