Мы уже рассказывали вам о том, как появилось кино во Франции, и объясняли, почему же мы так его любим. Однако, именно в Италии происходили почти все исторически важные события кинематографа. В 1895 году в Турине, городе на севере Италии, был показан кинетоскоп Эдисона, а синематограф братьев Люмьер был открыт в Риме. В том же году Филотео Альберини получил патент на съёмочный аппарат, который назвал «кинетограф».

В самом начале своего развития итальянский кинематограф специализировался на документальных съёмках событий, спортивных новостей или запечатлении памятников. Люди, которые этим занимались, в большинстве своём работали на студию Люмьер и снимали на самодельные камеры. В 1895 году были сняты первые итальянские документальные хроники: «Прибытие поезда на Миланский вокзал» и «Умберто и Маргерита Савойские на прогулке в парке». Первым художественным фильмом стала работа режиссёра Филотео Альберини «Взятие Рима», снятая в 1905 году.

1905-1920-е

За эти 15 лет итальянский кинематограф постоянно попадал под влияние различных факторов. Так, авангардные направления литературы, веризм и футуризм, «попробовали» себя в искусстве кинематографа. Под влиянием авангардной литературы было создано несколько выделяющихся фильмов: «Хроматическая музыка» (1912) и «Футуристическая жизнь» (1916). Изначально термин «веризм» использовался для правдивого изображения социальной действительности, а именно в контексте итальянского кинематографа обрёл значение натуралистического и реалистического описания итальянского общества. Этот термин схож с реализмом, поэтому он довольно расплывчатый и получил распространение исключительно в итальянской литературе и кинематографе. Футуризм же больше концентрировался на стиле стихосложения в литературе и визуальной составляющей в кинематографе.

В начале века литература сменяется историей, и в моду входят исторические фильмы об эпохах Античности и Ренессанса. В фильме «Нерон» 1909 года показаны некоторые эпизоды из жизни Римского императора. А в ленте «Последние дни Помпеи» рассказывается о трагедии в древнеримском городе Помпеи, который стал жертвой извержения Везувия. Исторические события разворачиваются на фоне истории двух влюблённых: юноши Главка из Афин и гречанки Ионы.

Наряду с историческими фильмами развиваются «салонные мелодрамы». Ярким примером такого жанра становится «Но моя любовь не умирает» 1913 года. Главная героиня Эльза оказывается вовлечена в авантюру с похищением плана военных укреплений. После смерти своего отца, полковника генштаба, героиня оказывается в изгнании, но благодаря своему таланту и внешним данным становится оперной дивой. Однако, как это обычно и бывает в детективно-шпионских историях, прошлое настигает Эльзу и не даёт ей продолжать свою счастливую спокойную жизнь. Начало ХХ века называют «золотым веком» итальянского кино. Этот период продлился вплоть до прихода фашизма в Италию. Кино перестало быть просто коммерческим продуктом, а заняло свою собственную культурную нишу. Начали строиться крупные кинотеатры, а фильмы стали доступны для массового просмотра.

«Ад» («L’inferno»), 1911 год

Режиссёр: Франческо Бертолини, Адольфо Падован, Джузеппе де Лигоро

В главных ролях: Сальваторе Папа, Артуро Пировано, Джузеппе де Лигоро 

Этот фильм трудно назвать экранизацией «Божественной комедии» Данте, так как он описывает только первую часть поэмы. В нём нет особого сюжета: Данте вместе с Вергилием путешествует по аду и знакомится с грешниками. Знаковым этот фильм можно считать из-за впечатляющих для начала ХХ века спецэффектов и изображения обнажённых частей тела, что являлось новаторством для киноискусства той эпохи.

