С начала июля по 10 августа в Москве проходит V Московская международная биеннале молодого искусства, которая на сегодняшний день является одним из самых значимых событий для российских современных художников.

Структурно биеннале 2016 года состоит из нескольких частей: Основного проекта «Глубоко внутри», что представлен в пространстве Трёхгорной мануфактуры, двух Стратегических проектов (проходят в Московском музее современно искусства и Государственном центре современного искусства), 16 специальных проектов (галереи и музеи Москвы и других городов), а также 40 выставок в рамках параллельной программы.

В Основном проекте «Глубоко внутри», куратором которого выступил Надим Самман, задействованы 87 молодых художников и художественных объединений из 36 стран. Молодой куратор из Великобритании сосредоточился на исследовании процессов, которые происходят в современном мире, таким образом, работы участников посвящены проблемам экологии, экономики, вопросам опасности новых технологий и социальной нестабильности.

«В Основном проекте «Глубоко внутри» задействованы 87 молодых художников и художественных объединений из 36 стран»

«Ежедневно миллионы людей получают опыт выхода из телесности, создавая аватары в социальных сетях или участвуя в онлайн-играх, комментирует проект Надим Самман, Тем временем, Google Earth и воздушные перелёты делают привычным для нас «взгляд бога» – снимки из космоса, вид из иллюминатора самолета. Мечта о совершенном «ином» мире порождает фантазии об эмиграции на нетронутые пляжи и даже экзотические планы колонизации Марса. Но что если эти видения – ловушки, а не выход? Что если цена билета слишком высока?…»

Погрузиться вглубь поставленной проблематики и рассмотреть тему с личного ракурса художников позволило сделать Молодежную биеннале очень насыщенной, концептуальной, интересной и разнообразной, притом, несомненно, целостной. Каждый из 87 участников предложил своё видение, решение или исследование в рамках затронутых куратором вопросов.

Так, художник из Исландии Логи Лео Гуннарссон в своей инсталляции «Лупер из отрезанных лезвий» исследует процесс, в котором акт наблюдения меняет вещи, на которые мы смотрим (используются законы квантовой физики – прим. автора). В результате неопределенность оказывается встроенной в реальность самых конкретных вещей. В своем арт-объекте художник представляет два ножа для резки бумаги, которые касаются поверхности пластинки. Пока пластинка крутится, ножи играют запись, но, в то же время, разрушают её, из-за чего звук становится всё более и более невнятным.

«Лупер из отрезанных лезвий», Логи Лео Гуннарссон

Российская художница Ксения Кудрина, родившаяся в Якутии, представила серию скульптур-тотемов («Чёрный лед»), которые опираются на традиции местного шаманизма. Используя непривычные для создания подобных работ материалы (стекло и метал), Кудрина переводит их в форму современной культуры, оставляя при этом многовековую связь с истоками и наследием якутского народа.

Коллега Ксении из Беларуси Юра Шуст также обратился к тотемизму. В своём скульптурном ансамбле «Экзозабвение» он дешифрует цифрового человека в археологическом ключе. Показывая своеобразный технофетиш, автор запечатлевает агрессию нового мира в его стремлении к мифическому комфорту. Так, например, шлем говорит о скорости и ускорении, а разбитая бутылка – метафора пустого и разбитого судна.

«Экзозабвение», Юра Шуст

Инсталляция Альваро Урбано оттягивает внимание даже самого искушенного зрителя – сквозь пробитую дыру в стене художник из Испании демонстрирует джунгли с настоящими растениями. Параллельная вселенная, которую можно ощущать и которая так тянет к себе прикоснуться, ограничивает проникновение размерами отверстия в стене. Но от этого желание познать новые горизонты становится ещё сильнее.

«Каждое произведение, представленное на Молодежной биеннале, достойно того, чтобы разобраться в концепции и основной идеи, которую художник хотел передать»

Эдди Вагенкнехт из Австрии представил арт-объект «XXXX.XXX» из серии интегрированных плат и светодиодов, «действие» которых заключается в наблюдении за своей аудиторией. Конструкция как будто чувствует стоящего рядом и перехватывает данные в режиме реального времени от мобильных устройств посетителей и другого трафика, регистрируя их мигающими лампочками. Как только лампочки зажигаются, они тем самым оповещают, что перехватили информацию с вашего мобильного. С одной стороны, работа художника отображает нашу полную запутанность в пределах информационных потоков, с другой противостоит взглядам зрителей своим собственным программным взглядом на них.

«XXXX.XXX», Эдди Вагенкнехт

Каждое произведение, представленное на Молодежной биеннале, достойно того, чтобы разобраться в концепции и основной идеи, которую художник хотел передать. А учитывая актуальность и глубину общей темы проекта – каждый посетитель сможет найти что-то близкое себе.

Для молодых художников участие в подобных проектах является не только колоссальным опытом творческой реализации или самовыражения, но и возможностью заявить о себе на крупной амбициозной площадке в области современного искусства, где основная миссия состоит в том, чтобы открывать новые имена, представлять юных авторов публике и развивать современное искусство в городской среде.

Художник Ксения Кудрина

«Для художников важно не просто создавать, воплощать в жизнь свои идеи, комментирует участница «Основного проекта» биеналле Ксения Кудрина, но и иметь возможность открыто демонстрировать свои творения, заявлять о собственной точке зрения, делиться со зрителем переживаниями, в надежде найти союзников. Участие в широкомасштабных международных проектах, таких как Молодёжная биеналле – это и огромный шаг в контекст мировой канвы современного искусства и большая ответственность перед парадигмой отечественной культуры и её толкования».

Текст предоставлен Творческим объединением Отскептики

Фото предоставлены пресс-службой биеннале, на обложке: проект  «Чёрный лед» Ксении Кудриной