Поговорим сегодня о «геройских» героях. Поясним за термин: мы не просто о героях лирических, супер-, главных или второстепенных, положительных или отрицательных – мы о тех образах, которые описаны в культуре и вызывают (или должны вызывать) восхищение своими героическими качествами. Герои комиксов, книг, фильмов – это будто пересказ о героях из жизни, но со своими допущениями. Героев много, как же разложить всё по полочкам? Начнём с того, что условимся об одном: не только форма определяет содержание. Зададимся вопросом: кто становится героем в разное время, чьи прообразы ложатся в основу любого культурного артефакта?

Если спросить современного человека, кто есть герой, то он вряд ли сможет ответить, растеряется. Вспомнит про комиксы с супергероями, потом, возможно, всплывут воспоминания о героях из художественной литературы. Потом – о героях боевиков 80-90-ых.

«Но все эти герои разные!» — непременно скажете вы и будете правы. Давайте разберемся, от чего зависит образ героя, кроме как от формы и жанра, что делает героя героем, и как разобраться в категоризации. Раскрываем тему героизма.

Герои в литературе

Герои книг становятся исключительными преимущественно из-за своих личностных качеств (мы не берём фэнтази или фантастику). Они ближе к нам, потому что их сила отнюдь не таинственного происхождения. Они герои, потому что они – простые люди, которые смогли превозмочь себя. Но в этом кроется и главный парадокс – никто не хочет становиться таким героем. Согласитесь, дети скорее выберут костюм Человека-паука, нежели Робина Гуда. Но в то же время никто из простых людей не отказался бы от помощи литературных героев (если бы они, конечно, существовали) – Даты Туташхиа (главный герой грузинского исторического романа, который задаётся целью искоренить зло и улучшить мир – прим. автора) или Барона Мюнхгаузена, например. Человек желает быть спасённым кем-то, так как не видит в себе определённых качеств, которые позволят противостоять чему-то большему. А человек-герой понимает, что отличается внутренне и чувствует моральную обязанность спасать, когда это в его силах.

Согласитесь, дети скорее выберут костюм Человека-паука, нежели Робина Гуда

Другая особенность книжных героев – их локальность. Конечно, при экранизации режиссёр может переместить определенного Робина Гуда, Феликса Ривареса, Шерлока Холмса в XXI век, но останутся ли они такими, какими были в своем времени? Разумеется, нет. Можно транспортировать в другую эпоху некую идею, но она будет развиваться по другому вектору. Довольно иллюстративный пример – упомянутый раннее Дата Туташхиа. Он живет в конце XIX века в Грузии времен царской России, и именно это эпоха является одним из важных аспектов произведения, который объясняет человеческий бунт, недовольство системой и нежелание быть её частью. Дата – яркий персонаж именно этого времени, он не желает служить действующему политическому строю. В свою очередь, его внутренние устои не позволяют смириться с текущим положением дел, в силу чего Дата выбирает путь абрага (отшельника, который живет в тени, но всеми силами освещает путь других). Локальность обусловлена не только территориально-временным промежутком, но и атмосферой, которую невозможно воссоздать.  Не будь определенных обстоятельств, иллюстрированных в книге, мировоззрение героя было бы другим, так как главная борьба со злом заключена именно во внутренних установках, которые формируется внешним миром.

Картинки по запросу шерлок холмс

Глубина и методы борьбы со злом литературных героев также особенны. Если в комиксах зло зачастую имеет конкретное воплощение, победа над которым символизирует торжество справедливости, то в литературе исследуется абстрактная сущность зла.

Например, Дата помогает людям, пока не осознаёт, что добро не является эффективным методом борьбы со злом, так как добро превращает людей в своего рода крысоедов, взращённых в благой среде, но способных творить колоссальное зло. И это говорит не о страхе перед великой ответственностью, рожденной великой силой, а об осознании бессилия добра перед несправедливостью.