«Кабирия» («Cabiria»), 1914 год

Режиссёр: Джованни Пастроне

В главных ролях: Каролина Катена, Лидия Кваранта, Джина Марангони, Данте Теста

Фильм назван в честь главной героини, вокруг которой и происходят все события. Девушке не повезло родиться во времена Пунических войн (три войны между Римом и Карфагеном), поэтому её жизнь наполнена страданиями, странствиями и лишениями. Современного зрителя мало что может удивить в фильме, тем не менее, в 1914 году «Кабирия» открыла новый виток в итальянском кинематографе. В картине задействовано очень много героев, действие постоянно переходит от одной локации к другой, а съёмка происходит в движении. В то время почти все фильмы снимались от лица «человека в зале», а герои располагались как будто на сцене в театре, на которую смотрит зритель.

Период фашизма

 1922-1943 года

Итальянский фашизм сильно отличался от немецкого меньшей строгостью цензуры. Несмотря на то, что Муссолини назвал кинематограф «самым сильным оружием государства», его влияние распространялось только на отдельные фильмы, носящие образовательный и пропагандистский характер. К ним относились ленты, воспевающие фермерский образ жизни и критиковавшие капитализм. Наиболее заметным фашистским фильмом того времени считается «Солнце» Алессандро Блазетти. Производство массового кино сильно пострадало из-за вмешательства американской индустрии, тем не менее, авангардное кино всё еще существовало, несмотря на полупустые залы.

«Мацист в аду» («Maciste allinferno»), 1925 год

Режиссёр: Гуидо Бриньоне

В главных ролях: Бартоломео Пагано, Елена Сангро, Люсия Занусси 

Правитель Ада раздражён добродетелью, которую совершает Мацист, и отправляет на землю двух демонов, которые должны совратить его и привести в Ад. Один из бесов приходит к Мацисту, тот прогоняет его. Но демоны оказываются сильнее. В попытке защитить своего ребёнка мужчина всё равно попадает в преисподнюю и вовлекается в игры дьявола и любовный дьявольский (буквально) треугольник.

Итальянский неореализм

Середина 40-х — начало 50-х годов

В материале про кинематограф Франции мы рассказывали про французскую новую волну, которая превратилась в современное национальное кино. Примерно такую же функцию имеет и итальянский неореализм, несмотря на то, что по времени новая волна во Франции началась позже. Основной целью неореалистов было показать неприукрашенную жизнь низов Италии. Они не использовали спецэффектов, часто роли в их фильмах исполняли непрофессиональные актёры, а сценарии рождались прямо на площадке, которой и был город. Основные представители течения Роберто Росселлини, Лукино Висконти, Витторио де Сика, Джузеппе де Сантис  группировались вокруг киножурнала «Cinema», главным редактором которого был Витторио Муссолини (не путайте с Бенито).

«Рим — открытый город» («Roma, città aperta»), 1945 год

Режиссёр: Роберто Росселлини

В главных ролях: Альдо Фабрици, Анна Маньяни 

Действие фильма происходит в послевоенном Риме, в котором разворачивается судьба главного героя Джорджо Манфреди, лидера антифашистского сопротивления. Пытаясь избежать смерти, он прячется в доме у своего друга и его невесты. Но на следующий день дети взрывают цистерну с бензином возле их дома, и начинается обыск квартир. Фильм «Рим — открытый город» считается эталоном неореализма и отправной точкой современного итальянского кинематографа.

«Похитители велосипедов» («Ladri di biciclette»), 1948 год

Режиссёр: Витторио де Сика

В главных ролях: Ламберто Маджорани, Энцо Стайола

 Антони Ричи глава бедной семьи в послевоенной Италии. Он всё никак не может найти работу, но даже когда ему это удаётся, снова появляются преграды. Чтобы работать расклейщиком афиш, нужно иметь велосипед, поэтому жена сдаёт в ломбард последние шесть простыней, чтобы купить мужу транспорт. Но в первый же рабочий день велосипед крадут. Почти весь фильм состоит из сцен поиска велосипеда. Зрителю предстаёт картина Рима 40-х годов: и богатого, и бедного.

Вскоре такой неореализм начинает исчезать: страна постепенно справляется с последствиями войны и бедностью, поэтому на смену вышеперечисленным режиссёрам приходят модернисты Федерико Феллини и Микеланджело Антониони.

