Референс названия Waveforum угадывается с двух нот: созвучность с расширением аудиофайлов Wav и «волна» звука. На деле же мероприятие оставляет более широкое пространство для метафор.

Волна развития музыкальной индустрии действительно давно несётся по некогда мёртвым водам российского шоу-бизнеса. Круги по воде ширятся: активно растут сферы tour-/artist-/stage- и прочих вариаций менеджмента, букинга, саунд-дизайна, звукозаписи – всё меняется, течёт и ставится на поток. Всплеск в локальной музыкальной среде подтверждает и анализ трекинга аудитории: в любых диджитал-топах, чартах на радио и трендах YouTube соотношение западной и отечественной музыки составляет примерно 20 на 80 в пользу последней. Причём, возросшее внимание к местной индустрии наблюдается почти на всех европейских сценах, везде качество продакшна и актуальность материала достигли условного общего стандарта, и при прочих равных слушатель выбирает то, чему можно подпевать на родном языке.

Спикерам форума, опытным профессионалам музыкального бизнеса, давно оседлавшим ту самую волну, в кинозалах Авиапарка составили компанию начинающие представители сферы и люди, ищущие в ней открытого плавания. В вопросах со зрительских мест не просто любопытство, но предметный интерес к специальным аспектам работы; в воздухе внимание и тихий шорох ручек по блокнотам – мерч с лого Waveforum, раздаваемый на входе, пришёлся кстати и многих заставил вспомнить, каково выводить рукой что-то длиннее собственной подписи. Происходящее указывает на интерес к индустрии, а ещё отражает недостатки в устройстве её системы. В то время, как знаковые университеты Штатов – Принстон, Беркли, Стэнфорд и даже «колыбель президентов» Йель – предлагают высшее образование в сфере музыки, на территории нашей необъятной похожей опцией могут стать, разве что, тематические курсы от RMA и Британской высшей школы дизайна, проводимые в корпусах Artplay и недоступные для абсолютного большинства молодых людей. Отсюда и важная миссия формата Waveforum: выполнять образовательную функцию и инициировать обмен опытом, подтверждённый слоганом «событие для создателей музыки и звука».

Бескрайний веб и высокая доступность способов создания музыки и её распространения, с одной стороны, дают широкие возможности для творчества, но с другой – наводят на мысли и о его обесценивании. Кажется, что музыка растворяется в цифре, когда очередной раз музыкант-любитель выкидывает её в сеть в неоформленном виде. Но представьте – даже в iTunes, модерируемой платформе, прослушивается и покупается меньше 1% контента.

У каждого из нас среди знакомых (или как минимум среди знакомых знакомых) точно найдутся те, кто занимается созданием музыки. Они делают стильную «обёртку» (иногда не очень), ведут аккаунты в социальных сетях, заливают музыку на цифровые платформы, кто-то даже есть в Apple Music, а кто-то продаёт свои биты. Но охватывая всё это глобальным взглядом, думается, что всем им, при наличии таланта и упорства, не хватает знаний для качественного развития своего творчества (а ещё, возможно, ответа на вопрос «чего я хочу на самом деле?»). Всё же очень многие занимаются творчеством параллельно своей «деятельности по зарабатыванию денег», а с коммерцализацией своего музыкального «продукта» всё сложно.

Монетизация, права, документооборот, да и вообще понимание устройства музыкальной индустрии – боль современного творца, желающего заниматься своей деятельностью профессионально. Спикеры WaveForum дали ориентиры, которые помогли хоть как-то систематизировать информацию о текущем состоянии индустрии и её устройстве.

Да, именно конференции являются одним из эффективных способов узнать о том, что происходит в интересующей области, о чём, вероятно, некоторые увлечённые своим творчеством могут забывать. Конференции дают всеобъемлещую картинку происходящего в музыкальной индустрии – даже долгие часы «загугливания» информации не заменят одного посещения события, на котором максимально актуальная информация даётся в концентрированном виде. Здесь вы получите и профессиональные знания, и обмен опытом, и полезные контакты, а кроме того, возможность поучаствовать в шоукейсах – в выступлениях перед специалистами, музыкальными менеджерами. Условия выступления бывают крайне дискомфортными – слишком маленький клуб, почти пустой зал, плохой звук и прочее – музыкант часто оценивается именно по стрессоустойчивости: артист должен уметь драйвовать несмотря ни на что. Всего в мире регулярно проходит около 200 конференций, но, конечно, не всегда есть возможность отправиться в другую точку мира. Стоит искать музыкальные события и у ближайших соседей, например в Эстонии, где Tallinn Music Week поддерживается самим президентом страны, и у себя на родине – конференция Colisium, проводимая в разных городах России и в СНГ, правда, она всё же больше сконцентрирована не на музыкальном продукте, а на бизнесе.

Ещё одна важная вещь, о которой необходимо помнить музыканту, – это права. Всё может казаться слишком очевидным, до тех пор, пока вы не запишете альбом в соавторстве, как, например, это было у Дрейка: над альбомом ‘More Life’ (2017), разлетевшимся по топам музыкальных чартов, работало 18 авторов из разных стран. Пожалуй, тут есть закономерность между качеством работы и её коммерческим успехом.

Надо понимать, что права, их формальное закрепление, – это то, что даёт возможность зарабатывать. Нас постоянно окружают мультимедийные продукты, а в них всегда используется музыка – клипы, кино, реклама. И если её захотят использовать в каком-либо проекте, первым делом вас спросят о том, кому принадлежат права: от этого будет зависеть сложность лицензирования произведения, стоимость, территория использования и т.д. Поэтому как бы неприятна была такая мысль творцу, делопроизводство вести придётся, чтобы музыка не оставалась пустым звуком.

Море всегда влечёт и тех, кто просто слушает шум прибоя, любуясь волнами с берега. Таких слушателей, любителей музыки, также оказалось в избытке. Кто-то из них пришёл задать вопросы неофициальным хэдлайнерам форума – Максиму Фадееву и Антону Беляеву, собравшим аншлаги, иные стремились пообщаться с не самыми публичными фигурами вроде соул-первопроходца Music Hayk и обаятельного музыканта-из-ютуба Александра Зилкова, с чьим каналом “Нескучный Саунд” мы настоятельно рекомендуем ознакомиться. Возможно, зрительским вниманием можно объяснить и один из немногочисленных минусов мероприятия, а именно сумбурную структуру большинства лекций, то и дело сваливавшихся в формат q&a сессий. Однако его, как и некоторые технические сбои (продюсер Андрей Рожков на протяжении часа старательно объяснял основы Ableton без вывода видео на экран, камон!), хочется списать на масштаб и беспрецедентность ивента. Всё-таки, с главной задачей Waveforum справился и стал прорывным, и, надеемся, не последним в своём роде, событием в музыкальной культуре, местом встречи сотни людей, по-разному объединённых большой любовью, которой – море.

Авторы: Ярослав Веринчук, Анастасия Белякова

Фото: Анастасия Белякова