2017 год близится к своему завершению, и авторы музыкального раздела THE WALL Magazine решили рассказать о своих любимых релизах уходящего года.

Анастасия Гастин:

Paramore – «After Laughter»

Возвращение Paramore в 2017 году разбередило души многих почитателей старого доброго поп-панка (от которого, впрочем, в музыке Paramore остались лишь рожки да ножки). Затяжное молчание после того, как в декабре 2015 года группу покинул очередной участник, стало поводом для постоянных слухов и спекуляций: а не ушли ли Paramore на покой? Но, как и прежде, американцы воспрянули духом и выдали концептуально полноценный, осмысленный альбом со своей философией. Проще говоря, назвать его штампованным продуктом язык не повернётся: каждая песня «After Laughter» не только звучит по-другому, но и рассказывает свою уникальную историю. Это и песни о признании своих ошибок («Told You So»), и о боли от разбитых иллюзий («26»).

В процессе записи группа действительно испытывала проблемы с поиском нового музыкального стиля, и вдохновлялись они любимыми группами детства – Blondie, Talking Heads, Fleetwood Mac. Это сильно отразилось на общем звучании альбома: в нём хватает веяний 80-ых годов. Как всегда, Paramore выпустили нечто, совершенное не похожее на себя предыдущих. Но именно в этом главная причина, по которой творчеству группы стоит уделить внимание: ты никогда не знаешь, куда их приведёт очередная драма. Главное, что они всё ещё верны себе, а похвастаться этим может не каждый музыкант.

Morrissey – «Low in High School»

Новый альбом Моррисси, «Low in High School», не вызвал в прессе ажиотажа: недавний отказ музыканта давать интервью печатным СМИ и то привлёк куда больше внимания. Наверное, это всё потому, что от бывшего вокалиста The Smiths уже не ждут ничего хорошего или интересного: недаром ведь он становился участником сразу нескольких скандалов, да и вообще высказывал не самые популярные мнения. Поэтому Моз перестал надеяться на «взрослую» аудиторию и решил через музыку обратиться к юному поколению: к тем самым, кто чувствует себя униженным в старшей школе и, как бы печально это ни было, слышать ни о каких The Smiths не слышал.

Несмотря на искреннюю мизантропию, Моррисси не лишает молодых людей будущего. Да, он поёт о войне I Bury The Living») и монархии, за которой скрывается деспотия («I Wish You Lonely»), но в то же время говорит: если молодые люди будут влюбляться, всё будет хорошо («All The Young People Must Fall In Love»). И это Моррисси, столько раз заявлявший о своей асексуальности и том, что животные – и те лучше людей! Может, от него-то и стоило бы ожидать пропаганды, но, если подумать, такую роль певец на себя не берёт. Он своё дело сделал: поделился опытом, а школьники пусть сами решают, слушать (и прислушиваться) его или нет.

В его пользу говорит и тот факт, что музыка не отличается мейнстримностью, хотя от совсем юного Моррисси в ней ничего не осталось. Но это всё-таки естественное творческое развитие, и ничего страшного в этом нет. По следам Дмитрия Маликова, в общем, Моррисси не пошёл – и на том спасибо.

Lorde – «Melodrama»

«We told you, this was melodrama!» – заявляет новозеландская певица в одной из песен в новом альбоме, и, на радость почитателям её таланта, полностью оправдывает свои заверения. Слушая песню о писательнице в темноте, безудержно влюблённой в кого-то, кто её покинул («Writer in the Dark»), или о девушке, танцующей в комнате в гордом одиночестве («Liability»), понимаешь, что весельем тут и не пахнет. «Melodrama» целиком и полностью состоит из откровенной, трогательной лирики, которую Лорд, кстати говоря, пишет сама.

Но плакать почему-то не хочется: зачем, когда есть «Green Light»? Да, нас всё ещё держит прошлое, но мы с энтузиазмом ждём этот «зелёный огонёк» и, в общем-то, развлекаемся под энергичную поп-музыку. Нас одновременно трогает глубина переживаний и веселит задорность музыки: и это далеко не тот случай, когда подобный контраст бьёт по ушам. Наоборот!

