Он снимает фильмы только по своим собственным сценариям, пишет откровенные, глубокие и провокационные пьесы. Он получил «Оскар» за свой первый же фильм, хоть и короткометражный. Его режиссёрский стиль часто сравнивают со стилем Тарантино и Ричи, но сам он сходства не видит. Всё это – Мартин МакДона, английский кинорежиссёр, сценарист и драматург с ирландской душой и неповторимым иронично-проникновенным стилем, покоривший сердца миллионов зрителей своим дебютным полнометражным «Залечь на дно в Брюгге» ещё в 2007 году.

На стартовавшем 30 августа 74-м Венецианском кинофестивале он представляет свою третью картину «Три рекламных щита на границе Эббинга, Миссури». По словам самого режиссёра, она о «50-летней женщине, чью дочь убили, а она сама вышла на тропу войны с полицией в родном городе, потому что уверена, что полицейские заинтересованы в пытках чернокожих больше, чем в содействии правосудию». Фильм ждут и критики, и зрители, успевшие полюбить режиссёра, не часто балующего премьерами, – последняя была в уже далеком 2012 году.

О том, почему режиссёр снимает фильмы раз в 5 лет, правда ли, что его недолюбливают некоторые ирландцы, о философии и творческих целях мы спросили Мартина МакДону. И получили откровенные ответы, впрочем, других от режиссёра ждать не приходится.

В Венеции состоится премьера вашей третьей полнометражной картины – «Три рекламных щита на границе Эббинга, Миссури». Но вы говорили о ней еще в 2012 году, в предпремьерных интервью по «Семи психопатам». 5-летний перерыв между выходами новых фильмовчасть вашего стиля? (между «Залечь на дно в Брюгге» (2007) и «Семью психопатами» (2012) тоже прошло 5 лет – прим. автора) Как вы готовились к съёмке «Трёх щитов», как провели последние 5 лет?

На самом деле, это, и правда, часть моего стиля – я люблю делать достаточно длительные перерывы между съёмками новых фильмов. Жизнь слишком коротка, чтобы постоянно работать над картинами, или вообще постоянно работать. Поэтому последние 5 лет я путешествовал. Написал пьесу и ещё один сценарий. Потом серьёзно задумался о «Трёх рекламных щитах» и начал раскадровку (последовательность рисунков, служащая вспомогательным средством при создании фильмов – прим. автора). Ещё выбирал места для натурных съемок – сам ездил по Америке. Всё это требует времени, и немало. А, ну ещё у меня есть пёс.

Источник фото: http://cdn.collider.com

В «Трёх рекламных щитах» в главной роли – сильная женщина, отчаявшаяся окончательно после потери дочери и безразличия властей. Но персонаж не канонично «женский» — в трейлере прослеживаются совсем неженственные манеры, слова, действия. Это иллюзия, или в ее характере действительно много мужского?

Я абсолютно не согласен, что ее слова, манеры или действия неженственны. Они нестандартные, нестереотипные, да, действительно. Но это совсем не означает, что героиня Фрэнсис МакДорманд ведет себя не как настоящая женщина.

Думали ли вы о классическом романтическом женском характере в центре сюжета?

Конечно, я думаю, я бы хотел создать более романтического женского (да и мужского тоже) персонажа однажды. Но это кажется слишком простым – недаром все пишут таких героев.

Вас часто сравнивают с Квентином Тарантино и Гаем Ричи, как вы к этому относитесь? Видите ли вы что-то общее в своем творчестве и творчестве этих режиссеров?

Вы знаете, все эти сравнения, особенно с Гаем Ричи, очень поверхностные. Мне действительно нравятся два первых фильма Квентина («Бешеные псы», «Криминальное чтиво»). Но это не имеет большого значения – ведь мы с Тарантино стремимся делать совершенно отличающиеся вещи, я думаю. Хотя, возможно, люди видят сходство в подходе к диалогам.

А чье творчество вы можете назвать источником режиссерского вдохновения?

Билли Уайлдер («В джазе только девушки», «Свидетель обвинения»), Терренс Малик («Пустоши», «Тонкая красная линия», «Древо жизни»), ранний Скорсезе, Орсон Уэллс («Процесс», «Ватерлоо», «Гражданин Кейн»), Ник Роуг («Человек, который упал на землю», «Нетерпение чувств»), Пауэлл и Прессбургер («Красные башмачки», «Лестница в небо»), ну и другие режиссёры подобного рода. Но я совсем не уверен, что мои фильмы имеют что-то общее с фильмами этих людей.

