Об уходе Владимира Якунина с поста главы РЖД стало известно 17 августа 2015 года. Новость мгновенно привлекла внимание СМИ, были выдвинуты многочисленные версии о причинах прекращения полномочий столь видной фигуры российской экономической элиты. По словам самого В. И. Якунина, о том, что он в скором времени может покинуть должность, ему было известно заранее. «Никакого сюрприза для меня не случилось. Хотя о таких шагах редко объявляют публично и загодя» – так прокомментировал он ситуацию в интервью Газете.Ru[1].

Однако добровольный характер принятого решения не отменяет наличия других объективных причин. Ведомости со ссылкой на федерального чиновника, пожелавшего остаться анонимным, выдвигают версию о конфликте между Путиным и Якуниным в вопросе бюджетной политики РЖД[2]. Согласно макроэкономическому прогнозу министерства экономического развития РФ, в 2016 году «на поддержание финансовой устойчивости» монополии нужно 130 млрд рублей, если стоимость грузоперевозок повысится на 7,5%, и 100 млрд рублей в случае, если их стоимость возрастёт на 10%. При этом, по заявлению Счётной палаты РФ, с 2012 по 2014 гг. общая сумма неэффективно потраченных госкомпаниями средств составила 607 млрд руб., 190,2 млрд руб. из которых приходится на долю РЖД (31,3% от общего объёма). РБК опровергает версию о том, что экс-глава РЖД заранее знал о своей отставке, также ссылаясь на анонимного собеседника из окружения Якунина[3]. В любом случае, субсидийные «аппетиты» РЖД идут вразрез с эффективностью их использования, и ответственность за это лежит на главе госмонополии. Алексей Венедиктов в качестве причины отставки Якунина также называет конфликт с Дмитрием Медведевым и Аркадием Дворковичем из-за отказа Владимира Ивановича предоставить информацию о доходах. Опубликованное на персональном сайте Алексея Навального расследование Фонда борьбы с коррупцией указывает на размеры этих доходов. Но основополагающим моментом в конфронтации президента РЖД и Правительством стал скорее сам факт «неповиновения» Якунина, не удовлетворяющего существующей ныне вертикали власти.

17 августа временно исполняющий обязанности главы Калининградской области Николай Цуканов внёс изменения в список потенциальных представителей правительства в Совете Федерации, выдвинув кандидатуру Владимира Якунина. Позже экс-президент РЖД подтвердил своё согласие, при этом уточнив, что окончательное решение он примет после проведения выборов 13 сентября. Наконец, 15 сентября Якунин публично отказался от предлагаемого ему места в СФ РФ. «Человек только тогда может принести максимальную пользу обществу, да и самому себе, когда использует тот набор знаний, опыта, который ему свойственен» – так прокомментировал Якунин своё решение, сделав акцент на прошлом опыте в должности первого секретаря Постоянного представительства СССР при ООН и основателя общественного форума «Диалог цивилизаций». Отказ Якунина от новой должности интерпретировали по-разному. РБК выдвигало версии о неприятном напряжении в самом Совете Федерации, не готовом к такой значительной и неожиданной фигуре в своих рядах; Русская служба Би-би-си увидела в этом решении бегство от обязательств обнародовать информацию о доходах[4]; а некий источник, близкий к РЖД, утверждает, что отказ Якунина был мотивирован «обычной человеческой обидой» – предложенную должность экс-президент госмонополии посчитал недостаточно статусной[5].  Реально же Владимир Иванович понимал – «просто так» уйти вряд ли получится, придётся выбирать между дальнейшей государственной службой и частным бизнесом. Фактически, его уход с должности главы РЖД даже сложно назвать увольнением, отставкой – это, скорее, максимально мягкое удаление, а учитывая присвоение ранга чрезвычайного и полномочного посла 18 апреля 2014 года, это удаление можно назвать закономерным. Вся ситуация не представлялась как громкий скандал, и потому требовала такой же спокойной, размеренной реакции. В этом плане В. И. Якунин повёл себя последовательно – он не только не отклонил предложения сразу, но даже выступил с готовностью к новой должности. При этом, выждав некоторое время и дав отрицательный ответ, он и сохранил свой престижный статус, и выглядел совершенно естественно.

О дальнейших перспективах деятельности Якунина можно только догадываться. Вряд ли бывший глава РЖД серьёзно рассматривает политическое будущее на просторах родной страны – отказ от места в Совете Федерации в этом плане был весьма показательным. Вариант частного бизнеса, о котором заявил сам Якунин в интервью Газете.Ru[6], это ещё одно возможное направление его деятельности: коммерческие организации – большой простор для применения и административного опыта, и связей. Однако Владимир Иванович в данный момент тяготеет к более глобальным проектам – возможно, он решит заняться «Диалогом цивилизаций» на профессиональных началах, или будет применять свои дипломатические навыки в иных сферах.

 

Автор: Диана Ковригина

Источник фото: http://novostimira.net

[1] Михайлов С. «Я родину люблю. Здесь лучше, понимаете?». Экс-глава РЖД Владимир Якунин дал первое интервью после отставки. 11.09.2015 // www.gazeta.ru/business/2015/09/11/7749833.shtml

[2] Щербакова А., Папченкова М., Челпанова М. «На сегодняшний момент РЖД – лучшая компания России». Благодаря каким качествам и связям Олег Белозеров стал президентом РЖД. Ведомости. 23.08.2015 //

http://www.vedomosti.ru/business/characters/2015/08/24/605884-na-segodnyashnii-moment-rzhd-luchshaya-kompaniya-rossii

[3] Березина Н. Якунин пообещал Путину не проводить остаток жизни с удочкой у речки. 11.09.2015 //

http://top.rbc.ru/politics/11/09/2015/55f2a0839a79473a5ff708a1

[4] Три «отставки» Владимира Якунина. 17 августа 2015 //

http://www.bbc.com/russian/russia/2015/08/150817_yakunin_possible_resignation.

[5] Сурначева Е., Рубин М., Ульянова Ж., Подобедова Л. «Просто психанул»: почему Якунин отказался от места в Совете Федерации. 15.09.2015 // http://top.rbc.ru/politics/15/09/2015/55f852119a79475e5ca1083b

[6] Михайлов С. «Я родину люблю. Здесь лучше, понимаете?». Экс-глава РЖД Владимир Якунин дал первое интервью после отставки. 11.09.2015 // www.gazeta.ru/business/2015/09/11/7749833.shtml