Продюсером, кстати, выступил Джек Антонофф, подаривший миру «1989» Тейлор Свифт – так что, если вспомните, как отовсюду играла «Shake It Off», многое встанет на свои места. Свифт получила статуэтку Грэмми в номинации «Лучший альбом года», и, может статься, Лорд в этом году пойдёт по следам своей звёздной подруги. В 2014 году она уже побеждала в номинации «Запись года» за сингл «Royals»: что может пойти не так на этот раз?

https://www.youtube.com/watch?v=aClxGM-yAdM

 

Ярослав Веринчук:

Alt-J «RELAXER»

Британский квартет, который принято считать адептами «тихой музыки», в прошедшем году разразился безоговорочно лучшим альбомом за всё время своего недолгого существования. Недолгого потому, что путь к музыке такой силы обычно измеряется десятилетиями – скажем, величины вроде Sigur Ros или Radiohead живут уже значительно дольше большинства из нас, а формулу к своему звуку подобрали лишь на втором десятке существования.

«RELAXER» – это космос, стопроцентная органика и чистый музыкальный вкус. Если на двух предыдущих пластинках шепот гитарных рифов перемежался с не самыми убедительными поп-песнями, больше напоминавшими усредненную реплику Imagine Dragons или X Ambassadors, то в прошедшем году группа, кажется, совершила настоящую духовную революцию. Наконец достигнута химия между вневременными «3WW», «Last Year», «House of the Rising Sun» или «Adeline», с прекрасными, но такими понятными и сегодняшними «In Cold Blood» и «Deadcrush». Тот, кто уже взаимно влюблён в Alt-J-2017, не останется без крутейшего подарка под ёлкой – в декабре группа выпустила «живой» EP из пяти песен, добавив ещё одну нить в идеально вытканное полотно альбома. Если же вы ещё не слышали эту красоту, то мы завидуем вам белой завистью. Локация – утренний каток, внутри – новогоднее настроение, в наушниках «RELAXER» – кажется, именно так провожают хороший год и встречают новый, всегда обещающий нечто большее.

Vulfpeck – «Mr. Finish Line»

Бьёмся об заклад, что в иллюстрированных словарях английского языка визуальным сопровождением слов «стиль» и «счастье» выбраны именно фотографии американских героев фанка Vulfpeck. А вероятно и всех прочих, которые могут быть сопряжены с любовью к своему делу и ураганом оголтелого рок-н-ролла. Богатая дискография виртуозов из Мичигана уже насчитывает три студийных альбома и ряд удивительно зрелых экстендед плеев, ставших незаурядной пробой пера.

Ноябрьский «Mr. Finish Line», пожалуй, не превосходит гениальный студийный дебют группы 2015 года – «Thrill of the Arts», — но каждый релиз Вулфпэк обречен стать одним из главных саундтреков года. Их музыка всё так же бессовестно хороша и располагает (к себе) целым арсеналом жанровых решений: почти-что-мюзикл середины альбома со стремительными басовыми, невесомыми духовыми и прыгающими драмм-секциями уступает место медленным соул-балладам, открывающим и заканчивающим пластинку. Так, мягко пропетое завершение «My grandmother believed it, that’s why I can see it» составляет краткий портрет живой музыки Вулфпэк – это действительно идеальный баланс старого и нового.

Альбом также успел обзавестись видеоматериалами, как и прежде, выверенными в сочетании live-формата, атмосферы импровизации и мягкой цветокоррекции (см. «Baby I Don’t Know Oh Oh» или «Birds of a Feather…»). Вообще, слов для описания «Mr. Finish Line» решительно не хватает. Пойдёмте слушать.

Kendrick Lamar – «DAMN.»

Писать о сольных выходах Кендрика Ламара дело неблагодарное: каждый альбом МС из Комптона попадает во все мыслимые топы, обильно сдабривается хвалебными отзывами и одними разбирается на детали, а другими – на цитаты. Под конец 2017, кажется, дурным тоном считается непризнание хип-хопа в качестве важного и самореферентного пласта музыки, прочно удерживающего пальму первенства в перечне популярных жанров последних 10 лет. Однако, вокруг по-прежнему достаточно людей, чьему уху непросто приспособиться к каноническому звучанию рэп музыки с её сэмпловой основой, прямой бочкой и серьёзной лирической нагрузкой, образцом которой и является «DAMN.». Таким слушателям к прослушиванию рекомендуется предыдущий альбом артиста – «To Pimp a Butterfly» – невероятная смесь фьюжна, джаза, прифанкованных гитар и классического хип-хоп звучания.

