В голове каждого москвича при упоминании словосочетания «веганское кафе» мгновенно всплывает несколько названий. А как обстоят дела в регионах? Об этом мы поговорили с Дианой Газимовой, основательницей VeganDay, первого eco-friendly заведения в Татарстане.

Диана, расскажите, пожалуйста, как и когда вы пришли к этичному образу жизни? Тогда отказ от продуктов животного происхождения ещё не был так популярен?

Всё началось в 2009 году, когда я поспорила с другом, что смогу две недели прожить без мяса. Время прошло, мне все понравилось, и я стала вегетарианкой. Конечно, были срывы, когда я отходила от растительного питания почти на год. Строгой вегетарианкой бесповоротно стала в 2016 году.

В то время вегетарианцами были либо убежденные зожники, либо кришнаиты. На меня же повлияло движение, исходящее из среды панков. Ключевой там была этическая сторона, жалость к животным. Непосредственно к веганству я перешла из-за заботы о здоровье. Лично для меня это питание гораздо полезнее.

В 2013 году возникла идея создать онлайн-магазин, где были бы представлены растительные колбаски, сыры и прочее. Мы с другом Булатом начали возить продукты из Москвы и продавать их через Вконтакте. Тогда ничего подобного не было. Это требовало значительных энергетических и материальных ресурсов, поэтому нам пришлось закрыться.

В 2015 году, когда только-только начали набирать популярность эко-магазины, проект был преобразован в кафе и уже оффлайн магазин. Веганских точек питания на тот момент в Казани также не существовало.

Была волна популяризации экологии. Я жила в Москве и ходила волонтером на станцию сортировки мусора. На меня тогда повлиял одноимённый фильм. Параллельно с веганским образом жизни я занималась сортировкой отходов. На базе VegDay мы запустили фри-маркеты, главной идеей которых было сокращение потребления. Суть в том, что люди приносят ненужные вещи (одежда, книги, стройматериалы — всё, что угодно), которые другие могут спокойно забрать.  

Когда  круг потребителей значительно расширился и вы ощутили необходимость в доставке?

Круг потребителей постепенно расширяется. Меняются цифры, выручки. Сейчас веганы и вегетарианцы составляют только половину нашей аудитории. Приходят и те, кто работают рядом, и те, кому просто нравится питаться правильно.

О доставке спрашивали сразу. За неимением добросовестных курьерских служб мы откладывали её осуществление. С появлением Яндекс.Еды произошёл всплеск заказов. Кроме того, это ещё и имиджевый момент. Сотрудничество с подобным крупным сервисом для многих недоступно.

Для меня на начальных этапах любого бизнеса главные сложности — выстраивать команду, сохранять её целостность, следить за четкой работой коллектива

Как такового “бума”  потребительской активности не было, прирост осуществлялся постепенно. Я прогнозирую приток клиентов на 2019 год, который негласно считается годом веганства в мире. Кроме того, в СМИ транслируется всё больше информации о вреде мяса и молочной продукции.

Вы были первыми в Казани, с какими трудностями вам пришлось столкнуться при развитии бизнеса?

Как таковых трудностей не было. Мы начинали с минимальными бюджетом и оборудованием, постепенно увеличивая объемы. Для меня на начальных этапах любого бизнеса главные сложности — выстраивать команду, сохранять её целостность, следить за четкой работой коллектива. Кроме того, трудности состояли и в ведении бюджета, к счастью, они решались достаточно быстро. Так как мы маленькие, колоссальной потребности в деньгах не было. Несколько десятков тысяч всегда можно было найти. 

То, что мы были первыми, конечно, сыграло нам на руку, так как особой конкуренции на тот момент не было. Однако рынок развивается, и это отличная мотивация. Наш бизнес постепенно встаёт на ноги. Как раз сейчас начинается новый этап.

Поддерживали ли вашу идею родные? Сталкивались ли вы с гендерными стереотипами (кто-либо говорил вам о том, что женщине не место в бизнесе)?

Честно говоря, родители не особо поддерживали мою идею. Они не интересовались тем, чем я занимаюсь.

Большинство моих партнёров — мужчины. Мне повезло, и я не могу даже привести пример негативного взаимодействия, влияния стереотипов, хотя складывается впечатление, что женщине в России в принципе не очень легко, тем более в бизнесе, при развитии своего дела, когда нужно быть достаточно жёсткой. Всё-таки мужчинам с мужчинами работать легче.

Как вы связны с проектом «Мастера России»?

Напрямую никак, но мы общаемся с его организаторами, иногда ребята просят поделиться различными подборками (например, музыкальными), рассказать о своём опыте в открытии дела.  

Как вы оцениваете уровень развития малого бизнеса в России?

Мне кажется в России в принципе с бизнесом не очень. Конечно, есть определённые «плюсы». Например, открытие дела не требует особых средств. Но сама процедура очень сложная. Я не могла сразу сделать всё, что было необходимо: открыть кассу, заключить договоры аренды и прочее. На оформление мне понадобился год. Хотя почему бы и нет?

Можете ли выделить особенности, связанные с работой в Татарстане?

