На сцене центра им. Мейерхольда показывают пьесу «Как эстонские хиппи разрушили Советский Союз». Когда первый раз видишь название, то сразу хочется думать, что забыли поставить в конце предложения вопросительный знак, чтобы получился риторический вопрос. Но нет, вроде так задумано. 

Поставил спектакль режиссёр Талгат Баталов по одноименной пьесе Михаила Дурненкова, написанной по мотивам книг Владимира Джа Гузмана и Тибетской книги мертвых. Пьеса создавалась для Эстонии и про неё. А вот Тибетская книга мертвых — священная книга Запада — настоящий путеводитель по загробному миру.   Суть Тибетской книги мертвых как раз таки в том, что создать путеводные правила, которые бы стали руководством к действию после смерти на период в 49 дней с целью дальнейшего благоприятного перерождения. 

В программе к спектаклю даётся расшифровка двух ключевых путеводных слов: «трип» — измененное состояние сознания, характеризуемого отличным от типичного восприятием, и «психоделический», то есть проявляющий дух. Картинка сошлась: вы отправляетесь на сто минут в зал или в путешествие в магический мир, где неминуемо придется столкнуться если не с развалом СССР под натиском хиппи, то с чьим-нибудь разрушением, смертью точно. 

Зритель встречается с шестью хиппи из Таллина. Действие происходит в далёком 1972 году. Диалоги героев первые пару минут весьма туманны, впрочем, похожая атмосфера и в зале. Туман и круг, который станет событийным центром происходящего, — главные декорации спектакля. Впрочем, это даже неплохо: ничего не отвлекает от происходящего. Через некоторое время начинаешь понимать, что подобного рода беседы вполне гармонично сопровождают малоправдоподобную историю о том, что металлическая палка без отверстий (как утверждают, даосская флейта) способна победить идеологическую машину – Советский Союз. Он преподнесен исключительно как «империя зла». Препятствий на пути борьбы с Советским Союзом у ребят масса как внутри себя, так и вовне: сомнения, страхи, родители, жаждущие отправить своих чад в МГУ для дальнейшего партийного роста, соблазнительная идея free love, КГБ в конце концов.

Где–то на середине спектакля пульс уже вошёл в такт с ритмом магических треков, попеременно сменяющих друг друга на протяжении всего происходящего. И в целом на зрителя уже подействовали парами опиатов, которые с завидной частотой вдыхают советские хиппи. Выражаясь аллегорией одного из героев спектакля, «всё тело наполняется шампанским, только вместо пузырьков – звезды». 

Когда дело подходит к сотой минуте, вопроса «а зачем вообще эстонским хиппи разрушать Советский Союз» как будто бы и не было. Становится интереснее без всякой аналитики наблюдать за заранее предопределённой борьбой, за донельзя нервными силами, за эксцентрикой в тотальном. Вообще принятие того, что всё происходящее — абсолютная фантасмагория, значительно упрощает понимание сути спектакля и увеличивает удовольствие. 

Правда, как бы далеко от реальности режиссёр ни уводил зрителя, привкус сострадания и сочувствие за судьбу героев из зала унести придётся точно. Уж слишком реалистичны судьбы, слишком много в них повседневной правды. Наверное оттого, что категории «молодость», «дружба» и «любовь» остаются каждому понятными и близкими вопреки режимам власти и образа жизни.

Автор: Виктория Смирнова