Правительство страны обеспокоено нелегальным оборотом денежных средств и главным способом борьбы считает запрет оплаты дорогостоящих покупок с помощью «живых» денег, то есть наличными.
С чем это может быть связано?
Дорогостоящие сделки, будь то оказание услуг или передача товара, должны сопровождаться соответствующей отчётностью в налоговый орган. Чтобы уклониться от налогов с вышеуказанных транзакций, оплата совершается наличными, и это нигде не фиксируется. Итог – государство недополучает часть налогов. К тому же, наличные в неопределенных размерах легко хранить дома, и нет возможности их отследить, так что вероятность отмывания денег становится выше (уместно напомнить случай о том, как полковник МВД Дмитрий Захарченко упрятал в своей квартире тонну банкнот). Безналичный же расчёт легко отслеживаем и гарантирует стопроцентное пополнение госбюджета средствами, текущими по этому каналу.
Почему закон до сих пор не принят?
Первоначально планировалось, что закон вступит в силу 1 января 2014 года, а с 1 января 2016 года величина покупки, оплаченной наличными, снизится с 600 до 300 тыс. рублей. Процесс затянулся в связи с наложенными на Россию санкциями, и закон не был принят, чтобы не шокировать, а поддерживать существующую платежную систему страны.
«Создание искусственной среды для перехода к безналичным расчетам, по его мнению, не приведет к нужным результатам, а только усугубит ситуацию»
Вопрос об ограничении наличных платежей, вновь поднятый в Минфине в январе 2017 года, породил широкую дискуссию, и стало ясно, что нет единого взгляда на этот счет. По мнению министра финансов Антона Силуанова, который представил эту тему на обсуждение, данная мера поможет стать экономике более чистой и прозрачной. Такой же позиции придерживается и первый вице-премьер Виктор Шувалов. Однако он отмечает, что нет необходимости применять административные ограничения и принуждения, например, штрафы. Президент инвестиционного холдинга «Финам» Владислав Кочетков верит в реализацию запрета наличных, но, по его мнению, процесс должен протекать постепенно, поскольку безналичные операции достаточно дорогостоящие и не выгодны малому бизнесу, доля которого всё-таки преобладает в отечественной экономике и который больше всего пострадает от таких мер. Поэтому для начала необходимо создать всю необходимую инфраструктуру, чтобы процесс перехода от наличности к картам был максимально естественным и минимально болезненным.
Отрицательную позицию к жестким мерам по ограничению оборота наличности выражает член совета Московского отделения «Опоры России» Дмитрий Несветов. Создание искусственной среды для перехода к безналичным расчетам, по его мнению, не приведет к нужным результатам, а только усугубит ситуацию: бремя обслуживания безналичных платежей ляжет в конечном счете на потребителей, то есть все закончится ростом цен и общественным негодованием.
Положение России в системе безналичных расчетов
В топ-10 стран с самой высокой долей безналичных расчетов в общем объеме потребительских платежей входят Бельгия – 93%, Франция – 92%, Канада – 90%, Великобритания и Швеция – 89%, Австралия – 86%, Нидерланды – 85%, США – 80%, Германия – 76% и Южная Корея – 70%. По словам главного аналитика Сбербанка Михаила Матовникова, в России эта цифра составляет 24%, и через десять лет достигнет лишь 50% уровня.
«Представители власти должны понимать, что в случае ускорения процесса и искусственного внедрения системы могут возникнуть сложности»
Планка платежей, которые можно совершать наличными, уже установлена в Испании (не более 2,5 тыс. евро/ 150 тыс. рублей), Бельгии (не более 15 тыс. евро/ 900 тыс. рублей), Греции (не более 3 тыс. евро/ 180 тыс. рублей), Италии (не более 1 тыс. евро/ 60 тыс. рублей) и ряде других стран. Стоит отметить, что там безналичные расчёты пользуются большей популярностью чем наличные, поскольку являются сравнительно более дешёвыми. В России комиссия для юридических лиц по безналичным транзакциям все ещё составляет свыше 3%, что не может не сказаться на стоимости товаров и услуг, в которую она включается.
Основные прогнозы
Результаты опроса ВЦИОМ показывают, что 80% россиян негативно относятся к ограничению наличных платежей, поскольку не считают эту меру результативной с точки зрения борьбы с отмыванием денег и криминалом, а видят её негативную сторону вмешательства в частную жизнь граждан и ущемления соответствующих прав. Лишь 1% населения, по данным того же опроса, пользуется только безналичными расчетами, а 32% – только «живыми», поскольку высок уровень недоверия к банковской системе, и переключение от второго к первому происходит крайне медленно.
На сегодняшний день развертывание системы безналичных платежей по всей стране естественным путем в короткие сроки не представляется возможным, учитывая отсутствие и банковских отделений, и стабильной сотовой связи, и доступа в Интернет за пределами райцентров, то есть той самой инфраструктуры, которая присутствует на развитых рынках. Проект, безусловно, будет иметь положительные результаты, если на него правильно откликнется общество: уровень коррупции, частота отмывания денег и число нелегальных операций снизятся, в то время как госбюджет начнёт пополняться, что, возможно, скажется на росте госзакупок и благосостоянии страны. Однако представители власти должны понимать, что в случае ускорения процесса и искусственного внедрения системы могут возникнуть сложности с каналом доверия, ведь насильственное внедрение может поставить под угрозу гражданские права. Поэтому правительство должно быть готово взять на себя все риски и ответственность за легализацию этого законопроекта и объяснить населению «на пальцах» необходимость и положительные стороны его внедрения.
Автор: Ксения Чиркова