Супергерой не может отвернуться от людей, а герой может, так как порой он мыслит глобальнее. Герою хватает смелости разочароваться и начать безнадежную борьбу с сущностью, а не с конкретным воплощением

В свою очередь, Феликс Риварес (герой романа «Овод» и «Прерванная дружба» – прим. автора) проходит путь от человека с душой, полной благих намерений, до абсолютного безразличия к людям. Феликс становится большим героем после того, как окончательно разочаровывается в них. Ведь локальное добро не особо ценится. Лишь отвернувшись от себя и людей, он может полностью посвятить свою жизнь чему-то большему. И знаете, что получается? Супергерой не может отвернуться от людей, а герой может, так как порой он мыслит глобальнее. Герою хватает смелости разочароваться и начать безнадежную борьбу с сущностью, а не с конкретным воплощением.

Наконец, самое очевидное, но при этом ключевое отличие литературных героев кроется в цели создания произведений. Автор воспринимает своё произведение как некое поле для экспериментов: порой изощряется с формой, а порой – с содержанием. И получается, что автор не опирается на то, что читатель хотел бы увидеть, и не нацелен на его спасение от тоски. Автор пишет для себя, а все остальное вторично.

Можно предположить, что зарождение комиксов о супергероях, напротив, было обосновано коммерчески, нацелено на получение прибыли. Комикс должен продаваться, должен быть красивым, должен нравиться читателю. Особенно это характерно для «Золотого века» комиксов, века тотального копирования.

Так вырисовываются следующие черты:

  • Герой чувствует моральную ответственность перед другими, обычными людьми;
  • Зло абстрактно;
  • Героя нельзя безболезненно перенести в другую среду, эпоху;
  • Герой не всегда возводит человека в абсолют

Муви хироус

Великие герои боевиков 80-ых – Шварценеггер, Сталлоне, Лундгрен, Норрис, Сигал, Ван Дамм, которые являются олицетворением олдскула, своеобразной классики безудержной силы. Убили собачку троюродного брата четвероюродной сестры героя? Ваши дни сочтены, а бонусом будет ознакомление со смертоносной силой карандаша. Основной целью героев боевиков всегда являлась демонстрация пределов человеческих возможностей, иногда преувеличенных. Культ мускулатуры, пластичности мастеров боевых искусств и больших пушек.

Шварценеггера, Сталлоне и Уиллиса можно объединить в один тип героев, которым характерно не оборачиваться на взрыв, а продолжить свой путь с пулеметом за спиной, оставляя повисшим в воздухе вопрос о габаритах: что больше, орудие героя или его мускулатура

Пожалуй, самое примечательное в боевиках – герой в первую очередь ассоциируется с актером, его сыгравшим. И крутыми парнями в сознании зрителей становятся не персонажи фильмов, а исполнители их ролей. Но все же попробуем собрать образ классического героя кинематографа. собирательный образ героя некоторых из актеров.

Если смотреть фильмы с Джеки Чаном, Стивеном Сигалом, Джетом Ли или Ван Даммом, то их герои (как и они) мастерски владеют боевыми искусствами, как правило, простодушны и мудры, лишены пафоса (ну почти) и наполнены добром. Ведь они не напрашиваются на неприятности, те сами к ним приходят. Их крутость кроется не в чрезмерно накаченном теле и даже не в больших пушках. В мастерстве, которое оттачивалось годами. Этим героям присуща ещё и человечность. Джеки Чан очень часто привносит добрый юмор, скромность, своему герою, например, в фильме «Пьяный мастер».

Шварценеггера, Сталлоне и Уиллиса можно объединить во второй тип героев, которым характерно не оборачиваться на взрыв, а продолжить свой путь с пулеметом за спиной, оставляя повисшим в воздухе вопрос о габаритах: что больше, орудие героя или его мускулатура. Пафосные речи о победе над злом и бессмысленная жестокость. Фильм «Неудержимые» является яркой демонстрацией, какими были герои в 80-90-ых, но уже в разрешении «Full HD».