1960-е годы


«Сладкая жизнь» («La Dolce Vita»), 1960 год

Режиссёр: Федерико Феллини

В главных ролях: Марчелло Мастроянни

Писатель и журналист Марчелло (Марчелло Мастроянни) вращается в светских кругах, он популярен как у женщин, так и у мужчин, он желанный гость на любой вечеринке. Но ему этого недостаточно. У Марчелло в жизни есть девушка Эмма, которая никак не связана с его обычным кругом общения. Но она искренне любит его, хочет завести семью и родить ему детей. Главный герой вроде бы тоже любит её, но постоянно изменяет с светскими дамами, в которых тоже вроде бы влюблён. Но он всё равно не может понять, чего на самом деле хочет.

«Восемь с половиной» («Otto e mezzo»), 1963 год

Режиссёр: Федерико Феллини

В главных ролях: Марчелло Мастроянни

Гвидо Ансельми успешный режиссёр, переживающий творческий кризис. Он уже снял фильм, который получил только положительные отклики. И вот он начинает подготовку к новой картине, подбирает актёров, строит декорации, но его ничего не устраивает. Он не может представить цельную картину фильма, оттого и не может работать над ним. В фильме постоянно присутствуют флешбеки из прошлого Гвидо, он беспрестанно находится в размышлениях.

Эту картину часто сравнивают с «Сладкой жизнью». Действительно, оба героя, которых играет Марчелло Мастроянни, переживают жизненный кризис, находятся в постоянном поиске себя, переживают муки выбора и не могут разобраться в своей жизни. Главное отличие Марчелло от Гвидо в том, что первый пытается найти ответы в окружающем его мире. Он постоянно влюбляется (или ему так просто кажется), «бродит» от одной женщины к другой. Гвидо же размышляет над своим прошлым, своими поступками. «Восемь с половиной» стал победителем в двух номинациях премии Оскар 1964 года: лучшая работа художника по костюмам и лучший фильм на иностранном языке.

«Фотоувеличение» («Blowup»), 1966 год

Режиссёр: Микеланджело Антониони

В главных ролях: Ванесса Редгрейв, Сара Майлз, Дэвид Хеммингс

Главный герой — молодой успешный фотограф, который по несчастливой случайности попадает в криминальную историю. В перерыве между съёмками он наблюдает за интересной парой и делает серию снимков. При проявлении кадров он сильно увеличивает их, и в кустах, за штакетником, замечает притаившегося неизвестного с пистолетом, а на другом снимке — что-то похожее на лежащее в кустах тело. «Фотоувеличение» — первый англоязычный фильм режиссёра. Он был удостоен «Золотой пальмовой ветви» Каннского фестиваля 1967 года, а также был номинирован на Оскар за режиссёрскую и сценарную работу.

«Царь Эдип» («Edipo re»), 1967 год

Режиссёр: Пьер Паоло Пазолини

В главных ролях: Сильвана Мангано, Франко Читти

Действие разворачивается в двух измерениях: прошлом и настоящем. Настоящее: у пары рождается ребёнок. Мать очень привязывается к ребёнку, что вызывает ревность у мужа. Не сумев справиться с чувствами, мужчина крадёт ребёнка и бросает его в пустыне. Действие переносится в прошлое, где ребёнок, найденный в пустыне и спасённый от смерти, попадает ко дворцу правителей Коринфа.

1980-1990-е

Первое десятилетие прошло под эгидой Адриано Челентано и комедий с его участием. «Укрощение строптивого», «Блеф», «Безумно влюблённый», «Бинго-Бонго» все эти фильмы сделали из Адриано звезду комедий и в какой-то степени затмили его карьеру музыканта.

«Укрощение строптивого» («l Bisbetico domato»), 1980 год

Режиссёр: Франко Кастеллано, Джузеппе Моччиа

В главных ролях: Адриано Челентано, Орнелла Мути

Название картины перекликается с известной комедией Уильяма Шекспира «Укрощение строптивой» (по-итальянски “La bisbetica domato”), в которой своенравную и капризную героиню вразумляет мужчина. Сюжет же ленты таков: однажды в дождливую ночь нелюдимому фермеру Элиа приходится против воли приютить у себя дома Лизу Сильвестри  её машина сломалась, когда она проезжала мимо деревни. Заинтригованная нелюдимостью хозяина дома, Лиза вступает с ним в противостояние и пытается укротить.

