– На что мне безумцы? – сказала Алиса.
– Ничего не поделаешь, – возразил Кот. – Все мы здесь не своем уме – и ты, и я.
– Откуда вы знайте, что я не в своем уме? – спросила Алиса.
– Конечно не в своем, – ответил Кот. — Иначе как бы ты здесь оказалась?

Льюис Кэролл, «Приключения Алисы в Стране Чудес»

Хоакин прекрасен. Но не Джокер, а Артур Флек – человек, чье единственное преступление – душевная болезнь, угодивший в сети пенитенциарной системы без надежды на лечение.

Собственно, об этом Артур и пишет в своем дневнике: «Худшее в психической болезни — все хотят, чтобы ты вел себя так, как будто ее нет». Для Тодда Филлипса главной фигурой фильма является болезнь, её влияние на человека, который глубоко несчастен, и отношение общества к таким людям. Отношение таково, что единственное, в чем Артур Флек находит счастье, – побег в мир своих грёз.

Тодд Филлипс позволяет зрителям испить душой до дна эту боль, боль психически больного человека. Но не показывает Джокера.

И вот почему.

Нет Бэтмена

Как бы странно это не звучало, но без Бэтмена не может быть и Джокера. Практически во всех комиксах прослеживается следующая логика: Готэм создает Бэтмена, а последний — самого Джокера. И химия между ними является крайне важной.

Показательно, что серия комиксов про Джокера без Бэтмена не пользовалась особой популярностью

Так, в культовом комиксе про Джокера «Бэтмен – убийственная шутка» Джокер абсолютно убежден, что Бэтмен сошел с ума очень давно, а единственным удерживающим фактором от безумия является только отрицание: желание притворяться, что в жизни есть смысл и что стоит еще бороться. В этом и кроется вся история их противостояния. Смерть одного из них лишит другого смысла, так как полностью сломает их уклад жизни.

Серия комиксов «Dark Nights: Metal» дает нам понять, что может произойти с Бэтменом, если он убьет Джокера. Собственно, Джокер и умирает от рук Бэтмена, но успевает ввести себе в кровь токсин, который высвободился после смерти и заразил Бэтмена. Последний же после заражения превращается в своего рода Джокера: в Бэтмена, который смеется. Он убивает всю Бэт-семью, потом Лигу Справедливости и намерен завоевать другие вселенные.

Поэтому Бэтмену нужен Джокер как вечно живое напоминание о том, кем он может стать, нарушив свои принципы. А Джокеру нужен Бэтмен, ибо без последнего Джокер бы не приобрел свое обожаемое безумие. 

Возвращаясь к «Джокеру» Хоакина Феникса: почему он решает, что хочет называться Джокером? Всего лишь потому что его кумир так обращается к Артуру, когда издевается над его стэндапом в рамках своего телешоу.  

Зачем нужен Бэтмен? Ведь можно подумать, что роль Бэтмена косвенным образом выполняют Томас Уэйн, даже Брюс Уэйн собственной персоной, да и куча других персонажей в амплуа условных «врагов».

Однако единственным врагом Артура Флека является сам Артур Флек. Ведь весь фильм посвящен борьбе больного человека со своей болезнью. И, в конечном итоге, вся трансформация Артура Флека превращает его не в «Джокера», а в человека, который окончательно сошел с ума.

Один плохой день

«Я убедительно продемонстрировал, что ничем не отличаюсь от других. Достаточно одного незадавшегося дня, чтобы самый разумный человек в мире угодил в дурку. Именно это и стоит между мной и всеми остальными», — говорит Джокер в «Убийственной шутке».

Сокрушительное влияние одного плохого дня было продемонстрировано в комиксе «Несправедливость: Боги среди нас». Джокер довел Супермена до сумасшествия, развязал войну между супергероями DC,  а сам лишился сердца.

