До 25-го ноября дом VLADEY проводит предаукционную выставку в предверии традиционных осенних торгов. Успевшие уже стать классикой работы времен перестройки и совсем юные художник — всё это выставляется, а в скором времени и продаётся, в Фонде Культуры “Екатерина”. THE WALL узнал, какие арт-покупки стоит совершить в грядущий вторник. 

Входим в просторный белый зал: “Здесь у нас топ-лоты”. На стене разместился полиптих классиков соц-арта Виталия Комара и Александра Меламида «Семя креста». Состоящий из восьми квадратов, он напоминает строчки кроссворда или что-то из Майнкрафта. Для его создания художники уехали в американскую глубинку, где наблюдали за рабочими на заводах и узнавали, чем они живут. Оказалось, что религией. На одном из квадратов “Семени креста” человек стоит у наковальни, а вокруг его головы сияет чуть ли не супрематический нимб. Предварительная оценка работы: €100,000 — €150,000.

Виталий Комар, Александр Меламид Семя креста, 1989

Картина нонконформиста Олега Васильева “Свобода в ночном тумане” поначалу кажется лишь фигуративной живописью, строгие геометрические фигуры которой просто очерчивают абстрактное трехмерное пространство. Но в самом центре работы открывается вид с Гудзона на Статую Свободы, как будто смотришь на нее из бинокля, в который надо кидать монетку. Далекая полоска света в лиловом ночном тумане намекает на призрачность всех тех мечт на светлое будущее, одолевавших человека времен перестройки. В 1990-м году Олег Васильев всё-таки переехал в США и, кажется, получил свой долгожданный глоток свободы. 

Олег Васильев Свобода в ночном тумане, 1991

Важная для периода оттепели работа Лидии Мастерковой «Композиция. Прилуки» оценивается в €50,000 — €70,000. Это коллаж из ткани, образы которого в дальнейшем будут прослеживаться на протяжении всего творчества художницы. Работа, на удивление публики и в соответствии с сегодняшней повесткой, ставит гендерные вопросы. Шитье воспринимается как традиционное женское занятие, но вместе с тем в современном художественном контексте — это новаторская техника. 

Лидия Мастеркова Композиция. Прилуки, 1960-1961

На аукцион будут выставлены две картины Валерия Кошлякова. “Один раз увидишь, запомнишь этот стиль навсегда”, — так о них говорят. И действительно, эти бежево-коричневые подтёки на работах и постоянное обращение к античности — приметы довольно узнаваемые. Эстимейт на триптих 1991-го года и картину “Волчица в музее” варьируется от 50-ти до 80-ти тысяч евро. 

Валерий Кошляков Без названия (Триптих), 1991

Многие работы в советские годы вывезли за границу и только сейчас вернули в Россию на аукцион. А что же будет, если, скажем, иностранный коллекционер приобретет какой-либо лот, только недавно возвращенный на родину, и вновь увезет его за рубеж?

На такой вопрос основатель аукционного дома VLADEY Владимир Овчаренко отвечает, что “будут, конечно, свои плюсы и минусы”. В нашей стране работа доступна российскому зрителю, и хотя бы какой-то круг людей ее да увидит. “Но, — добавляет он, — мы, конечно, как страна, видим будущее в распространении своих работ по миру. Это принесет больше пользы, чем если мы просто будем сидеть здесь на своих произведениях”.

И всё же, по мнению Владимира Овчаренко, самые значимые работы стоит оставлять себе: “Например, художник Х произвел 500 работ. Мы выбираем пять самых важных, каким-то образом их достаем и оставляем у себя в музеях. Остальным 495-ти мы можем оказать поддержку, помочь в продажах. Это работает как и дистрибуция любого другого товара: все заинтересованы, чтобы их продуктом пользовались в других странах”.

Во время пресс-завтрака Владимир Овчаренко сидит на фоне картины Александра Виноградова и Владимира Дубосарского «Мосфильм» (эстимейт €70,000-100,000). Это большое полотно, на котором изображена монументальная заставка советской киностудии, а всю торжественность образа довершает нарисованная же рама картины. Художники словно отсылают к тому культурному коду, который заложен в людях эпохи оттепели. На выставке так, кстати, делают не только они. Ростислав Лебедев в работе “Сделано в СССР” иронизирует над советским знаком качества, Леонид Ламм выкладывает из серпа и молота знак доллара, а Леонид Соков изображает Сталина в обнимку с Мэрилин Монро

Александр Виноградов, Владимир Дубосарский Мосфильм, 2014

Совсем другие по настроению работы ленинградских объединений 80-ых годов. Здесь нет ни следа от Советского Союза: только бесшабашные образы, яркие цвета и коллажи из зарубежных журналов. Есть даже декорации Ивана Сотникова (эстимейт €14,000 — €16,000) к первым выступлениям “Поп-механики” Сергея Курехина. Безумные музыкальные перформансы происходили на фоне своеобразного триптиха. На нём существо, по форме напоминающее ёлку, весело пинает ногой полицейскую машину. По бокам люди танцуют, так же, как наверняка это делали участники самого коллектива на сцене. Кроме того, на выставке есть даже два коллажа Виктора Цоя и тканевая работа Тимура Новикова “Самолет”, которая в этом году стала топ-лотом (эстимейт €50,000-70,000).

Иван Сотников Декорация к «Поп-Механике», 1986
Тимур Новиков Самолет, 1988

Все большую популярность набирает сейчас арт-группировка “Север-7”. Участники вырубают картины из дерева, рисуют землей и в принципе часто обращаются к природным материалам. Знакомая многим по шоу “Da!Moscow” работа Нестора Энгельке “Деревянная карта” с рассыпанными под ней опилками теперь выставлена на аукцион. Эстимейт: €6,000 — €8,000. 

Нестор Энгельке Деревянная карта, 2019

Даже если вы ещё не заделались арт-коллекционером с мировым именем, а единственные торги, которые посещали, — это черная пятница и своп-вечеринка в баре, всё равно обязательно сходите на предаукционную выставку в Фонде Культуры “Екатерина”, чтобы увидеть тех, кто сформировал в своё время отечественную арт-сцену, и тех, кто продолжает формировать её сейчас. 

Автор: Злата Лиман
Источник фотографий: vladey.net