В феврале 2008 года в Лондоне на аукционе Phillips de Pury была продана картина «Жук» за 5,84 млн долларов. Это одна из самых дорогостоящий картин русского современного искусства, автором которой является Илья Кабаков. 30 сентября художник отметил свой 83-ий день рождения, его работы представлены сейчас на выставке в «Новом Манеже», и мы решили, что необходимо познакомить вас с Кабаковым поближе.

Российский и американский художник, автор публичных проектов и инсталляций, график, теоретик русской культуры, один из наиболее ярких фигур московского концептуализма – всё это Илья Кабаков. Кабаков родился 30 сентября 1933 года в Днетропетровске. связать свою жизнь с искусством решил уже в детстве, и в 1943 году поступил в Художественную школу при Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина. Так как в военное время всем учебным заведениям приходилось «скитаться» из города в город, Кабакова в 1945 году перевели в Московскую среднюю художественную школу, которую он закончил спустя 6 лет. Сразу после этого художник поступил на отделение графики в Московский государственный академический художественный институт имени В.И. Сурикова. После окончания института в 1957 году художник начал много путешествовать, причём маршрут Кабакова проходил не только по территориям СССР: в 1960 году Илья Кабаков выехал за рубеж, в Германскую Демократическую Республику. Кабакова поразила культура ГДР, её социальное устройство, и все впечатления, полученные заграницей, не прошли бесследно. Их отражения мы видим и в его дальнейшем творчестве, и в самой жизни художника: он начинает изучать немецкий язык, ориентируется на культурные ценности, характерные для ГДР, пытается найти другую точку обзора на происходящее как внутри себя, так и в жизни всего советского народа. 1960 год является одним из самых значимых в биографии художника и по другим причинам. Кабаков снимает мастерскую вместе с Юло Соостером и начинает попытки вступить в Союз Художников. Но, к сожалению, добиться членства в Союзе ему удаётся лишь спустя несколько лет, что можно считать маленькой победой художника, у которого появилась возможность пользоваться всеми благами Союза Художников, в том числе лёгким доступом к художественным товарам, которые раньше не всегда можно было себе позволить.

Сам Илья Кабаков, вспоминая своё творчество 50-ых–60-го годов, говорит о том, что чувствовал себя «слепым, беспомощным, загнанным художником». Объясняет он это тем, что все его работы были направлены на соответствие тем стандартам, что существовали тогда в сфере искусства. В школе, в институте понятие «дня них» (учителей, профессоров), никогда не совпадало с понятием «для себя». Кабаков лишь подчинялся общепринятым правилам, постоянно возвращаясь к внутреннему любопытству, что не давало ему покоя: что такое искусство, зачем оно, какая его роль в нём? В своей книге «60-ые–70-ые… Записки о неофициальной жизни в Москве» художник пишет: «Это отношение отчуждения, неслияния потом осталось навсегда, даже и тогда, когда я нашел, встретил «снаружи» не только мертвые мучительные правила моих учителей, пугающую, страшную и непонятную продукцию последних сталинских «худоров», но и современное нам тогда западное искусство и искусство 20-х, 30-х годов у нас»[1].

Началом своей самостоятельной работы художник считает 61-ый–62-ой года. Он начинает работать над рисунками миниатюрного формата, которые в последующем войдут в состав его альбомов. С 1965 года Кабаков начинает участвовать в выставках, а в 1968 у него появляется своя мастерская. Собственное пространство во многом помогает в становлении Кабакова как художника. Он начинает увлекаться философией и эстетикой монохромного белого пространства, а в 1969-ом году создает серию белых картин, выполненных на листах мезонита (прессованного картона – прим. автора). Текстура позволяла подчеркнуть плоскостность живописной поверхности. Сами работы должны были восприниматься как экран, на который падал свет, отражаясь, создавая эффект, будто он уходил в бесконечную даль. Также для Кабакова белый – символ пустоты, что со всех сторон окружает человека. Постепенно «белые» работы художника, на которых почти ничего не было нарисовано, начали обретать более выразительные детали и текст.