Так как я сама из Татарстана, мне было легче основывать VeganDay в Казани. По сравнению с Москвой, здесь, чтобы стартануть, требуется гораздо меньше средств. Это связано со ставками на аренду, зарплатным фондом и многими другими факторами. Плюс, я точно знаю, что в Татарстане есть программы содействия предпринимателям. Правда, пока я не обращалась за помощью, но сейчас основательно занимаюсь этим вопросом.

Мы стараемся пропагандировать этичный образ жизни, в том числе удовлетворять потребности  начинающих вегетарианцев и веганов, которым еще хочется чувствовать знакомые вкусы

Как сегодня оцениваете уровень вегетарианской культуры и основанного на ней рынка в Татарстане? Что можете сказать о вашем вкладе в их развитие?

Да нет в Татарстане вегетарианского рынка… Есть спрос, который растёт, однако “рынок” ничего не даёт.

Могу сказать, что за 4 года моей работы в этой сфере, на полках крупных магазинов начало появляться растительное молоко. В кофейнях появились веганские опции. Теперь не только в специализированных местах (число которых также увеличилось) можно приобрести безмолочные сыры. Несколько лет назад мы были единственным веганским кафе, помимо нас существовало и одно вегетарианское. Ситуация, конечно, не особо изменилась. Знаю, что вот-вот откроется ещё заведение.

Не хочу преуменьшать или преувеличивать наш вклад в развитие рынка вегетарианской культуры. Мы стараемся пропагандировать этичный образ жизни, в том числе удовлетворять потребности  начинающих вегетарианцев и веганов, которым еще хочется чувствовать знакомые вкусы. Так, в VeganDay представлены колбасы и сосиски в этичном варианте.

Как вам кажется, с чем связана такая популярность безмясного и безмолочного питания в современном мире?

Наконец-то начали появляться авторитетные исследования, подтверждающие, что мясо — это канцероген, молочка — гной и антибиотики.

Веганство подразумевает несколько аспектов. Первый — забота о здоровье. Второй по популярности — уменьшение экологического следа, разумное отношение к окружающей среде. В России, к сожалению, об этом говорят не так много, как на Западе. Животная индустрия значительно влияет на изменение климата.

Можете  дать прогнозы относительно этого ЗОЖ-тренда в России?

Я надеюсь, что в 2019 этот зож-тренд ещё громче о себе заявит. С помощью соц сетей и телевизионных программ люди будут слышать об этом чаще и всё-таки перестанут воспринимать слово «веган» как что-то дикое и неизвестное. Главное — интервальными повторениями доводить до масс информацию, которая может сделать их жизнь качественнее. Осознавая, что твое потребление никого не убивает, чувствуешь себя супергероем. А быть супергероем — это тренд!

Совсем недавно вы открылись после ремонта. С чем связана «перестройка» и что вы ожидаете от нового интерьера?

Да, три недели кафе было закрыто на ремонт. Мы открылись месяц назад. На месте VeganDay раньше был офис со страшным линолеумом, непонятными фиолетовыми шторами. Когда мы переехали, сделали все, что могли. Но основательный ремонт был просто необходим. Мы попытались освежить интерьер с помощью дизайнера Тани Черногузовой, которой я очень благодарна. Часто у людей «веганство» ассоциируется с «местечковым» видом, непрофессиональной деятельностью. Я очень хотела разрушить этот стереотип.

Вы активно выступаете за защиту экологии. Регулярно проводите лекции, мастер-классы, устраиваете маркеты. Расскажите, пожалуйста, о планах на ближайшее будущее?

Да, я считаю себя эко-человеком. Меня беспокоят многие глобальные проблемы. На первых порах мы активно продвигали заботу об окружающей среде. Сейчас, к счастью, появилось достаточно специальных организаций, к тому же прошёл год экологии. То, чем мы занимались на первых порах, сейчас находится на попечении государственных органов. Можно с чистой совестью отойти от этого направления. Однако я всё же хочу перевести кафе на безотходное производство: избавиться от пластика, регулярно сортировать мусор. Мы будем продолжать устраивать фри-маркеты. Думаю в ближайшем будущем организовать фестиваль, который был бы интересен как веганам, так и приверженцам здорового образа жизни в целом.

Я всё же хочу перевести кафе на безотходное производство: избавиться от пластика, регулярно сортировать мусор

Какие планы на развитие VegDay в будущем: планируете ли расширять меню, создавать сеть и выходить за пределы Казани?

Нужно кардинально переделать меню, оставить нетронутыми только трендовые позиции. Для меня важно сделать блюда healthy-направленными.

Организовать сеть было бы не так интересно, как начать какой-нибудь проект, также веганский, но уже с отличным названием. Интересно ввести кухню, рассчитанную на другую аудиторию. Наша миссия — популяризация растительного питания. При этом оно должно быть вкусным и интересным, а для каждого вкус и интерес значат что-то своё.

Выходить за пределы Казани, конечно, хочется. Мыслить глобально я только учусь. Для меня это совершенно новый уровень личностного развития.

Спасибо большое, Диана! Скорейшей реализации намеченных планов! Обязательно будем следить за вашими успехами!

Автор: Татьяна Алубаева