«DAMN.» же оказался важным прецедентом в дискографии Кендрика в том смысле, что минимализм и монолитность инструментальной части призваны лишь обрамить текст, отправить слушателя в историю депрессивных и бравурных монологов одного дня из жизни персонажа Ламара, но не отвлечь от неё. Альбом буквально сочится концентрированным отчеканенным словом и лёгкой игрой в вокал, являясь, кроме того, отличным стимулом к постижению английского языка. Вероятно, на уровне инстинктов многие из нас услышат прыжок и шаманизм песен «HUMBLE.» и «ELEMENT.», свободу громких «GOD.» и «XXX.» или суицидальную тревогу «FEEL.» и «FEAR.», но путь к рациональному осознанию этой музыки лежит в вербальной составляющей альбома. Рецепт трогательно прост: освобождаем день на вечно коротких зимних праздниках, берём чашку чего-то горячего по вкусу, ставим альбом одной песней по запросу «Kendrick Lamar Damn Full» и открываем Conext.Reverso или RapGenius в помощь своему языку – путешествие ждёт нас. Не забудьте написать нам в редакцию о пережитом опыте!

 

Денис Молодцов:

Jamiroquai – «Automaton»

Восьмой альбом британской группы Jamiroquai предлагает своеобразное путешествие в эпоху диско и фанка в лучших традициях представителей этих жанров как KC and the Sunshine Band, Kool and the Gang. Большинство из песен звучат ретро, но достаточно свежо и энергично, мастеринг звука на высоком уровне, хорошо использованы ретро эффекты. Заглавная песня «Automaton» с её электронными мотивами напоминает классический электроник-рок и заслуженно была выбрана первым синглом альбома. Вместе с третьим синглом «Superfresh» песня «Automaton» имеет потенциал стать «визитной карточкой» группы наряду с «Virtual Insanity» и «Deeper Underground».

Приятный сюрприз в альбоме «Automaton» – присутствие хип-хоп элементов и их сочетание с фанком. Такая манера исполнения вокалиста Джея Кея слышна в песнях «Nights out in the Jungle» и «Vitamin». Британцы не стоят на одном месте и двигаются вперёд, сочетая разные жанры в своей музыке.

Звучание альбома создаёт релаксирующую атмосферу и не ангажирует сложностью композиции или текстов. Так что если вам надоела трендовая электроника, и вы ищете более спокойную музыку, то «Automaton» – то, что вам нужно.

Russkaja – «Kosmopolitburo»

Russkaja, бесспорно, одна из тех групп, которая не позволит слушателю скучать. Австрийский коллектив с грузинским вокалистом, играющим в стиле «русская турбо-полка», этим летом выпустил свой пятый альбом «Kosmopolitburo». Музыка Russkaja предлагает максимальную жанровую вариативность – тут есть и элементы панка и ска, и народной музыки, и даже романсов, и немного электроники. В «Kosmopolitburo» при первом слушании альбома почти невозможно угадать, что следует дальше – пластинка начинается с юмористической «Hey Road», затем идет более тяжелая «Alive», а в «Still in Love» уже преобладают лирические настроения. Приятное впечатление производят песни «Cheburasсhka», «Volle Kraft Voraus», которые нельзя ограничить конкретным стилем. Это разнообразие в большой степени дефинирует музыкальное направление группы Russkaja, а таких групп в современном мире мало.

Сам альбом отличается не только благодаря разнообразию жанров, но и текстам. Вокалист Георгий Маказария поёт на русском («Hello Japan»), немецком, английском («Hey Road»), итальянском («Mare Mare») и испанском («La Musica») языках. Наличие брасс-секции и скрипки дополняет мультикультурного колорита группы. Конечно, вряд ли слушатель поймет одинаково хорошо смысл текстов на всех языках, но при наличии гарантированного настроения послания немного уходят на второй план.

Russkaja делают музыку ради юмора и веселья, так что если хотите повеселиться разнообразными композициями, то «Kosmopolitburo» – один из наиболее подходящих альбомов.

 

Анна Толстикова:

Gorillaz – «Humanz»

Семь лет молчания – и вот Дэймон Албарн воссоединяется с Джейми Хьюлеттом, собирает вокруг себя толпу замечательных музыкантов и рождает на этот свет «Humanz». 2D, Мёрдок, Нудл и Рассел повзрослели и выросли профессионально, что и проявилось в альбоме: звучание «Humanz» на порядок выше предыдущих релизов. Стиль рисовки Хьюлетта тоже изменился. Да и технологии за семь лет скакнули вперёд.