На фоне таких героев сильно выделяется Индиана Джонс, потому что образ, который воплотил Харрисон Форд, является довольно запоминающимся. И знаете, почему? Потому что непонятно, как этот человек спасает мир, да и нужно ли было его присутствие. Особенно в фильме «Индиан Джонс: В поисках утраченного ковчега». Перед нами герой, который не наделен никакими качествами кроме знаний об археологии, владения кнутом и удачей. Иначе невозможно объяснить, как Индиан Джонс на коне догнал вооруженных нацистов на машинах и благополучно с ними разобрался. Но это исключение, а вы знаете, о чём это говорит.

Что касается героев шпионских фильмов, тот тут всё чуточку сложнее. Что общего в таких фильмах? Передовые технологии, интеллект, и, безусловно, боевые искусства, а также некая харизма, дающая особые привилегии после спасения мира. Так Джеймс Бонд создал культовый образ шпиона, который тем или иным образом создал золотой стандарт, гармоничное сочетание всех качеств шпиона. В свою очередь «Миссия невыполнима» это про очень крутые технологи и неповторимые трюки, выполняемые Томом Крузом.

Картинки по запросу все джеймсы бонды

На их фоне выделяются Агенты «Kingsman», который высмеивают классические фильмы, поэтому все качества порой гиперболизированы: в результате получаем запредельные гаджеты, манеры истинного слуги своей Королевы, ирония, ирония над иронизирующей иронией, храбрость на грани безрассудства и отчаяния. А ещё складывающийся стереотип о классовой принадлежности, ведь шпионы – это почти всегда элита, аристократия с родословной. Но Агенты «Kingsman» стали столь успешны в прокате и столь близко приблизились к понятию «супергерои», что их внедрили в серию комиксов «Секретная служба».

Герои в комиксах

Почему появились именно супергерои? Всё просто – боги уже заняты, люди-герои излишне эксплуатируются в художественной литературе. Нужно что-то новое, но при этом достаточно знакомое, так появился симбиоз богов и людей – супергерой.

Собственно, Marvel и DC заполняют пустоту, вызванную отсутствием мифологии в США, этим и объясняются нечеловеческие способности супергероев, а также включение чужеземной мифологии (преимущественно греческой и скандинавской) в концепцию американских комиксов. Джеку Кирби, создавшему Капитана Америку, приписывают следующие слова: «Я чувствовал, что у нас не было собственной мифологии. Даже саксонцы обладали своей мифологией, и я подумал, что в наши времена нужна новая. И я создал её. Дарксаид и Орион подобны Зевсу и Геркулесу, они отец и сын»[1]. А Джерри Сигел, создавая Супермена, черпал вдохновение из мифов о Самсоне и Геркулесе.

Значит, супергерой есть Бог? Как форма определяет концепцию?

Комиксы про супергероев всё же являются чем-то большим, нежели просто миф. Формат комиксов позволяет супергероям существовать не в жёстком временном промежутке. Позволяет путешествовать во времени, но не стареть. Их создание всегда направлено на желания общества и адаптируется под эти желания, например, на стремление хотя бы в вымышленном мире увидеть разрешение актуальной проблемы. Так Капитан Америка одолел Гитлера ещё до вступления США во Вторую Мировую войну, Чудо-Женщина воевала с “главным инициатором” Второй Мировой войны – Аресом, а Хранители пытались предотвратить ядерную войну между СССР и США в период Холодной войны.

Двойственная роль супергероев выполняет и другие функции, а именно дарит надежду, что мы тоже можем стать супергероями, особенно в наивном возрасте

В своем эссе «Миф о Супермене» Умберто Эко, сравнивая мифы (комиксы) и романы, находит ключевое различие в постоянстве и статичности героев комиксов. Персонаж комикса в некоторой степени предсказуем, он не может таить в себе ничего неожиданного. Персонаж романа, напротив, стремится быть таким же, как все мы, и то, что может происходить с ним, столь же непредсказуемо и стремительно, как то, что может происходить с нами.

