В Москве c 6 по 8 сентября прошла 7-ая международная ярмарка Cosmoscow. 3 дня, 67 галерей, 300 художников и 14 стран-участниц. Большими цифрами сейчас мало кого удивишь, поэтому мы решили сами пойти и увидеть, как меняется с годами ярмарка и что нового она покажет в этот раз.

Узнавать о новшествах мы начали еще до начала Cosmoscow. Так, в августе стало известно, что у ярмарки теперь новый арт-директор — Саймон Рис, ведущий европейский специалист по России и Восточной Европе. Возможно, одна из целей такого хода — изменить восприятия страны в мире искусства. Этот человек хорошо знает Россию и в то же время имеет связи за ее границами. Именно он вынес громкий тезис на пресс-конференции: “Москва — новый Лондон для мира современного искусства”. Его мысль продолжает Маргарита Пушкина. Основатель и директор Cosmoscow говорит, что ярмарка теперь не просто занимается продвижением искусства, но и формирует арт-рынок.  Кроме того, Cosmoscow — частный проект, а значит у него есть определенная свобода и независимость от государства. Правда зарубежный The Art Newspaper никак не может отойти от темы политики. В своей недавней статье издание удивляется, как Cosmoscow может избирать такой космополитичный путь, если Кремль якобы постоянно твердит о неком иностранном влияние, которое способно каким-то образом подорвать Россию. 

Но оставим политику в стороне. Все-таки одна из главных целей ярмарки  — продавать, и в этом году она достаточно хорошо справилась с этой задачей. Уже в первый день пресс-показа Cosmoscow можно было считать состоявшейся. Например, галерея Fragment два раза меняла экспозицию. Выставлявшиеся гобелены питерской художницы Dagnini разлетались так, что к концу ярмарки их осталось всего три. 

Не только российские, но и международные галереи сообщили о продажах, которые с лихвой окупили стоимость участия. Многие картины снимали еще до официального начала ярмарки — коллекционеры покупали работы, не дожидаясь вечернего preview. Так, Андрей Малахов и Роман Абрамович были замечены на ярмарке лишь днем, а на “нарядную” часть мероприятия не остались. Вообще в этом году сильна дискуссия об уместности закрытых списков и вечерних вип-показов. Для кого-то ярмарка — это только купить и узнать что-то новое, а не пройтись в наряде от кутюр с бокалом шампанского между павильонов. Ну а кто-то считает, что такая светская составляющая — тоже важная часть популяризации искусства. Ваша работа в сторис в чьем-то популярном инстаграм-аккаунте — неплохой пиар, не так ли?

Закончились фуршеты в Collectors lounge, ночь vip-preview прошла, и настало время для той самой образовательной программы. Заявленные темы дискуссий были о том, как построить культурный бизнес, как взаимодействовать брендам и представителям искусства, а также о кураторстве и бизнес-стратегиях. Несмотря на интересных спикеров (Сергей Гущин, Кирилл Сорокин, Катя Федорова), отмечалось отсутствие остроты и злободневности. Логика такая:

профессионалом это будет неинтересно, а посетителям, далеким от этой темы, — все равно

Еще один и, кажется, последний бросающийся в глаза минус — цены. В стоимость билетов, а она, между прочем итак немаленькая, не входит экскурсия по очень большой экспозиции ярмарки. За это придется доплатить. Отдельный вопрос вызывает стоимость услуги “свой гид” — 5000 рублей. Это если вы пришли на ярмарку с каким-то своим экскурсоводом. Что-то это не очень вяжется с позицией каждого участника Cosmoscow, что искусство, оно для всех, а соответственно и доступно должно быть всем. 

Художниками года по версии Cosmoscow стал арт-дуэт МишМаш. Фигурки, созданные на 3d принтере, можно было найти по всей ярмарки: они карабкались по стендам галерей, прятались в щелях и специальных выемках в стенах.

Премию за лучший стенд получили Алиса Йоффе и Евгений Гранильщиков. Их монохромные черно-белые работы выставлялись от Artwin Gallery.

Премию Credit Suisse и Cosmoscow для молодых художников получил московский художник Игорь Самолет, известный фотографиями с овощами из серии “Гербарий”.

Автор: Злата Лиман
Фотограф: Мария Шепшелевич