«Жизнь прекрасна» («La vita è bella»), 1997 год

Режиссёр: Роберто Бениньи

В главных ролях: Роберто Бениньи, Николетта Браски, Хорст Буххольц

Действие фильма начинается в Италии в 1939 году. Гуидо встречает Дору, они влюбляются, и у них рождается сын Джозуэ. Но на этом счастливые моменты семьи, к сожалению, заканчиваются. В Италии начинаются гонения на евреев, и семью забирают в концлагерь. Чтобы не пугать сына и попытаться его спасти, отец говорит ему, что всё это игра на его день рождения, и, если он будет следовать правилам, то в конце получит танк. Судьба главных героев разворачивается на фоне страданий концлагеря, но даже там находится место любви. Чтобы показать своей жене, что он всё еще жив, и как-то поддержать её, Гуидо пробирается в радио-будку и ставит «их» песню.  Две статуэтки Оскара получил Роберто Бениньи как лучший актёр и как режиссёр лучшего иностранного фильма, за музыку к кинофильму Оскар получил Никола Пьовани.

2000-наше время

«Мечтатели» («The dreamers»), 2003 год

Режиссёр: Бернардо Бертолуччи

В главных ролях: Ева Грин, Майкл Питт, Луи Гаррель 

Французская новая волна режиссёра-классика итальянского кинематографа в исполнении американца и двух французов. Картина отсылает зрителя к студенческим волнениям в Париже конца 60-х годов, которые так часто встречались у Жан-Люка Годара.

Буквально на баррикадах брат и сестра встречают молодого неопытного парня, в которого оба и влюбляются. Эта встреча кладёт начало водовороту музыки, фильмов, секса, сигарет в пределах одной квартиры. А тем временем забастовки на улице только усиливаются. Мало того, что именно в этот период во Франции развивалось направление «новой волны», так ещё и у Бертолуччи в 2003 году получилось очень чётко передать ту бунтующую атмосферу через стиль самой ленты. Во время просмотра создавалось чёткое впечатление, что сейчас в дверях появится Жан-Поль Бельмондо, проведёт большим пальцем по губам, закурит и снова исчезнет на только что угнанной машине в неизвестность.[1] А сцена с бегом по Лувру была данью уважения фильму «Банда аутсайдеров» Годара.

«Идеальные незнакомцы» («Perfetti sconosciuti»), 2016 год

Режиссёр: Паоло Дженовезе

В главных ролях: Джузеппе Баттистон, Анна Фольетта, Марко Джаллини, Эдоардо Лео, Валерио Мастандреа, Альба Рорвахер, Касия Смутняк

Семеро закадычных друзей, собравшись за ужином, в шутку начинают игру — читать все смс вслух, а на звонки отвечать по громкой связи. Они и представить себе не могут, какие скелеты вылезут из их шкафов, и какие удивительные открытия им предстоит сделать.

Фильмы, которые вы, скорее всего, не видели, но должны обязательно посмотреть:

  1. «Одержимость» Лукино Висконти
  2. «Дорога» Федерико Фелини
  3. «Хороший, плохой, злой» Серджио Леоне
  4. «Ночь» Микеланджело Антонио
  5. «Запах женщины» Дино Ризи (нет, не с Аль Пачино)
  6. «Зорро» Дуччо Тесари
  7. «Малена» Джузеппе Торнаторе
  8. «Великая красота» Паоло Соррентино (да, это тот, чей «Молодой папа»)
  9. «Эти дни» Джузеппе Пиччиони (и обязательно прочитать наш репортаж со встречи с режиссёром)

Автор: Мария Терк

[1] Отсылка к фильму Жана-Люка Годара «На последнем дыхании».