Сцена из пьесы «Лейтенант с острова Инишмор», Capital T Theatre, Техас, США. Источник фото: http://capitalt.org/

Немного о драматургии. Российские театры обожают ставить вашего «Человека-подушку», «Лейтенанта с острова Инишмор», в основном, из-за их обезоруживающей искренности и возможности прочувствовать Ирландию что ли. Где и как вы научились так тонко ощущать ирландскую душу и идентичность?

Ирландия…Я бывал там каждый год с тех пор, как был маленьким пухлым ребенком, а мои родители, конечно, ирландцы, так что было бы более чем естественно писать об этом месте. Сейчас я езжу туда три-четыре раза в год, а большинство моих друзей опять же ирландцы. Поэтому писать ирландские истории все еще естественно и закономерно для меня. Но не подумайте, я пишу не только «ирландское»: и даже хотя «Три рекламных щита» и две мои последние пьесы («Однорукий из Спокана» и «Палачи» — прим.ред.) совсем не такие, они все равно меня вполне устраивают.

Пишут, что многие ирландцы немного обижены на вас за иронию по отношению к ИРА (Ирландская республиканская армия) в «Лейтенанте с острова Инишмор»?

На самом деле, не так уж и многие ирландцы. Многие Ирландские Академики, журналисты и прочие недоумки. Совсем не моя целевая аудитория, если честно.

«Даже в самой темнейшей из душ всегда должна найтись хотя бы искра человечности»

В своих произведениях вы нередко высказываете идею «прощального гуманизма», как её называют некоторые исследователи, когда человек перед лицом смерти снова обретает человечность вне зависимости от боли, которую он причинил до этого. Вы действительно имели в виду именно это, или кругом домыслы аналитиков?

Я никогда не слышал о так называемом «прощальном гуманизме», раньше, по правде говоря. Но я верю и высказываю подобную идею, да, что даже в самой темнейшей из душ всегда должна найтись хотя бы искра человечности. Или добропорядочности. Или надежды. В любом случае, стоит попытаться отыскать проблеск этой искры. Даже в Путине или Трампе. (пауза) Хотя, наверное, у этих двоих искать не стоит. Но искра должна быть у большинства Людей. Ну вы понимаете…

Кадр из фильма «Залечь на дно в Брюгге», реж. Мартин МакДона

А вы знакомы с творчеством российских режиссеров и драматургов? Нравятся какие-нибудь их произведения?

Мне нравятся некоторые ранние фильмы Тарковского и немного из Звягинцева. К своему стыду, я практически не знаком с творчеством российских драматургов, особенно современных. Но я бы хотел приехать в Россию, посмотреть, какие дела творятся в Датском королевстве. Пропускал фестиваль в Перми (международный театральный фестиваль имени Мартина Макдонаха — прим. автора) несколько раз, но надеюсь, однажды я дотуда доберусь. И побуду известным один денёк, это должно быть приятно.

«Думаю, если я смогу и дальше снимать фильмы вроде «Залечь на дно в Брюгге» и «Трёх рекламных щитов» — фильмы, производство которых не требует больших затрат, но которые находят отклик у зрителей, да и мне самому нравятся, — то это, пожалуй, всё, о чем я прошу»

Какие из своих пьес и фильмов нравятся вам меньше всего и почему? И к чему вы стремитесь в киноискусстве, чего бы хотели достичь?

Самый нелюбимый фильм – «Семь психопатов». Пьеса – трёхсторонняя ничья в борьбе за последнее место между «Черепом из Коннэмары», «Одноруким из Спокана» и «Калекой с острова Инишмаан». К чему я стремлюсь? Думаю, если я смогу и дальше снимать фильмы вроде «Залечь на дно в Брюгге» и «Трёх рекламных щитов» — фильмы, производство которых не требует больших затрат, но которые находят отклик у зрителей, да и мне самому нравятся, — то это, пожалуй, всё, о чем я прошу. Создать ещё горстку такого рода картин. И мне кажется, что я сейчас в таком положении, что вполне способен их создавать. Каждые пять лет.

Автор: Анна Чеботарёва

Huge thanks for cooperation to Rachel Williams and Knight Hall Agency Ltd.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.