В начале 70-ых Кабаков начинает создавать альбомы. Сами альбомы, как вид подачи искусства, очень значимы для художника. Вместе с Виктором Пивоваровым они буквально создают новый жанр, который стал основной формой искусства и важным этапом в развитии и художественной практике московской концептуальной школы, начиная с 1970-ых годов. Сами альбомы представляют собой серии из нескольких десятков листов с графическими изображениями и текстом. Одной самых ранних таких работ Ильи Кабакова является альбом «Десять персонажей» (1970-75), где собраны иллюстрированные новеллы, герои которых по сути являются художниками-модернистами, которые пытаются достигнуть абсолютной художественной формы. Изображение даёт нам возможность увидеть жизнь героев их глазами, а текст описывает те же самые ситуации, но со стороны внешнего наблюдателя. Каждая история героя заканчивается смертью, последний лист альбома всегда чист. В известном смысле рисунки Кабакова рассказывают всю историю модернистского искусства, разве что придавая ей ироническую и немного тривиальную интерпретацию. Нужно отметить, что творчество не от собственного лица, а от лица выдуманного персонажа – самая основная черта искусства Ильи Кабакова. Он тематизирует распад авторского начала, его подчинение различным социальным ролям. В некотором роде творчество Кабакова оказывается обезличенным, состоящим из персонажей и их текстовых историй, но оригинальность искусства художника состоит именно в способности соединить «персонажность» и богатую традицию русского романа. Роман здесь – не литературное повествование, но художественная репрезентация персонажей, соединенных друг с другом диалогом. Роман оказывается картиной, фрагментом пространственного текста, но не развернутым голосом писателя.

Уже в 80-ых годах Илья Кабаков начинает тяготеть к тотальным инсталляциям, а переезд сначала в Австрию в 1987, а чуть позже в Германию, даёт ему в этой сфере ещё больше возможностей, открывая доступ к большим пространствам и денежным ресурсам для реализации проектов. Первой такой работой была созданная ещё в СССР инсталляция 1985-го года «Человек, улетевший в космос». Она представляла собой комнату, в центре которой была расположена катапульта, над которой прямо в потолке зияла дыра. Такая ироничная и остроумная работа выражала отношение автора к действительности Советского союза. Кабаков обращает внимание зрителей на убогость быта советского человека, которая сосуществовала с грандиозными технологическими амбициями.

Ещё одним решающим моментом в жизни художника можно назвать начало совместной работы с его будущей женой Эмилией в 1989 году. И если до этого момента Кабаков совмещал своё творчество с различными авторами, то теперь он вступает в настоящее сотворчество, что значительно расширяет творческие его возможности. В 1991-ом году в Дюссельдорфе впервые была представлена инсталляция будущих супругов «Красный вагон», которая была примечательна полноценным сочетанием трёх стилей и периодов: исторического авангарда, советского соцреализма и андеграудного концептуализма. Впоследствии данная работа вошла в коллекцию Висбаденского музея. Но наиболее яркой инсталляцией был «Туалет», что привлек внимание всей международной аудиторией. Работа состояла из небольшого белого сооружения, похожего на обычный общественный туалет, но внутри туалета художник воспроизвёл интерьер советской квартиры. Здесь прослеживается смещение понятий частного и общественного, что являлось характерным для советской жизни. Понятие дома утрачивает свою индивидуальность, независимость и приватность.

В общей сложности Эмилия и Илья Кабаковы вместе создали более 150 инсталляций, они продолжают быть самой известной парой художников, воплощая в жизнь новые проекты до сих пор. С недавнего времени художники начали приобщать к своему творчеству и их внучку. Кабаковы творят пока живут, и живут, пока творят.

Работы Кабакова могут подробно рассказать нам о социальной жизни Советского союза, подчёркивая самые серьёзные и глубокие проблемы. Художник говорит о себе, говорит о народе, говорит о государстве. Кабаков даёт возможность осмыслить, проанализировать собственную историю, родные корни. Он выходит за границы русского искусства на мировую арену, отказываясь от локализации поставленных проблем. Человек настоящего и прошлого, он заслуженно может считаться одной из самой значимой фигурой современного русского искусства.

Автор: Анастасия Тимофеенко