С пьесой Самюэля Беккета «В ожидании Годо» документальный спектакль «Лёха», премьера которого состоялась 25-го мая в Культурном центре «Хитровка», имеет мало общего. Пересечения между ними заканчиваются, пожалуй, на том, что режиссёр постановки Виталий Таныгин в прошлом ставил эту работу Беккета.

Впрочем, «Лёха» имеет мало общего с любым из прежде виденных вами спектаклей или прочитанных пьес. Представьте – артисты сразу заявляют, что они артисты, и им поручено доходчиво и интересно пересказать историю жизни друга. Музыка – из Лёхиного плейлиста. Реквизит и декорации – из его прошлого. Интересно наблюдать за тем, как жизнь человека, протекавшая более двадцати лет в разных уголках страны, умещается в пространстве небольшой сцены и в рассказах трёх актеров.

«Интересно наблюдать за тем, как жизнь человека, протекавшая более двадцати лет в разных уголках страны, умещается в пространстве небольшой сцены и в рассказах трёх актеров»

Постановку точнее всего охарактеризует слово «просто». История, слова, выражающие её, диалог актеров и зрителей – всё предельно просто. Вместе с тем нет нарочитой «разговорности», грубости, пошлой ежедневности. Зритель видит очередного «героя нашего времени», но не наблюдает его с высоты птичьего полёта и максимального обобщения, а пристально рассматривает в микроскоп. При этом работающая над спектаклем команда не стремится «покарать и высмеять порок» или «вознести благодетель» (и не преследует прочие не слишком правдоподобные и приевшиеся за несколько веков существования театра цели). Они хотят рассказать историю. И прекрасно с этим справляются.

В клуб анонимных друзей Лёхи – оставшихся безымянными на сцене – входят Эльвир Сирачев, Пётр Вяткин и Евгения Исупова. Естественные, смешные и трагичные, как и жизнь, которую они восстанавливают, перевоплощаясь в родителей, знакомых, случайно промелькнувших людей, составляющих пересказываемую историю. В воссоздаваемых на сцене образах и ситуациях легко угадываются знакомые люди и знакомая жизнь, и собственное прошлое в чём-то пересекается с прошлым главного героя. Приобщением к жизни – такой, какая она есть, какой была и какой будет – и занимается небольшая команда авторов и создателей постановки.

«В воссоздаваемых на сцене образах и ситуациях легко угадываются знакомые люди и знакомая жизнь, и собственное прошлое в чём-то пересекается с прошлым главного героя»

«Лёха» – не единственная летняя премьера «Хитровки». В течение всего июня в Культурном центре будут проходить спектакли и лекции; например, 23-го июня состоится первый показ спектакля «Идиот» («трагикомедия по мотивам романа Ф.М.Достоевского», как заявлено в описании постановки режиссёра Мышкина). Совсем скоро – седьмого июня – состоится премьера исторической постановки «Спасти Британию! История про Мерлина, короля Артура и рыцарей Круглого стола», основанной на преданиях и мифах Британского королевства. А девятого июня пройдёт квартирник-«Хитровник», первый в своём роде, гостями которого станут артисты «Студии театрального искусства».

А в ожидании «Лёхи» – как и любого другого спектакля Культурного центра – можно познакомиться с одной из выставок в основном зале «Хитровки». До 28-го мая работала выставка «Москва. Булгаков», на которой десять художников изображали столицу такой, какой увидели её через призму произведений Михаила Булгакова. С 2-го по 16-ое июня можно посетить выставку дизайна Эркена Кагарова «500 лучших работ»; посещение бесплатное, но по предварительному согласованию с командой «Культурного центра».

Смотреть «Лёху» стоит действительно всем – и подросткам, и студентам постарше, и взрослым, у которых, возможно, уже подрастают дети. Постановка будет понятна и интересна зрителям, но каждый, выходя из зала, вынесет из него что-то своё. Это кажется отличной метафорой жизни.

Автор: Юлия Мейхер