Главное спортивное и околоспортивное событие этого лета подошло к концу — недавно завершился ЧМ-2018 по футболу. И, конечно, без влияния мундиаля на Россию не обошлось. THE WALL Magazine решил проанализировать связь спорта и экономической сферы как самой проигравшей стороны. Или выигравшей?

Чемпионат для России — настоящее событие, которое страна долго ждала, однако это не отменяет вытекающих огромных трат. Компенсировать ущерб в той или иной мере позволило проведение трансляций матчей, прием тысяч болельщиков, ну и входная стоимость матчей.

Источник фото: fifa.com

Влияние футбольного зрелища на экономику проявляется в трех основных направлениях: инфраструктура для Чемпионата, траты иностранных болельщиков во время проведения матчей и экономические эффекты после проведения турнира.

Инфраструктура

Все главные стройки были закончены еще в 2017 и учтены в подсчете ВВП 2017 года. Аналитики Moody’s написали, что, несмотря на резко выросший ВВП, инвестиции в инфраструктуру для Чемпионата составили только 1% всех инвестиций за период 2013-2017 годов. Но при оценке экономической эффективности мундиаля стоит оценить альтернативные издержки, ведь средства могли быть вложены в более прибыльные и перспективные направления.

Стадион «Санкт-Петербург», самый дорогой стадион ЧМ-2018, общая стоимость — более 47 млрд руб.

Основные каналы планируемых расходов были расписаны в постановлении Правительства России от 20 июня 2013 года. Общая смета к чемпионату — 664,11 млрд рублей. Со времени утверждения Постановления озвученная цифра менялась 12 раз, её сокращение было вызвано уменьшением предполагаемых новых объектов, а увеличение – ростом выделяемых финансов на реконструкцию имеющихся ресурсов. Правительству удалось избежать лишних трат с помощью сокращения числа новых отелей для туристов. Оргкомитет также принял решение не осуществлять постройку нового вещательного центра, а разместить его в Крокусе Экспо.

Рост выделяемого бюджета, в первую очередь, обусловлен финансированием спортивных стадионов и транспортной инфраструктуры, а также рядом мероприятий, напрямую связанных с ЧМ-2018 (жеребьёвки, презентаций и других). Последняя версия программы была опубликована в ноябре 2017 года, и в ней фигурировала цифра 678,06 млрд рублей. Очевидно, что финансирование пришлось незначительно увеличить.

Источник фото: rbc.ru

В сравнении с другими странами-организаторами футбольного празднества Россия вообще оказалась самой щедрой и задействовала больше всего средств для подготовки чемпионата. Самая крупная часть финансов была выделена на улучшение транспортной системы.

Болельщики

Огромный вклад в ВВП поступил от приезда иностранных болельщиков — точечные сектора (такси, гостиницы и хостелы, рестораны, бары) получили значительную прибыль.

Немного о рекордных тратах. Одна из самых крупных потраченных иностранцами сумм – 8 миллионов рублей, катарцы, 4 покупки на Никольской улице. Общие расходы болельщиков составили около 1,5 миллиардов долларов. Никольская улица в центре Москвы стала «самой футбольной», именно на ней скапливалось самое большое количество болельщиков. Улица всегда была популярной среди туристов, но организаторы даже не предполагали, что она станет главной футбольной точкой для иностранцев.

Ирина Ильина, директор Института региональных исследований и городского планирования ВШЭ, объясняет это расположением улицы и близостью к Красной площади. Конечно, кафе и рестораны значительно увеличили свою прибыль, даже те, которые не транслировали матчи. Гендиректор Теремка даже продлил время работы заведения, а позже и вовсе перевел его на круглосуточный режим. Сувенирные магазинчики на Никольской, которые и раньше пользовались популярностью, также получили рекордную выручку за время Чемпионата.

Экономические эффекты

Прирост совокупного спроса ограничен, поэтому не способен оказать сильное влияние на инфляцию и другие макроэкономические показатели. Еще до Чемпионата, в конце мая, аналитики Nordea Bank выдвинули предположение — «опыт предыдущих чемпионатов показывает, что валюта принимающей страны имеет тенденцию к укреплению примерно на 2% в период чемпионата, реагируя на приток валюты, сопровождающий входящий туристический поток».

Перенося наблюдения на российскую валюту, экономисты полагали, что к завершению спортивного мероприятия курс может опуститься с 62 до 61 рубля за доллар. Как оказалось, на 13 июля рубль в паре с долларом все еще составлял 62 рубля, что говорит о том, что прогноз не сбылся. Это можно объяснить тем, что несмотря на продажу туристами долларов, курс рубля задается и другими показателями, намного в большей степени он зависит от цен на нефть и российской экономики в масштабах мирового рынка.

Фан-зона, г. Сочи

Взглянем на экономические итоги чемпионата мира на примере Сочи. По данным одной из платежных систем, болельщики потратили в городе 100 миллионов рублей, тратясь в кафе, магазинах, а доходы ресторанов выросли в 7 раз. Мэр Сочи Анатолий Пахомов не стал отрицать, что экономический эффект колоссальный. Событие впервые привлекло в город около 200 тысяч иностранных туристов. Футбольный праздник дал много возможностей предпринимателям, которые занимаются объектами размещения.

В первую очередь, Чемпионат мира – событие спортивное, но для нас важен и его комплексный вклад во все сферы жизни страны. Без сомнений, имидж России заметно вырос после ЧМ, страна стала более привлекательной в глазах туристов. Да и сама подготовка к турниру уже оказала положительное влияние на обстановку в России: улучшенная транспортная система, новые стадионы, парки и другая инфраструктура – всё это модернизирует облик наших городов.

Автор: Кристина Папкова

Фото обложки: Fachry Zella Devandra