Одна из особенностей супергероев – двойственность. У всех них есть альтер-эго «простой человек»: Питер Паркер и Человек Паук, Кларк Кент и Супермен. Так Гари Энджил, исследуя образ супергероя, говорит, что «с одной стороны, супергерой лучше каждого из нас (из-за приписки «супер» ко всем его качествам), и, в то же время, он и один из нас (обычный человек, которому приходится рано вставать, много работать, который сомневается в смысле своей работы, как старый Бэтмен Миллера)».[2]

Но двойственная роль супергероев выполняет и другие функции, а именно дарит надежду, что мы тоже можем стать супергероями, особенно в наивном возрасте. Ведь радиоактивный паук мог укусить тебя, а не Питера Паркера, молния могла ударить в твой кабинет химии в школе, а не в лабораторию Барри Аллена, или кольцо силы после смерти Алана Скотта или любого другого зеленого фонаря могло обратиться к тебе, подобно мечу Эскалибура, который может достать из камня лишь достойный. В определенный момент твоя жизнь может полностью измениться. Это является надеждой и для менее наивного возраста, которые уже не верят в суперспособности, но верят в определенные обстоятельства, способные поменять их жизнь к лучшему.

Именно эта двойственность отсутствует в героях книг, былин или легенд. У Ильи Муромца нет костюма «Богатырь-бастер», в котором он помогает людям, таковые отсутствуют у Робина Гуда и у других. А знаете, почему? Им не нужны благоприятные обстоятельства для спасения других, геройство – это не определенный промежуток времени, а вся жизнь. Геройство не требует маски, им нечего скрывать.

Таким образом, характерными свойствами комиксовых персонажей являются:

  • двойственность;
  • суперспособности;
  • борьба со злом в конкретном воплощении;
  • максимальная универсальность, можно вставить комиксового героя в любую эпоху, и он органично впишется, например, комикс «Бэтмен: Возвращение Брюса Уэйна» (в данной серии Бэтмен живет в каменном веке, в средневековье, на Диком Западе, но остается Бэтменом, которого мы знаем).
  • «гипертрофированная мускулатура, обтягивающий костюм с ярко выраженной эмблемой».[3]

Нужны ли нам «суперы»?

Ответ на этот вопрос даёт интерпретация картины М. Найта Шьямалана «Стекло». Режиссёр словно говорит: «Нет, нам не нужны супергерои, потому что вместе с ними появятся и суперзлодеи, а это влечет суперразрушения». Более витиеватым способом об этом рассуждает DC через взаимоотношения Бэтмена и Джокера, которые не могут жить без друг друга, что пытался доказать Бэйн в серии комиксов «Бэтмен: Европа», где заклятые враги были отравлены, а противоядие находилось в крови друг друга. Не символично ли? Выпить кровь злодея, чтобы выжить, а ему позволить испить твою.

Хотели бы жить в таком мире?

Производство героев или супергероев напоминает конструктор. Из отдельных частей собирается новая история и новый персонаж, но, если присмотреться – всё дело в вариациях. Поэтому в конечном итоге, всё остается в руках читателя/зрителя, совсем как в шутке про синие занавески и символизм, который они воплощают. Герои вне зависимости от формы выражения идеи о них всегда являются отражением общества, в котором они созданы, исторического контекста, социальных конструктов и обстоятельств.

Порой созданные образы предназначены для узкой аудитории, но в большинстве случаев всё же носят массовый характер, в силу чего слишком мифологизированы и упрощены. Притом можно быть уверенным, что каждый найдет своего героического героя в комиксах, в художественной литературе, в фильмах, так как читатель определяет героя, в котором он нуждается.

Автор: Гиорги Соселия

Источник фото обложки

 

 

[1]Rhoades S. A Complete History of American Comic Books. P. 33.

[2] Popular Culture: An Introductory Text-Book / Nachbar J., Lause K. Bowling. Green: StateUniversityPopularPress, 1992. P. 315.

[3]Дмитриева Д.Г. Феномен Американского супергероя в контексте визуальной культуры XX века: дис. … канд. культ. наук: 24.00.01. – М., 2014. – С. 56.