Достаточно одного незадавшегося дня, чтобы самый разумный человек в мире угодил в дурку

Артур Флек нормальным не был никогда, а ломался на протяжении длительного времени. Не было момента, который бы перечеркнул прошлое и заставил Артура создать «Джокера» в себе. Он просто окончательно сломался.

Вся картина показывает, к чему могут привести страдания душевного больного человека, который окончательно потерял призрачную связь с реальностью, которая поначалу хотя бы немного, но поддерживалась лекарствами.    

Отсутствие прошлого

Также в «Убийственной шутке» отображен аспект отсутствия прошлого, точнее его несущественность по сравнению с «одним плохим днём». Неважно, что случилось, главное, что это произошло. «Иногда я не совсем уверен… Иногда я одно помню, а иногда – другое. В конце концов, если я уж обязан иметь прошлое, то почему только одно: ХА-ХА-ХА». В конечном итоге, зачем знать про причину сумасшествия, когда становишься воплощением безумия?

Эта черта находит отражение и в комиксе «Лечебница Аркхем: дом скорби на скорбной земле», где психолог Джокера говорит: «У него нет настоящей личности. Он ежедневно создает себя сам».

В то же время Артур Флек отчаянно цепляется за прошлое, пытается понять, что он такое. На протяжении всего фильма он исследует свои воспоминания, людей, документы из прошлого, а первое хоть немного осознанное убийство касается человека из прошлого.

И тут можно было подумать, что, убивая такого человека, ты хоронишь прошлое. Но нет, Артур лишь сильнее становится зависимым от него. Поэтому становление Артура Флека в качестве «Джокера» связано с его прошлым напрямую. 

Воплощение безумия

В комиксе «Приключения Бэтмена» 1992 года Джокер произносит: «Закон и порядок – это ложные идеи. Единственное, что действительно существует, случайный разрушительный хаос». Уже потом Джокер Хита Леджера провозглашает себя носителем Хаоса. В «Лечебнице Аркхем» Джокер воспринимает себя в роли повелителя Хаоса, а мир считает театром абсурда.

Тем временем Артур Флек из пистолета стреляет. Чувствуете степень безумия? Чудесная актерская игра Хоакина Феникса и режиссёрская работа Тодда Филлипса вызывают лишь сердечное сочувствие к Артуру Флеку, который просит называть его Джокером. Артур Флек слишком настоящий. А это преграда для того, чтобы стать настоящим Джокером.

Фильм показывает, как постепенно можно стать плохим, если с тобой обращаются соответствующе. Джокер Хоакина Феникса — лишь про человека, которого все гонят, что и приводит его к психушке, но не наделяет безумием, которого достоин настоящий Готэм.

К чему все это?

Весь фильм нас заставляют идти рядом с Артуром Флеком, как зрячих рядом со слепым. И если бы слепой ничего не знал о своей слепоте, нам с ним идти было бы приятнее.  Иными словами, если бы Тодд Филлипс не выдавал этот фильм за историю Джокера, то с ним все было бы прекрасно.

Да, есть многочисленные отсылки к комиксам, но это все еще не делает Артура Флека тем самым Джокером, которого принимают фанаты классических комиксов. В конечном итоге, не имя делает Джокера Джокером, а нечто большее. Некая сущность, которая заключена в его характере, искра рационального безумия, присущая только Джокеру. 

И в чем выражается это особая сущность Джокера? Это нечто не требующее описание, ведь ты поймешь, что это Джокер, когда увидишь его. Это собирательный образ из всех комиксов: его зацикленность на Бэтмене, отсутствие прошлого, роль «одного плохого дня», да и многие другие аспекты, которые можно только почувствовать. 

Собственно, ажиотаж, который вызвал этот фильм, во много связан с отсутствием понимания, что есть Джокер, у преобладающей части его зрителей. Это ни хорошо, ни плохо. Просто стоило подобрать другое название к фильму.

Это история про Артура Флека. Просто история о том, что может случиться с больным человеком. История, которая рассказана чудесно. Но не о Джокере.

Автор: Гиорги Соселия

Фотографии с сайта imdb.com