Женский образ в русской литературе развивался не так активно и разносторонне, как мужской. Его функция зачастую заключалась в одном: женщина как мотиватор главного героя на подвиг, поддерживающая и сострадающая, помогает найти истину. Как правило, такая героиня сама является яркой личностью: за каждым великим мужчиной стоит великая женщина, согласно английской пословице. Однако идеальный однозначный тип – не всегда настоящий и естественный. На протяжении 19 века, самого плодотворного в истории русской литературы, женский образ развивался от простого и однозначного к сложному и многогранному.

Госпожа Простакова («Недоросль», Д. Фонвизин, 1782)

Элла Долматова в роли госпожи Простаковой в фильме-спектакле «Недоросль» (1987 г.)

Согласно правилам классицизма в литературе герои пьесы должны быть носителями одной добродетели и одного порока. Одна из первых русских пьес, одно из первых произведений русской литературы, комедия «Недоросль», соответствует этим принципам. Самый запоминающийся женский образ – госпожа Простакова, мать «недоросля». Это кардинально отрицательный персонаж, не имеющий в ходе пьесы никакого развития, носитель полного букета дворянских пороков конца 18 века. Собирательность образа характерна для сатирических произведений, так как нужно максимально широко показать отрицательность пороков. Это приводит к однозначности, шаблонности и карикатурности персонажа. Женские герои на заре истории русской литературы были такими же примитивными, как и мужские.

Софья Фамусова («Горе от ума», А.С. Грибоедов, 1825)

Ольга Кузина в роли Софьи Фамусовой в постановке «Театрального товарищества 814»  (2000 г.)

Неоднозначность героини пьесы Грибоедова состоит в том, что она находится одновременно на двух сторонах конфликта. Софья отличается от женщин фамусовского общества решительным характером, умом и чувственностью, но она выросла и принадлежит этому обществу, и разорвать с ним связь не представляется возможным, потому что она разделяет его взгляды, несмотря на то, что как личность отличается от его представителей. Сила личностных качеств роднит её с Чацким, но не взгляды и ценности. Отношение к Софье разделяется: её хочется уважать за характер, но не хочется за мораль.

Катерина Кабанова («Гроза», А.Н. Островский, 1859)

Евгения Крегжде в роли Катерины в постановке «Гроза» Театра имени Е.Вахтангова

Если в случае с Софьей Фамусовой возникает проблема отношения к героине из-за ситуации, в которую она попадает, то в случае с Катериной всё сложнее. Полемика вокруг героини продолжалась на протяжении 19-20 веков, сталкивались полярные мнения. Женский образ становится центральным в пьесе, но характер и действия героини подвергли как резкой критике («кидается из крайности в крайность», Дмитрий Писарев), так и увидели в ней едва ли не мессию и посланницу («луч света в тёмном царстве», Николай Добролюбов). Катерина осталась непонятной критикам, как и самой себе, настолько она противоречива. Через сто лет после публикации пьесы и первой премьеры постановку «Грозы» в украинском театре посетили американский писатель Джон Стейнбек и фотограф Роберт Капа. Американцы остались в легком недоумении от пьесы, особенно в контексте послевоенного времени: «Нам показалось странным, что люди в зале, познавшие настоящую трагедию, трагедию вторжения, смерти и разорения, так сильно волнуются за судьбу женщины, которой поцеловали в саду пальцы».

Анна Сергеевна Одинцова («Отцы и дети», И.С. Тургенев, 1862)

Олеся Ленская в роли Одинцовой в фильме-спектакле «Отцы и дети» Константина Богомолова в 2008 году

Одинцова – нетипичная тургеневская девушка, которые помогали мужским персонажам в трудных ситуациях и вдохновляли их. Благодаря Анне Сергеевне Базаров сталкивается с любовью и чувствами, которые отрицал, осознает их и признаёт ошибку, тем самым вырастая как личность. Но заслуги Одинцовой в этом нет – она изменила Базарова не целенаправленно, не потому, что хотела принять в нём участие, а буквально случайно. Эта героиня – та ещё нигилистка, даже больше, чем Базаров. Она кажется тёмной лошадкой, но на самом деле плоская и пустая, потому что не стремится ни к каким проявлениям жизни и беспокойства: она всегда делает интуитивный выбор в пользу безмятежности и покоя. Таким образом, женский персонаж оказался лишен сильных личностных качеств, которые заставляют его чисто драматургически действовать, думать, ввязываться в конфликт.

Анна Каренина («Анна Каренина», Л.Н. Толстой, 1875)

Татьяна Самойлова в роли Анны Карениной в одноимённом фильме Александра Зархи 1967 года

Прототипами Карениной стали несколько женщин. У них Толстой позаимствовал обстоятельства, а характер проработал самостоятельно. Так, внешность героини писатель списал у дочери А.С.Пушкина – Марии Александровны Гартунг. Печальную кончину выбрала себе Анна Пирогова: девушка бросилась под поезд на станции Ясенки возле Ясной Поляны из-за несчастной любви. В основу конфликта легло несколько реальных историй развода в высшем свете 19 века; правда, далеко не все они закончились так печально, как в произведении. В итоге писатель поместил свою героиню в эти обстоятельства и начал развивать образ «женщины, замужней, из высшего общества, но потерявшей себя… жалкой и не виноватой» (из дневника С.А.Толстой). Анна Каренина – неоднозначный образ и для самого Толстого, который всегда делил своих героев на «хороших» и «плохих». Она хорошая мать, добросовестная хозяйка и любящая жена, но вот её моральные принципы писатель отдаёт на испытание, которое она не проходит из-за правил и устоев современного общества. Их в романе и осуждает сам писатель. Героиня русской литературы теперь имеет полное право на ошибку и отстаивание своей позиции.

Александра «Шурочка» Петровна Николаева («Поединок», А. И. Куприн, 1905)

Екатерина Вилкова в роли Шурочки в сериале «Куприн. Поединок» (2014 г.)

Роман «Поединок» рассказывает о русской армии начала 20 века. В книге Александр Куприн выразил накопленную за годы службы неприязнь к армейскому быту и контингенту. Подпоручик Ромашов влюблён в Шурочку, жену поручика Николаева. Однако за уменьшительно-ласкательным именем скрывается холодная расчётливость жёсткой и тщеславной женщины. Александра Петровна не любит своего мужа – казалось бы, это не редкость для молча бунтующей героини русской литературы. Но Шурочка не так проста: можно не любить мужа, но использовать его для личных целей, поэтому она помогает ему с подготовкой к поступлению в престижную военную академию. Она не намерена отступаться от мужа, но дело не в любви, а в холодном расчёте: Шурочка не хочет, чтобы вложенные ею инвестиции ушли впустую.

К концу века женский образ уже не вдохновляющий и любящий «гений чистой красоты», преданный и милый; в нём развивается жёсткость и даже жестокость, которая понадобится женщинам 20 века перед приближающимися историческими событиями, когда русская литература станет советской, а затем и российской.

Автор: Альбина Ахатова