Новый фильм Бертрана Бонелло уже успел получить огласку в русских СМИ. О нем написали Антон Долин и Афиша Daily, журнал Сеанс взял у режиссера интервью, в котором тот рассказал о магии вуду и культурной апроприации, а телеграм-каналы на прошлой неделе уже зазвали всех в кинотеатры. Но как воспринимается фильм вдали от нарядных премьер со вступительными речами и восторженных рецензий? Вечером буднего дня мы заглянули в полупустой зал кинотеатра Garage Screen, где как раз показывали “Малышку зомби”. 

Бертрана Бонелло знают, в первую очередь, по фильму “Сен-Лоран. Стиль — это я”. Остальные его работы не получили подобной огласки. Бонелло делает “кино не для всех”. Кажется, нацелено оно на настоящих синефилов, которые после рабочего дня придут в кинотеатр не в со своими друзьями, чтобы отдохнуть и весело провести вечер, а одни. Они прокрадутся в кинозал со стаканчиком кофе, только-только купленным в кафе Гаража, а поскольку пришли они намного заранее, то в ожидании начала будут читать. 

Перед нами не типичный ужастик с мертвецами, вылезающими из могил. Несмотря на слово “зомби” в названии, фильм не собирается пугать или каким-либо образом пародировать клишированные страшилки. Здесь скорее проводится настоящее исследование вопросов власти, либерализма, смешения культур. За этими обширными понятиями скрываются две истории, которые, на первый взгляд, никак не взаимосвязаны, но волшебным образом ближе к концу сливаются в одну. 

Гаити 1960-ых и Франция наших дней. Плантации, на которых работают “заколдованные” рабы-зомби, и закрытая школа для девочек, в которой учатся лишь те, чьи семьи награждены орденом Почетного Легиона. Зрителя перебрасывают между этими пространствами, причем происходит это так внезапно, что границы действительно начинают стираться, хотя, казалось бы, сложно найти более непохожие и несочетающиеся места. 

Первая история, с которой и начинается фильм, рассказывает о реальном человеке — Клэрвиусе Нарциссе (Макенсон Бижу), который был порабощен магией вуду, вырыт из могилы и отправлен трудиться на плантации. Его история — это попытка вырваться из того заколдованного состояния, когда есть только тело, которое может работать, но не может говорить, помнить, чувствовать. 

Другая сюжетная линия — французский лицей с девочкой Мелиссой (Висланда Луима), единственной чернокожей ученицей в классе, и ее подругой (Катиана Мильфор), которая тяжело переживает расставание с возлюбленным. За помощью она обращается к колдунье, практикующей магию вуду,- тете Мелиссы. 

Фильм состоит из долгих статичных кадров. Вот, например, девочки собираются ночью и включают песню французского рэпера Damso. И, кажется, нам дадут послушать максимум один куплет, но песня проигрывается от начала до конца, а все это время на экране подпевающие школьницы в пижамах. Так кино словно превращается в медитативный процесс.

Развивая сюжетную линию заколдованного Кларвиуса Нарцисса, режиссер уделяет время и таким кадрам, на которых по несколько минут облака медленно плывут на фоне полной луны или же сахарный тростник ночью колышется на ветру.

Поначалу нервно задаешься вопросом “Это что, весь фильм будет такой?”, начинаешь оглядываться на остальных зрителей, поднимаешь голову к высокой крыше Garage Screen, но потом привыкаешь и, кажется, по-настоящему расслабляешься. Это не динамичный экшен,  который каждую секунду нагружает сознание новым ярким кадром.

“Малышка зомби” дает время на собственные размышления и ответы, и, думается, именно сейчас, во время непрекращающегося потока информации, каждому нужно такое кино.

Автор: Злата Лиман