Альбом записан совместно с приглашёнными музыкантами: от Винса Стейплса и уже появлявшегося на треках Гориллаз De La Soul до латиноамериканской певицы Кали Учис и солистки группы Savages Дженни Бет. Без фита записана только одна песня – «Busted and Blue», что вполне оправдано: это очередная задумчивая исповедь 2D, а такие исповеди – обязательный элемент каждого альбома Gorillaz.

Альбом получился очень бодрым и электронным – впрочем, как и всегда. Только на этот раз саунд Гориллаз приобрёл глубину и стал более многоуровневым: треки с «Humanz» увлекают в космические дали и закручивают в тщательно скомпонованной буре нескучных сэмплов. Насыщенность и разнообразность звучания при сохранении общей линии – это то, что выводит «Humanz» на высший уровень и делает честь его создателям, ведь страшно подумать, как при таком количестве разношерстных музыкантов можно разложить всё по своим местам, чтобы звучало мощно и монолитно.

Шкловский – «Это не вам»

Группа «Шкловский» – детище сценаристов-кинематографистов Михаила Местецкого и Сергея Корнихина. Альбом «Это не вам» – второй студийный, но абсолютно новым его не назовешь: всё-таки большинство песен группа исполняет уже много лет, но только сейчас для них нашлось место в полноценном релизе.

Вселенная группы «Шкловский» пропитана духом 90-х, русским авантюризмом, жизненной философией и сатирами на вечные российские темы. От этой музыки хочется пуститься в пляс, запрыгнуть на стол и орать песни во все горло. В целом, злободневные тексты в России – явление не новое и не редкое, но тексты «Шкловского», во-первых, полушутливы, что добавляет им лёгкости, во-вторых, облечены в добротные аранжировки и подкреплены сильным продакшеном. Сценарное дело не отпускает музыкантов и здесь: тексты песен похожи на сцены фильмов – такие же визуальные и проникнутые эпосом. Будь то рассказ о жизни человека, как в песне «Местечкис», или история из жизни выдуманного королевства, где король всеми силами манипулирует вниманием общественности, в «Принцессе».

Альбом выдержан в том же духе, что и первый, «Рычаг». Музыканты не изменяют своему стилю: что в том альбоме, что в этом всё те же глубокие и уверенные голоса Местецкого и Корнихина, поющие о гипертрофированных российских реалиях под аккомпанемент баяна, гитар, контрабаса и ударных. Только вот «Это не вам» звучит ещё насыщеннее, безумнее, веселее и интереснее.

Aristophanes – «Humans Become Machines»

Свою каплю известности тайваньская рэп-исполнительница Aristophanes приобрела после коллаборации с Grimes на треке «Scream» из альбома «Art Angels». Правда, широкая популярность её пока не коснулась. «Humans Become Machines» – второй студийный альбом исполнительницы, и в этот раз продакшеном занялись все та же Граймс и Уилл Батлер из «Arcade Fire».

Живет она в Тайбэе, учит детей креативного письму и в свободное время экспериментирует со звуком. Все её творчество звучит очень необычно и непривычно. Пикирующие интонации, которые за полсекунды от высоких тонов спускаются в таинственный шёпот, сексуальный, а иногда совсем детский, тембр. О чем она поёт, могут понять только те, кто владеет мандаринским китайским, хотя сама Aristophanes, бывает, поясняет смысл своих текстов на английском языке в соцсетях. Так, например, из её инстаграма можно узнать, что в треке «Pass Through Me» речь идёт о том, как космический корабль, на котором она раньше путешествовала, стал съедобным, и как она его съела, что спровоцировало в ней некоторые занятные иллюзии.

Музыкальная составляющая её треков звучит ещё более диковато, чем её манера исполнения. Глитч, нойз, но при этом иногда лиричность и плавность. Все звуковые крайности сведены настолько хорошо, что то, что обычно должно вызывать кровь из ушей, звучит органично и достаточно приятно. Её музыка похожа на абстракционизм: тут разводы и пятна, там вспышки света и геометрия. Порой мрачновато, но ярко и красочно.